И себя показать — и для себя подобрать
Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№18-20, 2012)
Пока малый бизнес игнорирует мероприятия event-рекрутинга, крупные компании, фактически, "воруют" их сотрудников. Явление event не ново для западного бизнеса. Мультинациональные гиганты давно добавили еvent в рутинный процесс поиска и подбора персонала. Они проводят широкомасштабные акции, позволяющие находить сотни перспективных соискателей в самых различных сферах деятельности.
Автор коллажа:
Олег Локтев
|
Явление event не ново для западного бизнеса. Мультинациональные гиганты давно добавили еvent в рутинный процесс поиска и подбора персонала. Они проводят широкомасштабные акции, позволяющие находить сотни перспективных соискателей в самых различных сферах деятельности. Ведь подобные мероприятия позволяют не только привлечь молодых и перспективных сотрудников, но и создать позитивный имидж компании.
Подобный метод активно используют крупные игроки, а вот небольшие, к сожалению, предпочитают стоять в стороне. Как обычно, оправдываясь своим размером, они недооценивают либо игнорируют потенциал еvent-рекрутинга.
Портрет рекрутера
Побывав на трех крупных весенних ярмарках вакансий, корреспонденты "ВД" составили портрет еvent-рекрутера Украины. Мы увидели 64 компании, значительная часть которых, — это мультинациональные корпорации с иностранным капиталом (54,7%). Подавляющее большинство имеют штат свыше 500 чел. Что же касается рода деятельности, то наш рекрутер многолик и разнообразен: консалтинг, IT, FMCG, финансы — это далеко не полный список его деятельности (подробнее — см. диаграммы).
В то же время, корреспонденты "ВД" насчитали всего лишь четыре небольших компании со штатом до 50 человек. "Напрасно небольшие организации игнорируют мероприятия еvent-рекрутинга, — считает Тамара Пашаева, начальник отдела подбора персонала ССG (коллекторская компания, штат — 2000 чел.). — Имидж и персонал нужен любой компании. Здесь можно получить и первое, и второе". Кроме того, вложения в event-рекрутинг позволят не только удешевить и упростить в дальнейшем поиск специалистов, но и сократить расходы на PR-акции, утверждает наш эксперт.
Действительно, стоимость участия (от 6 тыс. грн.) доступна даже для небольшого предприятия, трудовые затраты минимальны — два-три человека. При этом рекрутеры уходят с таких ярмарок с десятками, а то и сотнями резюме потенциальных работников.
"Проводя много лет подобные акции, мы заметили две тенденции. Первая — компании рассматривают участие в ярмарках вакансий, как один из необходимых шагов для построения имиджа работодателя, — говорит Лариса Немеш, организатор ярмарки вакансий, менеджер GRS Graduate Recrutment Services (консалтинг в построении имиджа работодателя, рекрутмент-маркетинг проекты, штат — 10 чел.). — Вторая — участие рассматривается непосредственно как метод рекрутинга при наличии в штате хотя бы пяти незакрытых позиций. Такие компании, как правило, принимают участие в ярмарках точечно. Тогда как первые — наши постоянные клиенты".
Большой event для маленьких
Специфика найма сотрудников небольшими компаниями состоит в том, что большинство из них, в отличие от крупных структур, не могут предложить конкурентную зарплату, бонусы, узнаваемый бренд. Фактически, у них нет ничего, чем можно привлечь амбициозных людей. Поэтому "малышам" стоит внести небольшие поправки в свою тактику перед тем, как ступить на стезю еvent-рекрутинга.
Так, вступая в ряды event-рекрутеров, небольшим компаниям важно помнить, что различные мероприятия имеют разную целевую аудиторию. "Ярмарки вакансий устраивают разные организаторы. В качестве таковых могут быть и центры занятости, молодежные фонды, вузы, что определяет и контингент посетителей, — поясняет Елена Беднарская, специалист по организации тендеров на обучение на портале Training.com.ua (штат — 20 чел.). — Например, если работодателю нужно подобрать молодой с небольшим опытом работы коллектив, ему следует идти на ярмарки, проводимые вузами. Если рабочий персонал — выставки от центра занятости". Участвовать во всех мероприятиях дорого и абсолютно бессмысленно.
