РЕЦЕНЗИИ | Статья по книге 11 декабря 2020 г.

Чему учиться у ракетостроителей: 5 принципов мышления из книги «Think Like a Rocket Scientist»

Источник: Laba

Создание ракет и межпланетные миссии считают триумфом технологий. Но ученый и бывший специалист по космическим полетам Озан Варол (Ozan Varol) уверен, что это не так. По его мнению, достижения космической индустрии — заслуга специфического мышления. Прогресс стал возможен, потому что специалисты космонавтики представляли непостижимое и воплощали невозможное.

Как применить принципы мышления ракетостроителей в повседневной жизни и бизнесе, Варол рассказывает в книге «Think Like a Rocket Scientist: Simple Strategies You Can Use to Make Giant Leaps in Work and Life» («Думайте как ученый-ракетчик: простые стратегии, которые вы можете использовать, чтобы сделать гигантский скачок в работе и жизни»)*. Книга вошла в список 6 книг, которые рекомендовали прочесть в 2020 году Билл Гейтс, Сатья Наделла и Адам Грант.

Think Like a Rocket Scientist: Simple Strategies You Can Use to Make Giant Leaps in Work and Life (Думайте как ученый-ракетчик: простые стратегии, которые вы можете использовать, чтобы сделать гигантский скачок в работе и жизни)

1. Думайте, исходя из первых принципов

Когда Илон Маск задумал миссию по покорению Марса, ему нужно было раздобыть ракеты. Их цена на американском рынке была $65 млн за штуку, а на российском — $20 млн. Эти суммы были для бизнесмена космическими. И тогда он подумал: почему бы не заняться ракетостроением самому? Так появилась компания SpaceX.

Позднее Маск объяснил, как вышел на инсайт: физика научила его думать на основе первых принципов, а не аналогиями. То есть не копируя готовые варианты, а путем поиска нового решения.

Думать по методу первых принципов — раскладывать проблему до основ. С ракетами это было так:

  • Из каких материалов делают ракеты? — Специальные алюминиевые сплавы, титан, медь и углеволокно.
  • Сколько стоят эти материалы? — Оказалось, что их стоимость составляет 2% от общей цены ракеты.

Маск понял, что создание ракет на собственном производстве обойдется дешевле, чем покупка готовых. Как результат — сейчас около 80% компонентов космических аппаратов изготавливаются силами SpaceX. Минимальная зависимость от поставщиков позволяет компании контролировать не только цены, но и качество производства.

Чтобы воспользоваться методом первых принципов, докапывайтесь до первопричин. Разложите проблему на базовые элементы, а затем анализируйте их как отдельные вопросы — и по цепочке находите ответы на каждый.

2. Сначала сформулируйте стратегию, затем — тактику

Программа Mars Exploration Rovers считается одной из самых успешных межпланетных миссий NASA. Но проект мог не реализоваться: на Марсе при посадке разбился аппарат Mars Polar Lander, в то же время проектировали марсоход новой миссии с точно таким же посадочным модулем. Из-за катастрофы проект отложили.

Команда, работавшая над Mars Exploration Rovers, начала думать, как усовершенствовать посадочный механизм. Но инженер Марк Эдлер переформулировал проблему: не как улучшить модуль, а как безопасно посадить марсоход?

Так возникла идея использовать систему надувных мешков-амортизаторов. В рамках миссии запустили марсоходы Spirit и Opportunity. Они не только безопасно сели на Марсе, но и вместо ожидаемых 90 дней проработали 8 и 14 лет соответственно.

Когда вам нужно решить проблему, двигайтесь от общего к частному. Сначала сформулируйте стратегию — определите, к какому финальному результату вы должны прийти. Сфокусируйтесь не на том, что и как вы делаете, а почему. Определившись со стратегией, вы сможете продумать несколько тактик и будете иметь разные сценарии решения проблем.

3. Подружите идеализм с прагматизмом

Космические миссии объединяют две противоположные группы специалистов: ученых (идеалистов) и инженеров (прагматиков). Первые исследуют вселенную, а вторые — создают оборудование для их экспериментов. Благодаря их союзу и становятся возможными смелые космические проекты.

По аналогии при работе с идеями нужно искать баланс между идеализмом и прагматизмом. Для этого разделяйте процесс на две стадии.

