О философии концепции «как»
Автор: Ксения Герасимова
Источник: RB.ru
Мир вообще и мир бизнеса в частности постоянно видоизменяется. Уже не так важно, что делает или производит та или иная компания (в конце концов, ни одну технологию нельзя сохранить в секрете). Важен способ действия, подход к реализации идеи. Важно выбрать не столько нишу, сколько "образ жизни" в ней. Об этом пишет Дов Сайдман в книге "How. Отношение определяет результат", вышедшей в издательстве "Манн, Иванов и Фербер".
Почему Джек Уэлч не слишком боялся, что инновационные идеи и разработки станут достоянием общественности, а General Electric все равно была и остается лидером? Почему Starbucks по-прежнему остается культовой сетью кофеен, своего рода символом образа жизни, несмотря на то, что латте сейчас можно заказать практически в любом кафе? Именно потому, что важен не только сам продукт или услуга, а еще и способы производства и подачи, атмосфера вокруг них, то, как действуют компания и ее руководители (не позиционируют себя, а именно действуют!). Скопировать идею можно — скопировать поведение нельзя.
Картина мира "что" трансформируется в картину мира "как", и это не неожиданность, а вполне логичный эволюционный процесс. Наступила эра поведения. Мир, благодаря развитию высоких технологий, стал полностью прозрачным, скрыть ничего нельзя. Репутация и факты из биографии идут "впереди" человека или компании, и репутация становится едва ли не более важной, чем в мире "непрозрачном". Репутация — залог успеха на таких проектах, как eBay, Airbnb, YouDo и пр. Чем она лучше, тем больше у пользователя заказов. В среднем продавцу с хорошей репутацией на eBay готовы заплатить на 8,1% больше, чем пользователю без отзывов. Действие этой модели можно без труда представить и в более глобальном масштабе всего мира, а не только отдельно взятых сайтов.
Дов Сайдман — специалист в области философии, если точнее — в области философии морали, этики. Это во многом определяет то, как он подает свои идеи. Жить согласно законам и этическим принципам нужно не только потому, что есть риск быть наказанным за их несоблюдение, — причина гораздо глубже. Книгу нельзя назвать стопроцентно попадающей в определения жанра бизнес-книги, некоего руководства по тому или иному вопросу — это скорее описание концепции how-философии. Автор объясняет (и доказывает это результатами ряда исследований, проведенных учеными и специалистами крупных консалтинговых компаний), почему только у социально ответственного, ориентированного на общечеловеческие ценности бизнеса есть шансы на лидерство в современном мире. "Недостаточно производить хорошие кроссовки, если при этом эксплуатируются рабочие во Вьетнаме", — пишет Сайдман.
Почему важно (вернее, необходимо) создавать корпоративную культуру, основанную на устойчивых ценностях? Хотя бы потому, что самые успешные компании — именно такие, ценностно ориентированные. И дело не в том, что, заработав миллиарды, они позволили себе быть честными и принципиальными — эта взаимосвязь работает как раз в обратном "направлении". Принцип "слишком большая, чтобы обанкротиться" перестал действовать — доказательств этому достаточно. Полагать, что крупной компании позволено нарушать моральные нормы только потому, что она крупная, — недальновидно, если не сказать больше. Образ мысли "nothing personal — just business" не просто неэффективен, а опасен и разрушителен для любой компании.
Растет (вернее, возвращает свою важность, причем в куда большем масштабе) значение понятий "поведение", "характер" и "репутация" применительно к бизнесу: 94 человека из 100 считают критически важным работать в ценностно ориентированной компании. Лучшие специалисты хотят работать, например, в Facebook или Google, но вряд ли только из-за бесплатных снеков, страховки и компенсаций. Важно то, что компании ставят перед собой те цели, которые важны для всего человечества, то, например, что Марк Цукерберг и Сергей Брин — известные филантропы.
Это прекрасная иллюстрация философии "как" в действии.
|