Как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту
Автор: Наталья Спехова
Источник: "Капитан своей жизни"
Книга, которая зовет к ней возвратиться.
Так я определила впечатление. Уже несколько раз за последние дни перечитывала выделенные цитаты, приходили новые идеи, и я оставила книгу на рабочем столе.
Однажды мне сказали, что я иду по жизни слишком сложными путями, с тех пор я ищу короткие и понятные. Оказывается, живу по законам эвристики:
Быстрые пути, которые ищет наш мозг, известны, как эвристика.
Именно с этой фразы и началось мое знакомство с книгой. Не с первой, не со второй — с конца первой главы. Но это только точка внимания, содержание-то совсем о другом.
Я могу рассказать содержание, но поможет ли набор опорных пунктов проникнуться?
- Три этапа формирования внимания
- Автоматизм
- Фрейминг
- Разрушение стереотипов…
Стоп, стоп. Лучше я скажу, кому эта книга нужна: всем, кто выступает перед аудиторией и всем, кто хочет, чтобы его слушали и слышали (даже один человек).
И еще лучше я поделюсь внутренними составляющими. А они показывают законы удержания фокуса: что мы замечаем в первую очередь, на чем задерживаемся дольше, на чем не останавливаемся совсем. Серьезное место занимает "необычное".
Почему мы обращаем внимание на необычное? Ответ может быть простым — все дело в дофамине, нейромедиаторе, контролирующем центры удовольствия мозга, особенно, когда это касается достижений или выполнений задач. Без него мы лишились бы мотива изучать что-то новое.
Такое постое физиологическое объяснение. Но дофамин быстр, он моментально исчезает, его действие кратковременно при взгляде на необычность.
Кратковременное внимание является искрой, оно угасает, если не найдется дров. Здесь в игру вступает продолжительное внимание. Кратковременное внимание опирается на сосредоточенность и необычность.
Как быть, если оно испаряется: вот внимание было и уже нет?
Чтобы разжечь костер интереса к своей мысли, вы должны завоевать непроизвольное, кратковременное и продолжительное внимание аудитории. Сначала нужно добиться бессознательной реакции, предложив нечто особенное или непривычное. После этого понадобится что-нибудь уникальное, необычное и полезное, чтобы кратковременная память продолжала концентрироваться на вашей идее, завладев кратковременным вниманием, необходимо создать для аудитории ценность, обеспечивающую продолжительное внимание.
Это в общих чертах. Разумеется, нужны примеры. И они есть. Очень доступные и наглядные. Один только вариант (совершенно непонятный, на первый взгляд): чашка теплого чая удержит внимание собеседника дольше, чем шокирующий факт. Как это работает на деле и где это можно применить, в книге описано подробно. По секрету: везде, даже на рекламных щитах.
И дальше автор объясняет, когда и как работает внимание у простого человека.
Так запрограммирован наш мозг. Мы игнорируем все, что не нужно для наших целей, иначе быстро наступает усталость направленного внимания — реакция на воздействие слишком большого количества раздражителей.
Следовательно, если вы устали, значит, много лишнего приняли во внимание, сбросьте. А если вы человек, которому важно наоборот потянуть несколько одеяло на себя, то не нагружайте собеседника лишними образами и информацией, только теми, что соответствуют его целям (ведь в беседе же он их обозначает).
И еще, тщательно работайте со словами, они вообще мощное влияние имеют. Любая интонация, любой оттенок дает разный результат. Два примера:
Не нужно кричать "На помощь" или "Насилуют!" при нападении. Чтобы привлечь внимание окружающих, следует кричать "Пожар!".
Я очень часто говорю о том, как важна интонация слова. И вот, пожалуйста, исследование:
Двум группам людей предложили сделать выводы о скорости движения автомобиля перед аварией, посмотрев видео. Одной группе задавали вопрос "с какой скоростью двигались машины, когда разбились?", второй — "когда задели друг друга". Разница в определении скорости большая, там, где "задевали" машины ехали медленно, а те, что "разбились" — мчались. Но видео было одно…
Внимание избирательно, выводы в голове разных людей могут отличаться в зависимости от оттенков. Но законы общие.
И в заключение хочется пожелать: чаще ходите незнакомыми и неожиданными тропами, как это делал, например, Марк Эклер, он не зазывал потенциальных партнеров на встречу или презентацию, он приглашал на свадьбу идей… Будьте креативны, и вас не обделят вниманием.
- За практически мгновенный доступ к необъятному морю информации приходится платить рассеянием внимания.
- У нас столько внимания, сколько есть, поэтому мы ищем быстрые пути его распределения.
- На самом базовом уровне внимание — это наша первая линия защиты от опасностей и угроз.
- Как сильный ветер может задуть разгорающееся пламя, так и сильный отвлекающий фактор может уничтожить содержимое кратковременной памяти, прежде чем оно перейдет в долговременную память. Это разрушает саму цель внимания, так как память управляет вниманием, а внимание управляет памятью.
- Все растения и животные, в том числе люди, пользуются сенсорными ориентирами для того, чтобы концентрировать, направлять и отвлекать внимание.
- Нередко активатором внимания служит событие, запах или какое-либо другое воздействие, однако по большей части наше внимание определяется целями: мы сознательно концентрируемся на задании, потому что наша цель — выполнить его и получить хорошую оценку.
- Заставлять людей выходить за рамки их системы координат с помощью фрейминга — сложный и тонкий способ привлечения внимания.
- Любая неожиданность, нарушающая наши ожидания, например учитель, применяющий элементы рисования и физкультуры на уроке математики, привлекает внимание и отпечатывается в памяти.
- Если вы думаете, что обилие информации усиливает ваши аргументы, то вы попали в так называемую «ловушку сложности».
- Когда мы едим что-то вкусное, например шоколадное печенье, оно захватывает наше внимание по той же причине, по которой удаление уведомлений в телефоне улучшает настроение: мозг вознаграждает нас за эти действия.
- Разница между внешними и внутренними вознаграждениями заключается в мотивации, благодаря которой мы стремимся к каждому из типов вознаграждений.
- Внимание является каналом, через который мы познаем мир. Если на вас не обращают внимания, сколько бы усилий вы ни вкладывали в продукт, музыку, искусство, план урока или проект, все будет напрасно.
|