Почему так трудно найти свое призвание?
Автор: Ксения Герасимова
Источник: RB.ru
Какому человеку не хотелось бы найти дело, с которым он справляется лучше остальных и которое он любит? Действительно, что может быть лучше: приходить на работу потому, что туда по-настоящему хочется приходить, а не потому, что необходимо как-то зарабатывать. Кен Робинсон (Ken Robinson) в книге "Образование против таланта", вышедшей в издательстве "Манн, Иванов и Фербер", рассказывает об истинных причинах того, почему не все находят себя.
Книга рассказывает о том, что настоящих бездарей и неудачников очень мало (в то время как многие люди упорно считают себя такими — начисто лишенными каких-либо талантов и сильных способностей). На самом деле, есть те, кто не смог открыть в себе нечто особенное, или те, кому по каким-то причинам не позволили этого сделать.
Творчество доступно всем
Робинсон рассказывает о том, что таланты лежат в очень разных плоскостях, и они не ограничиваются сферами, традиционно ассоциируемыми с искусством (музыкой, живописью, скульптурой и т. д.): это и любовь к химии, ведение домашнего хозяйства, работа пожарного… Автор книги подробно рассказывает об этапах и содержании творческого процесса, еще раз доказывая, что творчество и новаторство — отнюдь не удел горстки избранных.
По словам автора, главная проблема того, что не все люди полностью раскрывают свой потенциал, — это принятые в большинстве учебных заведений многих стран системы образования, направленные исключительно на получение академических знаний. В частности, дело в так называемой иерархии учебных дисциплин, негласно или открыто принятой практически повсеместно (Кен Робинсон много путешествовал и изучал различные образовательные системы и программы). Наверху такой иерархии обычно располагаются естественные науки (химия, физика, математика) и языки, ниже — такие дисциплины, как история и география, а в самом низу — все, что так или иначе связано с разными видами искусств (у которых, в свою очередь, тоже есть своя иерархия).
Но является ли подобная иерархия единственно верной? Кен Робинсон в своей книге доказывает, что она в корне неверна. Почему предполагается, что некоторые дисциплины имеют самое прямое отношение к рынку труда, а другие — нет? В подростковом возрасте каждый школьник получал от родителей добрые, но не совсем правильные советы вроде: "Художник — не профессия. Зачем тебе рисование, что в нем важного?"
Каким должно быть образование?
Робинсон отмечает также, что одно из вреднейших "образовательных изобретений" — коэффициент интеллекта. Этот показатель имеет довольно большое значение для преподавателей (и некоторых работодателей), однако до сих пор так и не сформировано единого мнения, какие параметры измеряются IQ-тестами и какое отношение они имеют к интеллекту. Но факт остается фактом: поскольку показатель IQ важен, успех во многих дисциплинах зависит от кратковременной памяти на факты, а занятие искусствами вообще не входит в рационалистическое представление об интеллекте. Поэтому изучение романов считается более интеллектуальным занятием, нежели их написания.
Все эти несовершенства многих образовательных систем — одна из причин того, что многие одаренные (и впоследствии успешные) люди плохо учились в школе, оставляли университеты и колледжи (по собственному желанию или из-за формальной неуспеваемости). По словам Кена Робинсона, простой реформы образования недостаточно — нужно коренное изменение. Сутью процесса образования должно стать всестороннее развитие личности и ее творческого потенциала, который сейчас подавляется.
Новый взгляд на одаренность
На протяжении всего повествования Робинсон подчеркивает важность таланта, одаренности, инновационного подхода в условиях стремительно изменяющегося мира. Книга, выражаясь словами самого Кена Робинсона, рассказывает о том, почему так важно искать свой собственный, а не географический север, и строить жизнь согласно своим устремлениям. В "Образовании против таланта" есть масса позитивных примеров того, как даже те люди, возможности которых в обществе принято считать ограниченными, нашли себя, не боясь стереотипов (например, полностью глухие музыканты).
В книге есть отдельная глава, посвященная важности творческого начала в бизнесе. Там Робинсон приводит в пример опыт студии Pixar, где любой бухгалтер или охранник при желании может пройти курс изобразительного искусства в корпоративном университете, или компании IDEO где все — от инженеров до психологов — развивают у себя дизайнерское мышление. Он рассказывает и о Google, инженеры которой 20% своего времени тратят на работу над новыми идеями. И вряд ли кто-то рискнет сказать об отсутствии у этих компаний перспектив или назвать их достижения незначительными.
Возможно, книга и не является готовым решением для изменений в системе образования, но это стройное доказательство необходимости этих изменений, которые, хочется надеяться, произойдут в самое ближайшее время.
|