МВА: знания бизнеса и бизнес на знаниях
Автор: Геннадий Казакевич, журнал "Генеральный директор" (№2, 2006)
Учителем для своего упрямого сына отец Александра Македонского царь Филипп нанял философа Аристотеля. Именно он научил Александра ставить цель и достигать ее, правильно выбирать людей и грамотно распоряжаться ресурсами. Еще в древности считалось, что блестящий полководец обязан своими победами не столько собственному гению и мужеству преданных воинов, сколько наставлениям великого мудреца. Услуги Аристотеля обошлись недешево. Чтобы расплатиться, Филипп должен был восстановить им же самим разрушенный родной город философа и выкупить из рабства всех его жителей. Но оно того стоило…
С тех пор прошли тысячелетия, однако желающих возвыситься меньше не стало. Великие философы, похоже, перевелись, но научиться быть стратегом, управлять сложнейшим организмом современного бизнеса, подняться в своих познаниях на несколько ступеней выше все еще можно. Те, кто грезит о лаврах покорителя корпоративного мира, нередко связывают свои устремления с получением степени магистра бизнес-администрирования. До настоящего времени разнообразные программы МВА остаются самой популярной формой повышения квалификации для всех занятых в деловой сфере.
Мировой рынок МВА развивается стабильными темпами вот уже несколько десятилетий. Соответствующим образом растут и цены на программы — на 5-7% ежегодно. Сегодня практически невозможно найти котирующуюся на рынке двухгодичную программу MBA дешевле, чем за $20 тыс. Самые престижные бизнес-школы требуют за год обучения не менее $40 тыс. Демографический портрет студента MBA за последние лет десять также не претерпел значительных изменений. Как и раньше, бизнес-школы притягивают преимущественно молодых профессионалов в возрасте от 27 до 35 лет. По-прежнему среди студентов преобладают мужчины. Даже в США, где владельцами или совладельцами около половины всех частных компаний являются женщины, большинство бизнес-школ лишь на треть заполнены представительницами прекрасного пола.
Решение «остепениться» принимают все более опытные бизнесмены и сотрудники компаний. Количество студентов стационарных MBA-программ, имевших до поступления опыт от трех лет и более, с 2001 по 2003 год увеличилось на 4% и достигло 61%. На очно-заочных программах число таких студентов перевалило за 70%, и считается, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Более реалистичными стали карьерные ожидания студентов МВА. В 2000 году 45% выпускников американских бизнес-школ предполагали, что получение MBA обеспечит им уровень доходов $70-100 тыс. в год. Сегодня аналогичные амбиции проявляют только 37%. Большинство же студентов ориентируются на заработки в пределах $70 тыс. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что все меньше людей рассматривают MBA как ключ к головокружительному карьерному скачку и все больше видят в бизнес-образовании необходимость для нормального профессионального развития.
Все меньше людей рассматривают MBA как ключ к головокружительному карьерному скачку и все больше видят в бизнес-образовании необходимость для нормального профессионального развития
|
Такой вывод подтверждает стабильно растущее количество выпускников МВА в развитых западных странах. По данным Департамента образования США, ряды магистров бизнес-администрирования только в этой стране ежегодно пополняются 120 тыс. выпускников бизнес-школ — вдвое больше, чем двадцать лет назад. Соответственно растет и количество самих школ: если в 1992 году их было 607, то в начале нового тысячелетия уже более 800.
Рейтинги: быть или не быть
Естественно, увеличение количества провайдеров бизнес-образования приводит к ужесточению конкуренции между ними, а значит, и к совершенствованию образовательного продукта. Желающему получить МВА с каждым годом становится все труднее определиться с выбором учебного заведения. До сих пор едва ли не единственным способом решения этой проблемы остается система ранжирования бизнес-школ.
