Apple Store задает новый тренд в ритейле
Источник: iBusiness.ru
Технологии не убивают розницу, а меняют ее суть. Одной из первых это почувствовала Apple, изменив тактику продаж в Apple Store. О новом тренде и его последствиях рассуждает бизнесмен Крис Хойт (Chris Hoyt).
Крис Хойт
(Chris Hoyt)
|
Если вы зайдете в розничный магазин Apple Store в часы невысокой потребительской активности, вы с удивлением обнаружите высокую концентрацию «синих футболок», несмотря на небольшое число посетителей. Приглядевшись, вы без труда поймете причину: продавцы-консультанты теперь не просто продают свой товар. В любом другом розничном магазине, расположенном в торговом центре, соотношение сотрудников и клиентов примерно один к пяти. Apple придерживается пропорции один к одному даже в дни, далекие от пиковых нагрузок. И это не только из-за популярности бренда. Это признак наступления новой эпохи в розничной продаже: проведения экспертизы и анализа экосистемы.
Когда спрос и предложение меняются местами
На протяжении многих веков спрос и предложение были основой экономического развития. Инновационные компании сосредоточены на поставках прежде всего «пользующихся спросом» товаров — по более низкой цене, обладающих большей эффективностью. Как правило, спрос рождает предложение. Однако в случае с iPhone мы видим показательный пример нового явления: предложение опережает спрос. Речь идет о том, что производители создают что-то новое без запросов пользователя, но затем оно становится востребованным.
Apple не единственная компания, которая применяет подобную практику. Вспомните о некоторых впечатляющих изобретениях прошлого, начиная с лампочки накаливания Эдисона и заканчивая портативными аудиоустройствами Sony Walkman.
И все же есть что-то уникальное в революции Apple. Создавая спрос на продукт, люди часто не знают, как им пользоваться. В качестве параллели могу привести Model T Генри Форда, также известный как «Жестянка Лиззи». Это был первый в мире автомобиль, выпускавшийся миллионными сериями и доступный для американца среднего класса. Даже сегодня мы все должны научиться водить машину, прежде чем ее купить. И в целом у нас не так много изобретений, меняющих мир, которые нельзя было бы просто взять и использовать.
Мы не настолько умны, чтобы знать, чего мы хотим
Появляющиеся в последнее время новые продукты: облачные решения, SaaS, интегральные технологии — все они разрабатывались на прошлой кривой спроса. Это означает, что многие из нас не знают, как использовать или встроить в свою повседневную жизнь те решения, которые они получают сейчас. Так откуда же берутся эти компании, в чьих товарах и услугах мы даже не нуждаемся? Инвесторы пришли к выводу, что маркетинг на самом деле не знает, что хочет видеть в будущем. Каждый делает ставку на то, что следующий Билл Гейтс или Стив Джобс придет и скажет, чего мы хотим.
Продажа образа жизни
Для того чтобы получить максимальную отдачу от ваших новинок Apple, таких как Macbook, iPhone и iPad, вы должны иметь необходимый набор базовых знаний для их использования. Apple, Google, Microsoft, Amazon и проч. — сегодня все они включились в конкурентную борьбу, создавая не отдельные продукты, а целый комплекс решений, определяющих стиль жизни. Каждая из компаний предоставляет полный спектр программных продуктов и технологий, которые покрывают все наши потребности, становятся частью образа жизни. Другими словами, мы больше не покупаем тот или иной продукт, чтобы удовлетворить наши повседневные потребности и привычки. Мы начинаем моделировать нашу жизнь вокруг систем, созданных для нас.
Обучение и доступность: новое поле битвы
Вернемся к вторжению «синих футболок» в фирменные магазины Apple. «Яблочная» корпорация по-прежнему доказывает, что действует на опережение, бросая свои ресурсы на оказание помощи стольким людям, скольких возможно адаптировать к жизни в стиле Apple и iCloud. Microsoft пытается следовать этому примеру, Google все еще надеется на помощь преданных гиков. Samsung продолжает одержимо копировать Apple, пытаясь сделать то же самое в магазинах розничных продаж (правда, пока с небольшим успехом).
Обучение в магазине, доступ к советам экспертов, мастер-классы по использованию всех возможностей продуктов и программных средств, обширная поддержка пользователей — все это розница будет использовать в конкурентной борьбе за клиента. И чем больших масштабов достигнет это соперничество, тем труднее будет переключиться с одной экосистемы на другую. А это означает, что привлечение клиента стоит куда больше, чем когда-либо прежде.
Технологичная розница — это только начало
Розничный мебельный рынок освоил новые приемы, вы продаете не просто мебель, а целые интерьеры. Продажу кухонь совмещают с обучением клиентов кулинарному мастерству. Появились даже новые интернет-магазины одежды, консультирующие своих покупателей, как правильно одеваться! Все думают, что интернет убьет розничную торговлю, но на самом деле это не так. Меняется основная суть розницы.
До массового прихода интернета в дома пользователей розница наглядно демонстрировала нам товар, который мы могли бы купить. Сейчас интернет делает то же самое в сто раз лучше. Тем не менее розничный магазин с торговым залом имеет еще одно преимущество — там мы можем увидеть, как использовать продукт, особенно когда речь идет о работе в комплексе с другими товарами. Розничные магазины, которые придумывают все новые способы сделать жизнь своих потребителей лучше, предлагают то, что становится частью их образа жизни, сохранятся в ближайшие несколько десятилетий.
По материалам "Apple Store Changes Signal the Next Era of Retail", LinkedIn.
|