Бизнес-диалектика
Автор: Олена Грибенко, "&.СТРАТЕГИИ" (№4, 2009)
Плодотворная команда — это результат, полученный благодаря искренним ответам на прорывные вопросы.
Подъезжаете вы к Лувру, выходите из такси. Вот он — Лувр! — говорит Евгений Гришковец в одном из своих спектаклей. — Дома еще только снег растаял, а тут почти лето — и такая дымка, такой запах! И Лувр такой большой и там ничего не понятно. Берете путеводитель по Лувру — а там тем более ничего не понятно. Но у вас же с собой русско-французский разговорник. Открываете его, находите нужный вопрос, потом — нужного француза, подходите к нему и говорите: «excusez-moi…». И тут догадываетесь, что вопрос вы, конечно, зададите, но на него же ведь ответят…»
Разговорники не помогут руководителю компании трансформировать бизнес, как и туристу найти Мону Лизу в Лувре, ибо нужно не только уметь задавать вопросы, но и быть готовым к ответам на них. Такое мастерство задавать правильные, прорывные вопросы присуще не только успешным лидерам, а и продавцам, менеджерам, инженерам, специалистам. Это видно, если проанализировать любой инновационный продукт, научный прорыв или подъем эффективности бизнеса. Копните глубже, и вы увидите, что везде сначала был диалог.
Сама жизнь является источником знаний о прорывных вопросах и их специфических характеристиках. Канадский коуч-новатор Пол Госсен и его команда провели исследование структур общения — вопросов, обращений, предложений, с помощью которых строятся отношения, развивается ответственность и достигаются результаты. Также эта исследовательская группа изучила непродуктивные привычки, блокирующие трансформацию бизнеса. Они работали с руководителями разных уровней, сопровождая и анализируя прорывные разговоры, с целью выявить 17 вопросов диалога, способного трансформировать бизнес.
Книга, которая возникла в результате исследований Пола Госсена, — «Трансформация бизнеса» — дает общее представление о формуле постановки открытых вопросов, построении отношений, проведении разговоров, существенно меняющих систему ценностей, и создании ответственности. Как оказалось, существует пять этапов трансформации бизнеса:
- отношения (построение отношений, создание доверия, поддержка людей);
- цель (понимание целей, определение результатов, объединение людей в команду);
- трансформация (вдохновение людей через диалог);
- ответственность (план реализации данных обещаний, уважение своих намерений);
- рост (самосовершенствование и развитие команды).
На каждом из данных этапов есть свои подводные камни и ключевые вопросы, которые делают процесс эффективнее. А сама трансформация происходит в тишине, наступившей после постановки вопроса.
Пол Госсен выделяет шесть принципов постановки прорывных вопросов:
- ничего не говорите, после того как задали вопрос (результат достигается именно в первые 5-20 секунд молчания);
- проверьте, есть ли изменения (повлиял ли как-то заданный вопрос, найдено ли решение);
- укрепите самое слабое место (вернитесь назад к наиболее слабым областям разговора);
- не задавайте невысказанных вопросов (будьте терпеливыми, они возникнут сами по себе);
- поинтересуйтесь тем, где именно может быть трещина (успех в уязвимых местах приведет к успеху всего проекта);
- всегда двигайтесь по направлению своих опасений (в направлении одной или двух вещей, которые волнуют вас в данный момент).
Безусловно, со времен Сократа — одного из величайших мастеров задавать вопросы — придумать что-то новое в этой сфере практически невозможно. Именно он на основе открытого диалектического метода ввел в культуру саму идею поиска истины. Известно, что и «диалектика» связана с именем Сократа. Она берет свое начало от «диалога», что в переводе с греческого означает — разговариваю, беседую с собой, или беседа, разговор между людьми. Фактически диалектика — движущееся слово, движущаяся мысль. Это та составляющая, которая так необходима для плодотворной работы в команде. В таком диалоге происходит столкновение противоположных точек зрения и становление новых идей. Правда, тем, у кого нет времени изучать искусство построения отношений по диалогам древнегреческих философов, стоит обратиться к более кратким современным источникам.
По материалам книги Пола Госсена «Трансформация бизнеса»
|