Пять правил компании будущего
Источник: "Идеономика"
Все компании сейчас — технологические, но не все ведут себя соответственно, считают венчурные инвесторы Дэниел Ли (Daniel Li) и С. Сомасегар (S. Somasegar).
В 2011 году Марк Андриссен (Marc Andreesen) написал знаменитое эссе в Wall Street Journal, где заявил, что «программное обеспечение съедает мир». Прошло пять лет, и пять крупнейших по рыночной капитализации компаний мира — это софтверные компании. Но в сегодняшней информационной экономике Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon и Facebook — не единственные значимые крупные технологические корпорации. Такие компании, как Exxon, GE, Citi и Walmart также вовсю стараются стать технологическими.
И сегодня нас уже не так уж интересует это различие между технологическими и не-технологическими компаниями (на деле очень мало успешных компаний, которые технологическими назвать нельзя). Нет, интереснее задаваться другими вопросами. Например: Tesla — технологическая компания, которая быстро учится быть автомобильной компанией, а Ford — автомобильная компания, которая быстро учится быть технологической компанией. Кто из них добьется результата первым?
Короче говоря, софт действительно пожирает мир, но достается не только софтверным компаниям. Как компании в сфере недвижимости, финансов, медицины, производства и других отраслях, которые традиционно не считались технологическими, становятся технологическими фирмами? Каковы главные уроки технологических стартапов и компаний, которые успешно проходят эту трансформацию?
Крупнейшие компании по рыночной капитализации
1. Все начинается с высшего руководства
Нельзя попросить технического директора руководить превращением вашей компании в технологическую. Для успешного превращения нужно активное личное участие главы компании и совета директоров. Они должны не просто согласиться с этой идеей, но стать главными проводниками перемен.
В банке Goldman Sachs много лет уже понимали, что технологии — ключевое конкурентное преимущество в области финансовых услуг. В недавней статье в WSJ топ-менеджер Goldman оценил стоимость их системы оценки рисков в несколько миллиардов долларов. После этого они открыли коды этой системы в надежде развивать новое направление бизнеса. Но что еще важнее, глава банка Ллойд Бланкфейн (Lloyd Blankfein) не раз повторял, что «Goldman Sachs — технологическая фирма»; он подчеркивает, что в Goldman Sachs работает больше инженеров, чем в компаниях вроде Facebook, Twitter и LinkedIn, и они часто конкурируют за кадры с ведущими интернет-компаниями — и побеждают в этой конкуренции.
2. Люди — самый важный актив технологической компании
Одна из главных причин быстрого роста новых технологических компаний — отсутствие необходимости в крупном капитале. Новым компаниям больше не требуется закупать оборудование на сотни тысяч долларов, они могут просто пользоваться серверными мощностями «облачных» провайдеров. Поэтому становится еще важнее нанимать выдающихся работников. В недавнем опросе, который провел наш фонд Madrona Venture Group, выяснилось: 89% технических директоров компаний из списка Fortune 500 считают главной своей задачей сегодня найм правильных людей.
Вероятно, самые крупные инвестиции в этой области сделала GE: компания хочет изменить представление о себе у молодых инженеров и выпускников университетов и выпустила серию роликов на Youtube и на ТВ. Посмотрим, сработают ли они, но главное, GE поняла, что крайне важно нанимать много молодых разработчиков, и вкладывается в это.
3. Технологии должны быть в основе культуры компании
В компаниях вроде Microsoft и Facebook позиции разработчиков — самые престижные и статусные. Основатели и руководители технологических компаний часто инженеры по профессии, многие из них собственноручно разрабатывали ранние версии продуктов. Чтобы успешно совершить переход и стать технологической фирмой, нужно изменить культуру компании с учетом того, как устроена разработка софта, и подчеркнуть значимость технологий, а также людей, которые ими управляют и придумывают их.
Один из таких примеров показывает Walmart. Недавно WalmartLabs выложила в открытый доступ Electrode — платформу, на которой основан Walmart.com. Это модульная платформа, которая помогает улучшить работу приложений, и Walmart открыл разработчикам доступ к этому коду, чтобы поделиться им с сообществом разработчиков и задействовать их идеи.
Важно иметь в виду, что корпоративная культура технологических компаний — это не только бесплатные обеды и массаж в офисе. Как сказал в недавнем интервью глава Stack Overflow Джоэл Сполски (Joel Spolsky), «если вы хотите привлечь в свою компанию и удержать разработчиков, не рассказывайте им о теннисных столиках, шезлонгах, каминах и шоколадных фонтанах. Дайте им отдельные кабинеты или позвольте им работать из дома, потому что возможность сосредоточиться и не отвлекаться — ценнейший и редчайший ресурс».
4. Нужно двигаться быстро и быть гибкими
Темпы внедрения технологий с каждым годом ускоряются. Понадобились десятилетия, чтобы 50% американских домохозяйств начали пользоваться электричеством и телефонами, но сегодня новые устройства вроде смартфонов или планшетов за несколько лет попадают в руки большинства населения. Поэтому для компаний важно постоянно внедрять новые технологии, которые повышают производительность, а также постоянно экспериментировать с новыми технологиями, которые могут кардинально изменить их бизнес.
В книге The Lean Startup («Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели») — это настольная книга для основателей стартапов, — рассказывается интересная история о компании Intuit. Эта компания использует две ключевые метрики: 1) число людей, которые пользуются продуктами, не существовавшими еще три года назад; 2) процент выручки, которую компания получает от продуктов, не существовавших три года назад. Исторически Intuit требовалось в среднем 5,5 лет, чтобы вывести новый продукт на оборот в $50 млн. Но к моменту написания книги у компании было несколько продуктов, приносивших ей больше $50 млн в год и созданных меньше года назад.
5. Нужно смотреть вперед и не зависать над дилеммой инноватора
В книге The Innovator's Dilemma («Дилемма инноватора») Клейтон Кристенсен (Clayton Christensen) дает классическое объяснение, почему устоявшиеся компании делают все «правильно», но при этом терпят поражение. Компании могут отвергать инновации, исходя из текущих запросов потребителей, а вот инновационные игроки умеют разрабатывать продукты, ориентируясь на будущие потребности потребителей.
Недавно мы наблюдали, как автомобильные концерны начали действовать в инновационном ключе: самоуправляющиеся автомобили выходят на первый план в мире стартапов, корпорации покупают таких новых игроков, как Otto и Cruise, Uber тестирует самоуправляющиеся автомобили в Питтсбурге, Tesla вводит функционал «автопилота». Особенно много о перспективах «автономного» будущего и новых правилах игры рассуждают в Ford. Глава компании Марк Филдс (Mark Fields) писал, что «всего четыре года назад мы думали так же, как большинство автопроизводителей думают сегодня: нужно постепенно двигаться к автономному управлению, развивая технологии поддержки водителя. Сегодня мы смотрим на это совсем иначе: чтобы создать полностью автономный автомобиль, нужно двигаться совершенно другим путем».
Итого
Во многих отраслях ускоряется гонка за лидерство, и соревнуются в ней как старые компании, так и молодые, многообещающие стартапы. Последним есть чему поучиться у старожилов в плане управления и финансовых практик, но и традиционным игрокам есть чему поучиться у стартапов. Технологии должны стать фундаментальной частью корпоративной культуры, ДНК компании. И нужно по-настоящему осознать: «Любая компания — технологическая компания».
По материалам "Every company is a technology company, but most don’t behave like one", TechCrunch.
|