РЕЦЕНЗИИ | Статья по книге 11 декабря 2020 г.

Чему учиться у ракетостроителей: 5 принципов мышления из книги «Think Like a Rocket Scientist»

Источник: Laba

Создание ракет и межпланетные миссии считают триумфом технологий. Но ученый и бывший специалист по космическим полетам Озан Варол (Ozan Varol) уверен, что это не так. По его мнению, достижения космической индустрии — заслуга специфического мышления. Прогресс стал возможен, потому что специалисты космонавтики представляли непостижимое и воплощали невозможное.

Как применить принципы мышления ракетостроителей в повседневной жизни и бизнесе, Варол рассказывает в книге «Think Like a Rocket Scientist: Simple Strategies You Can Use to Make Giant Leaps in Work and Life» («Думайте как ученый-ракетчик: простые стратегии, которые вы можете использовать, чтобы сделать гигантский скачок в работе и жизни»)*. Книга вошла в список 6 книг, которые рекомендовали прочесть в 2020 году Билл Гейтс, Сатья Наделла и Адам Грант.

Think Like a Rocket Scientist: Simple Strategies You Can Use to Make Giant Leaps in Work and Life (Думайте как ученый-ракетчик: простые стратегии, которые вы можете использовать, чтобы сделать гигантский скачок в работе и жизни)

1. Думайте, исходя из первых принципов

Когда Илон Маск задумал миссию по покорению Марса, ему нужно было раздобыть ракеты. Их цена на американском рынке была $65 млн за штуку, а на российском — $20 млн. Эти суммы были для бизнесмена космическими. И тогда он подумал: почему бы не заняться ракетостроением самому? Так появилась компания SpaceX.

Позднее Маск объяснил, как вышел на инсайт: физика научила его думать на основе первых принципов, а не аналогиями. То есть не копируя готовые варианты, а путем поиска нового решения.

Думать по методу первых принципов — раскладывать проблему до основ. С ракетами это было так:

  • Из каких материалов делают ракеты? — Специальные алюминиевые сплавы, титан, медь и углеволокно.
  • Сколько стоят эти материалы? — Оказалось, что их стоимость составляет 2% от общей цены ракеты.

Маск понял, что создание ракет на собственном производстве обойдется дешевле, чем покупка готовых. Как результат — сейчас около 80% компонентов космических аппаратов изготавливаются силами SpaceX. Минимальная зависимость от поставщиков позволяет компании контролировать не только цены, но и качество производства.

Чтобы воспользоваться методом первых принципов, докапывайтесь до первопричин. Разложите проблему на базовые элементы, а затем анализируйте их как отдельные вопросы — и по цепочке находите ответы на каждый.

2. Сначала сформулируйте стратегию, затем — тактику

Программа Mars Exploration Rovers считается одной из самых успешных межпланетных миссий NASA. Но проект мог не реализоваться: на Марсе при посадке разбился аппарат Mars Polar Lander, в то же время проектировали марсоход новой миссии с точно таким же посадочным модулем. Из-за катастрофы проект отложили.

Команда, работавшая над Mars Exploration Rovers, начала думать, как усовершенствовать посадочный механизм. Но инженер Марк Эдлер переформулировал проблему: не как улучшить модуль, а как безопасно посадить марсоход?

Так возникла идея использовать систему надувных мешков-амортизаторов. В рамках миссии запустили марсоходы Spirit и Opportunity. Они не только безопасно сели на Марсе, но и вместо ожидаемых 90 дней проработали 8 и 14 лет соответственно.

Когда вам нужно решить проблему, двигайтесь от общего к частному. Сначала сформулируйте стратегию — определите, к какому финальному результату вы должны прийти. Сфокусируйтесь не на том, что и как вы делаете, а почему. Определившись со стратегией, вы сможете продумать несколько тактик и будете иметь разные сценарии решения проблем.

3. Подружите идеализм с прагматизмом

Космические миссии объединяют две противоположные группы специалистов: ученых (идеалистов) и инженеров (прагматиков). Первые исследуют вселенную, а вторые — создают оборудование для их экспериментов. Благодаря их союзу и становятся возможными смелые космические проекты.

По аналогии при работе с идеями нужно искать баланс между идеализмом и прагматизмом. Для этого разделяйте процесс на две стадии.