Важный момент, который необходимо учесть, — время проведения различных мероприятий. Весенние ярмарки с большой охотой посещают выпускники вузов. Поэтому здесь место крупным компаниям, имеющим программы стажировок. Небольшим же фирмам нужно ориентироваться на осенние event-мероприятия, которые чаще посещает квалифицированный персонал.
Также стоит принять во внимание, что event-мероприятие требует тщательной подготовки. "В ход должно идти все: баннеры, флажки компании, значки с логотипом, журналы, флаера, визитки, — рассказывает Елена Беднарская. — Имеет смысл развесить на стенде объявление о вакансиях (крупными буквами) и требования к соискателям. Обязательно должны быть анкеты для заполнения претендентом. Даже если в данный момент подходящей для человека вакансии нет, она может появиться в ближайшее время. А у вас будет уже список претендентов на нее".
Бесплатный совет
И стартап-компаниям, и небольшим предприятиям нужно использовать любые доступные средства. Мероприятия еvent-рекрутинга, учитывая их специфику, подходящее место, чтобы заявить о себе, рассказать о перспективах, тем самым запустив механизм "сарафанного радио". Причем по возможности посещать необходимо не только те мероприятия, которые подходят по специфике и набору кандидатов.
Также важное условие успеха — участие в таких мероприятиях основателя компании. Рекрутеру в данном случае не стоит доверять. Он не сможет со всей страстью и в ярких красках описать радужные перспективы компании и процветания его сотрудников в будущем. К тому же, рекрутер хорошо работает в ситуации, когда уже есть налаженная система с отработанными и жестко прописанными должностными инструкциями.
Дополнительное преимущество появления босса — потенциальные сотрудники смогут встретиться лицом к лицу с непосредственным начальником. Взаимная возможность составить представление о человеке, его психологический портрет однозначно будет решающим фактором при принятии решения о приеме человека на работу. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в глазах рядового сотрудника личная встреча с боссом добавляет ему значимости в собственных глазах. Это преимущество перед крупными компаниями, где общаться зачастую приходится с теми, кто в реальности не принимает решение о приеме на работу.
Главная задача посещения еvent-рекрутинг мероприятия для стартапа и некрупного игрока рынка — не поприсутствовать, а выступить. Если крупным компаниям достаточно вывесить свой логотип и к "нему потянутся люди", то для "малышей" — это бессмысленно. Поэтому необходимо провести семинар, рассказать людям о компании, о перспективах. На данном этапе необходимо вызвать желание работать не в компании, а с человеком-руководителем.
Помимо этого необходимо вывесить на всеобщее обозрение весь список вакансий и оглашать его каждому, кто готов слушать. Важно помнить о так называемых "рефералах". Здесь все работает аналогично социальным сетям — те, кто вас услышал, наверняка, знает тех, кого вы ищете. Это поможет косвенным путем оповестить потенциальных соискателей обо всех вакансиях.
Также у небольших компаний по сравнению с крупными есть такое преимущество, как оформление сотрудников на работу прямо на месте. Например, можно предлагать соискателям подписать job offer или другой вариант договора о намерениях. Это тоже привлечет внимание соискателей и заставит говорить о компании. В то время как любой соискатель в крупную компанию понимает, что процесс трудоустройства будет не только долгим, но и, к сожалению, не гарантированным.
И, наконец, последний совет — на подобных мероприятиях стоит держаться поближе к конкурентам. Это могут быть не только конкуренты по бизнесу, а, скорее, конкуренты по поиску нужного персонала. Стенды стоит располагать рядом с ними. Если это крупные именитые компании, то их имя привлечет нужных и вам людей. Дальше — вопрос активности. Хотя активная позиция на мероприятиях еvent-рекрутинга будет полезна не только для самого рекрутинга, но и для всего бизнеса. Еvent для того и создан, чтобы себя показать и на других посмотреть.
|