Творчество начинается с одной маленькой ставки
Автор: Ксения Герасимова
Источник: RB.ru
Наверное, у каждого человека был в жизни такой момент, когда после прочтения книги, просмотра фильма или, например, использования компьютерной программы, он думал: "Почему это придумал не я? Почему эта потрясающая идея пришла не ко мне?" И многие до сих пор считают, что гениальные мысли сами собой снисходят на великих деятелей искусства или науки. Книга Питера Симса "Мелкие ставки", вышедшая в издательстве "Манн, Иванов и Фербер", полностью опровергает это предубеждение.
Принято считать, что только единицы из миллиардов людей могут создать что-то выдающееся. Это не так. Книга "Мелкие ставки" подтверждает мысль о том, что талант всего на 5% складывается из вдохновения. Оставшиеся 95% — это упорство, работа, пробы и ошибки. Творчество, созидание, если угодно, creation в этой книге представляется не как некое сакральное действо, а как вполне понятный процесс.
Это книга о том, что нечто большое, великое создается далеко не сразу. Окончательная, завершенная идея гениального романа или знакового изобретения приходит к ее творцу не в один момент, а только в процессе работы. И это не голословные утверждения. Симс раскрывает свою теорию на примере всем известных компаний — лидеров в своих сегментах бизнеса, рассказывая о неожиданных поворотах в их историях и интересных случаях, которые стояли в основе потрясающих изменений.
Компании Google (такой, какой мы ее знаем сейчас), могло бы и не быть, если бы сотрудники Стэнфордской электронной библиотеки Сергей Брин и Ларри Пейдж не пользовались методом мелких ставок, который описывает Питер Симс. Сегодня тяжело представить технологии поиска без индекса цитирования и алгоритма ссылочного ранжирования Pagerank, а интернет-рекламу — без системы AdWords. И еще сложнее представить, что империя Google начиналась со скромной задачи — организации библиотечного поиска в режиме онлайн.
Метод мелких ставок хорош тем, что применим практически в любой сфере. Он прекрасно зарекомендовал себя в электронных продажах, разработке программного обеспечения, экономической теории, индустрии компьютерных игр, мультипликации, архитектуре, военной стратегии и даже в политике. Между прочим, если бы не мелкие ставки, неизвестно, был бы сейчас Барак Обама президентом США или нет.
Само собой, никогда нельзя гарантировать 100-процентного успеха и полностью застраховать себя от неудач. Зато можно научиться воспринимать провал как достижение на долгом пути. Ведь страх блокирует — боясь совершить ошибку, мы лишаем себя новых впечатлений и новых идей, которые могут прийти в процессе поиска.
Томас Эдисон провел девять тысяч экспериментов, чтобы изобрести лампу накаливания. Это не просто пример потрясающего упорства и работоспособности. Это пример того, что ошибки и провалы — это не знак того, что нужно остановиться. Это знак, что нужно сменить направление работы и посмотреть на вопрос под другим углом. К сожалению, большинство образовательных учреждений (за исключением, может быть, тех, которые выбрали педагогическую систему Марии Монтессори) не учат воспринимать провал как победу, не развивают динамическое мышление. Питер Симс рассказывает, почему и насколько оно важно в процессе творчества, а также о том, как его в себе "воспитать". И мелкие ставки играют не последнюю роль.
Метод учит не ждать ошеломляющего успеха и wow-эффекта сразу же, а уметь ценить маленькие победы. Когда одна победа (пусть даже самая незначительная) одержана, запускаются процессы, мотивирующие на достижение следующей. И нельзя отчаиваться: даже великий Стив Джобс далеко не сразу рассмотрел потенциал Pixar в контексте именно анимационной студии; даже у Билла Гейтса, который давно занимается благотворительностью, нет достаточной проницательности, чтобы понять, где именно его финансовые вложения принесут максимальную отдачу. Сеть кофеен Starbucks — тоже результат серии маленьких побед.
Шансы оказываются на стороне тех, кто не боится пробовать новое. А творчество вполне может стать образом жизни. Почему бы не попробовать сегодня?
|