Сначала собирайте банк идей, какими бы безумными они не казались. Чтобы активизировать фантазию, сыграйте в игру: представьте, каким было бы решение вашей проблемы в научно-фантастическом фильме. Это позволит избавиться от шаблонов и правил реального мира.

Потом начинайте оценивать идеи, включая прагматизм. В компании Google Х это называют «сталкивать идеи с реальностью». Процесс включает несколько этапов:

  • Команда оценивает, можно ли реализовать идею с помощью технологий, которые уже есть или появятся в ближайшем будущем.
  • Команда анализирует, может ли идея превратиться в бизнес, который будет решать проблемы реального мира. На этом этапе определяется, можно ли уменьшить риски реализации проекта, или от идеи лучше отказаться.
  • Идеи, которые прошли проверку, превращаются в независимые проекты.

Так появились проекты беспилотных авто, автономных дронов и контактных линз, которые измеряют уровень глюкозы. На первых этапах эти идеи выглядели как научная фантастика, но компания Google Х нашла баланс между идеализмом и прагматизмом, и превратила их в реальность.

4. Тестируйте так, как будто уже летите

Перед запуском ракету тестируют в ситуациях, максимально приближенных к условиям полета. Ее поддают таким же экстремальным вибрациям, ударам и температурам, как в космосе. Ученые продумывают все возможные варианты, как подтолкнуть ракету и программное обеспечение к ошибкам. Их цель — обнаружить слабые места аппарата и исправить их до запуска.

Такого же принципа проверки стоит придерживаться и в бизнесе. Если вы только ищите решение, проводите эксперименты в полевых условиях. Если запускаете готовое решение, проверяйте его в реальных ситуациях. Чем меньше разрыв между экспериментальными и реальными условиями, тем выше польза тестирования.

Вот два примера, как это работает в бизнесе:

  • Когда Oral-B заказала у компании IDEO разработку новых детских щеток, дизайнеры провели исследование в полевых условиях — буквально наблюдали, как дети чистят зубы.

    До этого эксперимента производители зубных щеток думали, что детям нужны просто мини-версии взрослых моделей. Но исследование IDEO показало другое: дети держат щетку всей ладонью, а не пальцами, как большинство взрослых, поэтому им нужны щетки с большей толщиной ручек. После выпуска такие модели стали пользоваться наибольшей популярностью в своей категории.

  • В 2006 году Facebook изменил дизайн, после чего люди начали меньше пользоваться соцсетью.

    Оказалось, что компания полгода тестировала новый сайт на современных офисных компьютерах и не учла, что у большинства пользователей техника гораздо хуже. Многие компьютеры попросту не поддерживали все обновления. То есть «полет» пользователей отличался от тестирования компании.

    И только когда в Facebook протестировали дизайн на разных компьютерах, они создали удачную версию сайта.

5. Примите неизбежность неудач

Миссию Mars Polar Lander отменяли три раза из-за неисправностей аппаратов — в них находили дефекты чуть ли не каждый месяц. А три первых неудачных запуска ракеты Falcon 1 чуть не привели к финансовому краху SpaceX.

Неудачи в космонавтике могут стоить не только миллионов долларов, но и человеческих жизней. Поэтому к анализу каждой ошибки тут подходят максимально серьезно — на их примере учатся, чтобы в финале успех компенсировал провалы.

Ракетостроители воспринимают неудачи как загадки, которые можно разгадать, а не как непреодолимые препятствия. Каждая ошибка раскрывает дефект, который нужно исправить. Чтобы применить этот принцип на практике, возьмите за привычку не игнорировать неудачи, а учиться на них.

Например, как это делают в крупных организациях:

  • В NASA есть документ, в котором перечисляются ошибки, неудачи и аномалии, случившиеся во время космических полетов с 1960-х годов. Здесь же фиксируются решения проблем.

  • В Google Х переосмысливают решения. Например, очки Google Glass потерпели фиаско после выхода на рынок. Проанализировав причины неудачи, в компании поняли, что очки — не потребительский товар. И их переделали в инструменты для бизнеса. Сейчас очки используются в больницах и аэропортах.





ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Проект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбалсяПроект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбался
Математика жизни. Простые алгоритмы принятия верных решенийМатематика жизни. Простые алгоритмы принятия верных решений
Как пройти собеседование в компанию мечты. Илон Маск, я тот, кто вам нуженКак пройти собеседование в компанию мечты. Илон Маск, я тот, кто вам нужен

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)