Главная ошибка ERP-проекта — отсутствие изменений бизнеса
Источник: TADVISER
Аналитики наблюдали за внедрениями десятков ERP-систем в течение шести лет и пришли к выводу, что главной причиной краха таких проектов является нежелание бизнеса меняться. Часто компании надеются добиться эффекта от внедрения уже самим фактом покупки ERP-системы. Чтобы исправить ситуацию, нужно соблюдать простые, но важные правила, говорят исследователи.
Потери компаний от провальных ERP-проектов измеряются миллионами долларов, напомнили аналитики в очередной статье, опубликованной в Sloan Management Review. Альберт Сегарс (Albert Segars) и Дэйв Чаттерджи (Dave Chatterjee) заявили, что возврат инвестиций от большинства проектов зачастую на графике принимает форму английской буквы W, а не «хоккейной клюшки, как многим бы хотелось».
«Изучив множество ERP-проектов в течение шести лет, мы пришли к выводу, что руководители, которые их затевают, должны рассуждать гораздо шире, если хотят вернуть потраченные средства», — считают Сегарс и Чаттерджи.
«Большая часть топ-менеджеров рассматривают внедрение ERP исключительно как технологический проект, полагая, что все, что им необходимо сделать — это приобрести новую систему, и эффект от ее покупки не заставит себя долго ждать. Не удивительно, что этот подход никогда не срабатывает», — отметили эксперты. По их мнению, компании должны рассматривать внедрение ERP как комплексный проект трансформации бизнеса, затрагивающий три ключевые области: процессы, технологии и затраты.
Аналитики указывают на то, что зачастую реорганизация бизнес-процессов становится самой дорогостоящей частью ERP-проекта. Это объясняется тем, что большинство компаний, особенно образованных путем слияний и поглощений, имеют линейную структуру. То есть каждый отдел работает как самостоятельное подразделение со своим отдельным штатом, технологиями и методами работы.
«Очень важно для руководителей осознать ошибочность такого подхода, и создать в рамках глобальной структуры общие подразделения по видам деятельности, которые могут работать на все остальные подразделения, тем самым сокращая издержки и ликвидируя дублирования функций», — отметили исследователи. В первую очередь к таким родам деятельности относятся рекрутинг, управление человеческими ресурсами, клиентские службы и поставки.
Сегарс и Чаттерджи считают, что наилучшими способом повысить эффективность ERP-проекта является скрещение пяти актуальных подходов, выявленных в ходе многолетнего исследования:
- Создание простого языка. Эксперты предлагают рассматривать ERP-проект не как ИТ-задачу, а как трансформацию всей организации. Поэтому необходимо убедиться, что каждый в компании понимает природу и цели ERP-инициативы, особенно это важно на ранних стадиях. Многие компании активно используют свои прошлые достижения для мотивации грядущих изменений.
- Правило 80/20. Усилия руководителей должны быть направлены на трансформацию бизнес-процессов, являющихся ключевыми для организации. Многие из принявших участие в исследовании компаний кардинально изменили направленность ERP-проекта после того, как осознали, что 80% их бизнес подчиняется 20% ключевых операций.
- Сохранение лучшего из старого, отказ от худшего из нового. Это правило означает, что не стоит менять все без исключения под флагом глобальных перемен в компании. Необходимо сохранять процессы и технологии, которые устраивают компанию или ее клиентов. Внедрять, напротив, нужно только те «новинки», которые реально будут двигать бизнес вперед.
- Создание промышленных метрик. Такие метрики являются жизненно необходимыми для компании для того, чтобы определить, насколько работоспособна ERP-система. Зачастую, оптимизация работы отдельных бизнес-единиц еще не означает, что компания в целом стала работать эффективнее.
- Долгосрочное планирование. Руководители должны понимать, что внедрение ERP-системы это долгосрочный проект, а не задача на «пару дней». Внедрение ERP в реальности является долгим, трудным, дорогостоящим процессом, но если оно выполнено должным образом, потенциал окупаемости очень велик, говорят эксперты.
|