Сколько денег приносит компаниям гибкость
Автор: Дарья Марчак
Источник: Forbes.ua
Boston Consulting Group вывела зависимость капитализации компании от ее адаптабельности к изменениям.
Чем лучше компания умеет адаптироваться к ситуации, тем легче ей выстоять на конкурентном поле — уж не Капитан Очевидность ли это сказал? Консалтинговая компания BCG решила подсчитать, насколько именно легче, и можно ли измерить это «легче» в деньгах. BCG опубликовала исследование, в котором попыталась оценить влияние этой способности на рыночную капитализацию компаний и составить рейтинг самых гибких.
Сегодня условия для работы бизнеса куда менее стабильны, чем еще 30 лет назад. Волатильность роста доходов и операционной маржи по сравнению с 1960-х гг. сегодня выросла вдвое, средняя продолжительность периодов нестабильности — в четыре раза.
Выходит, сегодня умение адаптироваться к любым изменениям тоже более важно, чем еще лет 10, 20, и тем более 30 назад. Согласно подсчетам BCG, за последние тридцать лет общая рыночная капитализация компаний, вошедших в индекс, выросла в 8 раз. Но еще треть этой стоимости «съели» периоды волатильности.
Гибкость — это как?
Мера адаптивности, с точки зрения BCG, — способность наращивать капитализацию быстрее, чем в среднем по рынку, в самые турбулентные для рынка времена — то есть когда рыночная капитализация компаний скачет наиболее резко. Обычно такие скачки наблюдаются во время глобальных финансовых и сырьевых кризисов или тектонических изменений структуры спроса.
Исследователи выбрали семь самых турбулентных кварталов за период 2006-2011 гг. для разных рынков и получили список компаний с самым высоким «индексом адаптивности»: чем сильнее компания сумела прирастить стоимость в трудные времена, тем выше ее индекс.
Крупнейшие по капитализации компании (свыше $20 млрд.),
которые лучше других адаптируются к изменениям ситуации и требований рынка1
Компания |
Отрасль |
BCG Adaptive Advantage Index3 |
Рост капитализации2, раз |
Средний рост капитализации по рынку2, раз |
3M |
Промышленный конгломерат |
108 |
0 |
-0.5 |
Allergan |
Фармацевтика |
105 |
2 |
-0.2 |
Amazon |
Интернет-ритейл |
102 |
5 |
3 |
Apple |
Компьютерная техника |
106 |
7 |
1.7 |
Baxter |
Медицинское оборудование |
106 |
5 |
-0.05 |
The Coca-Cola Company |
Напитки |
103 |
0.5 |
0.05 |
Cognizant |
IT-услуги |
106 |
3.5 |
0.4 |
Covidien |
Медицинское оборудование |
104 |
0.1 |
-0.1 |
Danaher Corporation |
Машиностроение |
103 |
2 |
0.4 |
Deer & Company |
Машиностроение |
103 |
2.2 |
0.4 |
DirectTV |
Медиа |
109 |
1.8 |
-0.3 |
Disney |
Медиа |
103 |
0.5 |
-0.3 |
Express Scripts |
Медицинские услуги |
107 |
2 |
-0.3 |
Ford Motor Company |
Автопром |
105 |
4 |
0.7 |
Google |
Интернет ПО и услуги |
107 |
0.6 |
0.3 |
MasterCard |
IT-услуги |
108 |
7.5 |
0.4 |
McDonald's |
Отели и рестораны |
108 |
2 |
0.1 |
Nike |
Производство одежды |
104 |
1.4 |
1.2 |
Occidental Petroleum |
Нефтегазовая отрасль |
105 |
2.5 |
0 |
Precision Castparts |
Аэрокосмическая отрасль и оборона |
109 |
3.7 |
0 |
Priceline.com |
Интернет-ритейл |
109 |
30 |
3 |
Southern Company |
Электроэнергетика |
104 |
0.5 |
0.2 |
Target |
Многоканальная связь |
105 |
-0.1 |
-0.2 |
Time Warner Cable |
Медиа |
103 |
2 |
-0.3 |
TJX Companies |
Продажа специализированных товаров |
105 |
2.3 |
-0.1 |
VMware |
ПО |
107 |
0.5 |
-0.1 |
Yum! Brands |
Продукты питания |
104 |
1.8 |
0.1 |
Источник: BCG
1 в таблицу не включены компании финансового сектора, поскольку масштабная помощь государства этому сектору значительно искривила конкуренцию и рыночные условия работы; а также компании, чей рост капитализации в периоды кризисов обуславливался процессами M&A
2 в качестве базы сравнения взята капитализация в 4 кв. 2005 г.
3 показывает, насколько (в %) средневзвешенные темпы роста капитализации компании превышает средневзвешенные темпы роста капитализации отрасли по результатам семи наиболее волатильных кварталов, за период с октября 2005 г. по конец 2011 г.
|
BCG выделяет пять ключевых типов адаптивности:
- Сигнальную. Торговая сеть Target вложилась в изучение демографии и поведения покупателей, чтобы делать им по обычной и электронной почте четко нацеленные предложения — например, посылать купоны на подгузники беременным женщинам на поздних сроках. Как только что-то в поведении покупателей меняется, Target считывает эти сигналы и мгновенно реагирует.
- Экспериментальную. Компания 3M позволяет сотрудникам тратить 15% рабочего времени на обдумывание новых идей и финансирует многочисленные экспериментальные программы. Здесь убеждены, что к экспериментам неприменимо слово «неудача». 29% продаж 3М приносят продукты, введенные в линейку в последние пять лет.
- Организационную. В Google 32 000 сотрудников, но почти нет бюрократии (о случаях «дилбертизма» можно сообщать через специальный внутренний сервис). Работники организаются в гибкие проектные группы. Новые идеи широко обсуждаются внутри компании, и сотрудники голосуют за те, в которые стоит «инвестировать» рабочее время.
- Системную. Amazon сумела выстроить систему взаимодействия с внешними продавцами, которая позволяет покупателю не выходить за рамки привычной «экосистемы»: он может даже не заметить, что товар ему продает не сама Amazon, а кто-то из ее 2 млн. партнеров. 36% единиц товара, проданных через Amazon.com, поставляют эти внешние продавцы.
- Экосоциальную. Компания Waste Management начинала с вывоза мусора на свалки, но теперь 12% прибыли ей приносит переработка мусора в электроэнергию, которая питает 1,1 млн. домов. Другие статьи дохода компании — ресайклинг и экологический консалтинг.
Полезная эквилибристика
С 2006 по 2011 г. рыночная стоимость компаний, входящих в первую десятку индекса, ежегодно росла в среднем на 31% быстрее, чем у компаний, плетущихся в хвосте.
Зависимость капитализации компании от ее умения адаптироваться
Компании со «слабо развитой» способностью адаптироваться в периоды стабильного роста рынков растут даже немного быстрее, чем их более гибкие коллеги. Зато последние получают хорошую фору во время кризисов и растут, когда остальные переживают падение. К примеру, между 2006 и 2011 гг. негибкие компании потеряли в среднем 40% своей рыночной стоимости, зато их «антиподы» за этот период смогли удвоить свою рыночную стоимость. Причем разорвать эту закономерность и одинаково быстро расти и в стабильные времена, и во время кризиса, по данным BCG, удалось лишь единицам.
Сегодня умение адаптироваться влияет на бизнес больше, чем еще десятилетие назад. Корреляция между местом в индексе BCG и темпами роста компании за последние 30 лет стала вдвое сильнее.
|