Сначала собирайте банк идей, какими бы безумными они не казались. Чтобы активизировать фантазию, сыграйте в игру: представьте, каким было бы решение вашей проблемы в научно-фантастическом фильме. Это позволит избавиться от шаблонов и правил реального мира.

Потом начинайте оценивать идеи, включая прагматизм. В компании Google Х это называют «сталкивать идеи с реальностью». Процесс включает несколько этапов:

  • Команда оценивает, можно ли реализовать идею с помощью технологий, которые уже есть или появятся в ближайшем будущем.
  • Команда анализирует, может ли идея превратиться в бизнес, который будет решать проблемы реального мира. На этом этапе определяется, можно ли уменьшить риски реализации проекта, или от идеи лучше отказаться.
  • Идеи, которые прошли проверку, превращаются в независимые проекты.

Так появились проекты беспилотных авто, автономных дронов и контактных линз, которые измеряют уровень глюкозы. На первых этапах эти идеи выглядели как научная фантастика, но компания Google Х нашла баланс между идеализмом и прагматизмом, и превратила их в реальность.

4. Тестируйте так, как будто уже летите

Перед запуском ракету тестируют в ситуациях, максимально приближенных к условиям полета. Ее поддают таким же экстремальным вибрациям, ударам и температурам, как в космосе. Ученые продумывают все возможные варианты, как подтолкнуть ракету и программное обеспечение к ошибкам. Их цель — обнаружить слабые места аппарата и исправить их до запуска.

Такого же принципа проверки стоит придерживаться и в бизнесе. Если вы только ищите решение, проводите эксперименты в полевых условиях. Если запускаете готовое решение, проверяйте его в реальных ситуациях. Чем меньше разрыв между экспериментальными и реальными условиями, тем выше польза тестирования.

Вот два примера, как это работает в бизнесе:

  • Когда Oral-B заказала у компании IDEO разработку новых детских щеток, дизайнеры провели исследование в полевых условиях — буквально наблюдали, как дети чистят зубы.

    До этого эксперимента производители зубных щеток думали, что детям нужны просто мини-версии взрослых моделей. Но исследование IDEO показало другое: дети держат щетку всей ладонью, а не пальцами, как большинство взрослых, поэтому им нужны щетки с большей толщиной ручек. После выпуска такие модели стали пользоваться наибольшей популярностью в своей категории.

  • В 2006 году Facebook изменил дизайн, после чего люди начали меньше пользоваться соцсетью.

    Оказалось, что компания полгода тестировала новый сайт на современных офисных компьютерах и не учла, что у большинства пользователей техника гораздо хуже. Многие компьютеры попросту не поддерживали все обновления. То есть «полет» пользователей отличался от тестирования компании.

    И только когда в Facebook протестировали дизайн на разных компьютерах, они создали удачную версию сайта.

5. Примите неизбежность неудач

Миссию Mars Polar Lander отменяли три раза из-за неисправностей аппаратов — в них находили дефекты чуть ли не каждый месяц. А три первых неудачных запуска ракеты Falcon 1 чуть не привели к финансовому краху SpaceX.

Неудачи в космонавтике могут стоить не только миллионов долларов, но и человеческих жизней. Поэтому к анализу каждой ошибки тут подходят максимально серьезно — на их примере учатся, чтобы в финале успех компенсировал провалы.

Ракетостроители воспринимают неудачи как загадки, которые можно разгадать, а не как непреодолимые препятствия. Каждая ошибка раскрывает дефект, который нужно исправить. Чтобы применить этот принцип на практике, возьмите за привычку не игнорировать неудачи, а учиться на них.

Например, как это делают в крупных организациях:

  • В NASA есть документ, в котором перечисляются ошибки, неудачи и аномалии, случившиеся во время космических полетов с 1960-х годов. Здесь же фиксируются решения проблем.

  • В Google Х переосмысливают решения. Например, очки Google Glass потерпели фиаско после выхода на рынок. Проанализировав причины неудачи, в компании поняли, что очки — не потребительский товар. И их переделали в инструменты для бизнеса. Сейчас очки используются в больницах и аэропортах.





ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Змеи в костюмах. Как вовремя распознать токсичных коллегЗмеи в костюмах. Как вовремя распознать токсичных коллег
Книга Ленивого Гуру. Поток. Результаты. Без усилийКнига Ленивого Гуру. Поток. Результаты. Без усилий
EQ. Эмоциональный интеллект на практикеEQ. Эмоциональный интеллект на практике

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)