Первыми рейтинги программ MBA начали составлять американские издания US News и World Report, однако довольно скоро их идею позаимствовали другие печатные СМИ. Сегодня свои «табели о рангах» предлагают едва ли не все ведущие деловые журналы, в том числе Financial Times, Forbes, BusinessWeek, Wall Street Journal. Их топ-листы учебных заведений делятся обычно на международные, отображающие положение бизнес-школ на мировом рынке, национальные и рейтинги по специализациям. Кроме наиболее популярных и авторитетных американских изданий, практически в каждой стране, где система MBA уже пустила корни, есть свои рейтинги, предлагаемые местной деловой прессой. Информация для ранжирования предоставляется самими школами. Она обычно содержит данные о количестве студентов и преподавателей, конкурсе, об отношении к выпускникам той или иной школы со стороны работодателей и т. п.
Система ранжирования значительно облегчает проблему выбора школы, однако все чаще в адрес составителей рейтингов звучат довольно резкие и зачастую вполне обоснованные упреки. Их обвиняют в отсутствии объективности, что, впрочем,и не удивительно. Универсальных критериев для подобного листинга не существует, поэтому каждое издание оценивает бизнес-школы исходя из собственных соображений. Многие учитывают такие субъективные критерии, как оценка качества образования руководителями других школ или знаменитыми людьми. Некоторые вообще не указывают критерии, на которых основаны их рейтинги. В результате позиции одних и тех же школ в разных топ-листах кардинально отличаются. К примеру, известнейшая школа Stanford недавно взяла пальму первенства по версии US News, а в рейтинге BusinessWeek оказалась во второй десятке.
Сами бизнес-школы неоднозначно относятся к рейтингам. Делясь информацией с журналами, они не устают критиковать их за субъективизм. Наиболее последовательными оказались Harvard и Wharton, которые вместе со школой Stanford составляют тройку признанных лидеров американского бизнес-образования.
Ищу человека!
Впрочем, отнюдь не рейтинги являются главной проблемой для учебных заведений, предлагающих MBA-программы. Наиболее серьезный вызов сегодня — сокращение количества студентов, наступившее после нескольких лет роста. После терактов 11 сентября 2001 года и во время американских корпоративных скандалов 2001-2002 годов сотрудники многих компаний стремились пересидеть наиболее сложные месяцы кризиса на школьной скамье — именно так объясняют причины резкого скачка популярности MBA аналитики BusinessWeek. Однако рецессия закончилась, и места за партами начали пустеть. Новая тенденция задела прежде всего стационарный (full-time) MBA и заметно меньше коснулась сокращенных, заочных и дистанционных курсов — executive-MBA, mini-MBA и др. По данным Graduate Management Admission Council, в прошлом году об уменьшении количества абитуриентов заявили две трети провайдеров full-time-программ, 43% провайдеров заочного MBA и только 32% executive-MBA.
Объяснения этому найти несложно. В условиях быстроменяющейся экономической среды далеко не каждый сотрудник может позволить себе уйти с фронта на 12-24 месяца и поучаствовать в занятиях общей продолжительностью от 600 до 1000 часов, не рискуя карьерой. О владельцах компаний и говорить нечего. Мало кому удавалось совмещать ведение бизнеса с обучением, которому приходится посвящать 12-16 часов в сутки, да зачастую еще и в другом городе или чужой стране.
Идя навстречу пожеланиям трудящихся, множество школ разработали сокращенные курсы MBA, рассчитанные в среднем на 180-240 часов. Наиболее урезанные (такие как mini-MBA) вообще не предусматривают изучение социально-экономических или факультативных предметов и являются, по сути, серией семинаров на актуальные финансовые, маркетинговые или управленческие темы. Еще одной альтернативой стала адаптация обычного курса МВА к заочно-модульной или дистанционной системе обучения. Несколько особняком стоит executive-MBA — как правило, заочная или вечерняя программа для работающих топ-менеджеров или владельцев компаний, которые обладают более серьезным опытом, чем другие студенты.
