Как находить и воплощать прорывные идеи
Автор: Дмитрий Горин
Источник: Searchengines.ru
Что будет, если скрестить ежа и ужа? Практически каждый, не задумываясь, выдаст ответ про два метра колючей проволоки, ведь эта шутка известна нам едва ли не с детского сада. Хотя вряд ли кто-нибудь когда-нибудь пытался проводить этот эксперимент на самом деле. Кому может прийти в голову такая дурацкая затея?..
Ну а что будет, если скрестить бочонок пива с кардридером? Нет, серьёзно. Вы вставляете в бочонок свою ID-карту, получаете бокал пива; камера, встроенная в ридер, фотографирует вас, отправляет снимок на Facebook и обновляет ваш статус, сообщая друзьям: вы только что выпили. Идея ещё более дурацкая? Тем не менее, именно благодаря ей появилось оборудование, которое применяется на конференциях: участник проводит по кардридеру своей ID-картой, и система автоматически обновляет его статус на Facebook.
Ок, — заявит большинство читателей, — но для того, чтобы генерировать подобные идеи, нужно иметь по-особому настроенные мозги. Хорошая новость: вы ими обладаете. Как утверждает американский учёный Тина Силиг (Tina Seelig) в книге «Разрыв шаблона. Как находить и воплощать прорывные идеи» (inGenius: A Crash Course on Creativity), наш мозг уже создан для креативного решения проблем, и природную изобретательность довольно легко как выявить, так и усилить. «Внутри каждого из нас томится творческий гений, ожидающий высвобождения. Слово "гениальный" происходит от латинского термина ingenium, который буквально переводится как "естественная способность" или "врождённый талант"», — поясняет автор оригинальное название своей работы, inGenius.
Тина Силиг имеет степень доктора наук в нейробиологии, является исполнительным директором программы технологических венчурных инвестиций на техническом факультете Стэнфордского университета. Кроме того, она читает курс лекций по креативности и инновациям в Институте дизайна Хассо Платтнера этого же университета. В прошлом году издательство «МИФ» выпустило перевод её книги «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след». Главная мысль, которую провозглашала в ней Силиг, что креативному мышлению можно научиться. Теперь автор приводит примеры того, как именно это сделать.
Для наглядности она придумала некий генератор инноваций, состоящий из шести взаимопроникающих частей. Три из них внутренние — это знания, отношение и воображение. Ещё три — внешние: ресурсы, среда обитания и культура. В книге учёный разбирает этот генератор, анализируя каждый компонент. А затем собирает снова, показывая, как они влияют друг на друга, усиливая творческий потенциал. Силиг описывает конкретные инструменты и техники, провоцирующие появление идей и, что более важно, то, как они зачастую неправильно используются.
Один из таких прекрасных примеров посвящён проведению мозгового штурма. Не сомневаюсь, некоторые пытались его организовать, а кое-кто — принимать участие. Большинство менеджеров ошибочно считают, что имеют представление о том, как правильно управлять этим процессом. На деле же они просто собирают случайных людей в комнате, не пригодной для таких целей, и те начинают в исступлении бросаться идеями. Тина Силиг чётко и лаконично прописывает правила, которые позволяют сделать мозговой штурм максимально эффективным и действенным.
Немало внимания автор уделяет и особой окружающей среде для стимуляции воображения, проще говоря, организации рабочего места. И хотя правильная атмосфера для творчества кажется очевидным ключевым фактором, многие часто упускают из вида этот момент.
Книга «Разрыв шаблона» полна и конкретными примерами того, как нестандартные подходы к привычным, казалось бы, вещам, рождают успешно работающие проекты. Взять хотя бы тот же бочонок пива.
Тина Силиг не устаёт повторять, что творчество — это не только то, о чём вы думаете, но и то, что делаете. Она приводит множество способов и примеров того, как быстро завести свой «двигатель инноваций», в полной мере оценить каждое слово, каждый предмет, каждую идею и каждый момент, которые предоставляют возможность для творчества. «Генерировать удивительные идеи ничего не стоит, а результаты этого бесценны», — утверждает она.
Особое отношение у Силиг и к ошибкам. Она уверена, что их нужно расценивать не как промахи, а как источник новых знаний. «У меня не было никаких неудач. Я с успехом определил 5000 способов, которые никуда не годятся», — приводит автор слова Томаса Эдисона, который перепробовал сотни различных материалов для нити накаливания в своей лампочке, прежде чем нашёл единственно верный вариант. «Неожиданные результаты не только оказываются самыми интересными, но и могут привести к научным прорывам. Именно случайные результаты лежали в основе множества важнейших открытий, включая радиоактивность, пенициллин и излучение абсолютно чёрного тела», — ободряет читателей автор «Разрыва шаблона».
Как всегда, есть одно «но». Как я уже упоминал, Тина Силиг преподаёт в Институте дизайна, и эту книгу писала по итогам проведённого там курса. Стоит учесть, что, будучи преподавателем, она имеет дело с аудиторией, отобранной по определённым критериям (150 студентов соревнуются за 40 мест в её классе), то есть работает с людьми уже изначально склонными к креативности. И я подозреваю, что она несколько переоценивает ту лёгкость, с которой могут начать творить люди менее вдохновенные и более приземлённые. Однако это вовсе не значит, что от этой книги стоит отказываться. Даже если под конец вы не начнёте лихорадочно записывать возникшие в голове мысли, после прочтения «Разрыва шаблона» затея скрестить ужа и ежа покажется вам не такой уж дурацкой.
|