LUCA: четыре шага к развитию сострадания
Источник: Блог издательства "МИФ"
Наверняка вам часто приходилось слышать утверждение, что наш мир предлагает жесткий выбор: либо ты добр, либо успешен. Что проявляя отзывчивость, ты должен жертвовать чем-то ради других. Однако наука убеждает в обратном: быть отзывчивым проще, выгоднее и надежнее. Об этом книга Кристофера Кукка (Christopher Kukk) «Выигрывает каждый» (The Compassionate Achiever). Вашему вниманию материал о сострадании и… первом краудфандинге в истории.
LUCA
Нет единого стандарта в том, как быть отзывчивым, но есть определенные качества, которые можно развивать.
Они объединены в аббревиатуру LUCA:
- Слушать (L — listening),
- Понимать (U — understanding),
- Находить возможности (C — connecting),
- Действовать (A — acting).
В биологии (особенно в эволюционной биологии) термин LUCA обозначает «последнего универсального общего предка» (англ. Last Universal Common Ancestor), то есть наиболее недавний организм, от которого произошли все живущие ныне на Земле организмы. Кроме того, Лука (Люк, Лукас) — довольно распространенное во многих языках имя, означающее «несущий свет».
1. Слушать, чтобы лучше изучить проблему или задачу
Умение слушать — первый шаг на пути к развитию сострадания. Действие довольно простое, однако оно может принимать множество разных форм. Слушать — значит не столько получать исчерпывающую информацию, сколько концентрироваться на том, что слышишь. Слушание включает в себя и владение искусством задавать правильные вопросы, потому что именно они ведут к ответам, необходимым для успешного обучения. Не менее важно уметь услышать и то, что не было сказано.
Молчание и паузы порой могут открыть больше, чем слова
2. Понимать, как помочь
В сострадании понимание играет одну из ключевых ролей. Понимание — это не просто сбор необходимых фактов. Это осознание того, как разрозненные кусочки информации сочетаются или не сочетаются между собой. Понять — значит изучить идеи и мысли с разных точек зрения, рассмотреть их в разных контекстах и обстоятельствах. Ведь знание контекста, в котором рождается та или иная мысль, не менее важно, чем сама мысль.
Простое слово «огонь», например, в разном контексте имеет совершенно разное значение. Звучащее как предупреждение о пожаре, оно может спасти жизни, а как приказ на поле боя — погубить. Умение соотносить факты и превращать их в идеи позволяет получить доступ к возможностям.
3. Находить возможности для решения проблем
Возможности не всегда лежат на поверхности, и порой нужно потрудиться, чтобы отыскать их. От развитости ваших навыков и широты круга общения во многом зависят и варианты решения проблем. Ищите способы по-новому взглянуть на ситуацию, чтобы увидеть неожиданные выходы из нее. Используйте разные возможности для эффективных действий.
4. Действовать, чтобы решить проблему или задачу
Второе ключевое понятие сострадания — действие. Преодоление страхов и сомнений, так же как развитие ответственности, крайне важно для начала действий. В то же время, как бы парадоксально это ни звучало, бездействие иногда тоже может стать решением. Когда дело касается сострадания, действия порой так же важны, как бездействие. Иногда лучший способ найти выход из сложившейся ситуации — принять пассивную позицию, как Махатма Ганди или врач, не прописывающий никаких лекарств. Сила сострадания может выражаться по-разному, но всегда она неизбежно ведет к успеху.
Пример четырех шагов. Мартин Коуни
Что бы вы сделали, если бы знали о существовании аппарата, способного спасти тысячи недоношенных младенцев, но никто из медицинской верхушки вас бы не слушал и даже не давал шанса испытать новую технологию? Как вам идея открыть «инкубатор для новорожденных» прямо на променаде Кони-Айленда, в парке развлечений между павильонами «Деревенька Конго» и «Тирольские песни»? Уж тут-то новшество заметят, и можно будет спасать детей.
Именно так в 1903 году поступил Мартин Коуни, врач, внедривший инкубаторы для вынашивания младенцев по всем Соединенным Штатам.
- Слушать, чтобы учиться. Коуни узнал об аппаратах в Париже от своего учителя Пьера Будена. Тот попросил помочь с их демонстрацией на Всемирной выставке 1896 года в Берлине, где в инкубаторах были представлены шесть недоношенных младенцев. Именно там, на Всемирной выставке, Коуни и познакомился с технологией спасения детских жизней. В то время как все медицинское сообщество Европы и Соединенных Штатов считало идею шарлатанством, Коуни внимательно слушал своего наставника и учился. Он был открыт всему, что бросало вызов традиционным подходам и могло спасти новые жизни. Коуни определенно был исследователем-спасителем.
- Понимать, чтобы знать. Коуни прекрасно понимал, что почти все медики считают технологию пустышкой. Но он также знал: если удастся представить ее на суд американской общественности, вероятность массового внедрения значительно возрастет. В 1943 году инкубаторы стали повсеместно использоваться в больницах.
- Находить возможности. Поскольку в медицинских кругах детские инкубаторы считались неэффективными, Коуни не мог надеяться на финансирование и другую поддержку. Тогда он обратил свой взгляд на американскую общественность. Благодаря европейской помощи ему удалось привезти инкубаторы в США. Чтобы оплачивать содержание и работу оборудования, а также медицинский персонал, Коуни брал по 25 центов с каждого, кто хотел посмотреть на недоношенных младенцев. При этом Коуни никогда ни цента не брал с родителей недоношенных детей, а вся его кампания была, возможно, первым краудфандинговым проектом в истории США.
- Действовать, чтобы решать проблемы. Как только у Коуни появились необходимые средства на содержание своей клиники-павильона, он сразу же нанял высококлассных специалистов: от кормилиц до поваров, к которым предъявлял очень серьезные требования.
За время совместной работы они в общей сложности спасли около 6500 детей. Ни одна больница в Соединенных Штатах в то время не занималась спасением недоношенных младенцев, а к тому моменту, как Коуни закрыл свой павильон, в медицинских учреждениях уже стали появляться зачатки нынешних неонатальных отделений. За свою жизнь Коуни спас тысячи детей, а его идея и по сей день сохраняет жизни малышам.
Можно сказать, что его решение проблемы, причинявшей страдания многим людям, создало круги жизни и надежды на поверхности реальности, которые распространились сквозь время.
|