Такие разновидности MBA сейчас активно продвигаются на мировом рынке. Правда, работодатель не всегда в восторге от подобного образования. Об этом свидетельствует недавний опрос, проведенный Wall Street Journal и Harris Interactive среди рекрутеров американских компаний, попросивших оценить разные формы МВА. Около 30% из них не считают уровень executive-MBA соответствующим full-time программам, при этом более 34% отметили, что заочное обучение значительно уступает стационарному. До 80% рекрутеров забраковали дистанционную (online) форму, причем каждый второй из них категорически заявил, что эта форма обучения вообще никуда не годится.
Учитывая такие настроения в среде работодателей, следует ожидать, что уже в обозримом будущем популярность стационарного курса МВА опять возрастет. Между тем нехватка студентов — это только одна сторона проблемы бизнес-школ с человеческими ресурсами. Другая — нехватка преподавателей. Причем не практиков — в них-то как раз недостатка нет, — а именно преподавателей-теоретиков, прошедших хорошую академическую подготовку.
Нехватка студентов — это только одна сторона проблемы бизнес-школ с человеческими ресурсами. Другая — нехватка преподавателей
|
В США более 40% молодых специалистов в сфере финансов или управления, получив степень PhD (аналог нашего кандидата наук), уходят в коммерцию — спрос на их знания со стороны банков, компьютерных и технологических компаний постоянно растет. А в бизнес-школах количество вакантных мест достигает порой 14%. Даже деканов иногда не хватает. И это несмотря на заработки педагогов бизнес-школ, втрое превосходящие зарплаты университетских преподавателей!
Учимся налаживать связи
Последние годы довольно серьезно изменили облик учебных программ бизнес-администрирования. Среди бизнес-школ распространилась мода на учебные курсы, развивающие личностные характеристики студентов. К примеру, в Babcock Graduate School of Management и некоторых других американских школах был введен курс под названием Networking. Его цель — помочь студенту сформировать свой личный бренд, научиться завязывать нужные знакомства, правильно общаться с конкурентами, партнерами, работодателями. После корпоративных скандалов 2001 года в западных бизнес-школах более востребованной стала деловая этика.
Современным бизнес-школам приходится балансировать, обеспечивая своим студентам и широкий кругозор, и узкую специализацию. С одной стороны, год от года все меньше студентов соглашаются нахвататься всего по чуть-чуть. Большинство предпочитают выбирать профильные курсы — банковское дело, финансы, компьютерные технологии, маркетинг. Углубление специализации — ответ на вызов времени. Программы MBA давно уже упрекали в излишней обобщенности предоставляемых знаний. Дошло до того, что традиционные программы последипломного образования начали догонять по популярности элитный МВА. Постепенно выравниваются и цены. К примеру, двухлетний курс МВА в Carlson School of Management Университета Миннесоты всего на $400 дороже двухлетнего последипломного обучения по специальности «Управление службой здравоохранения».
Современным бизнес-школам приходится балансировать, обеспечивая своим студентам и широкий кругозор, и узкую специализацию
|
С другой стороны, продвинутые бизнес-школы все активнее внедряют междисциплинарные учебные курсы. Например, студенты Lally School of Management and Technology на первом году обучения изучают предмет под названием «Создание и управление предприятием», где им предлагается с нуля построить и организовать работу новой компании. На втором году их ждет курс «Интегративные продукты и услуги», в ходе которого нужно разбираться с проблемами, возникающими у предприятия на разных этапах его роста. Предполагается, что традиционные курсы по маркетингу, управлению человеческими ресурсами и другим дисциплинам заменят на кросс-функциональные потоки, обучение на которых будет совмещать несколько предметов.
Магистр для развивающегося капитализма
После падения «железного занавеса» программы МВА начали завоевывать популярность в странах Центральной и Восточной Европы, что и не удивительно — спрос на квалифицированных менеджеров в государствах с развивающейся рыночной экономикой огромен. К примеру, в одной только Польше сегодня насчитывается уже около 30 программ. МВА и практически все они созданы как совместные проекты польских вузов и западных бизнес-школ. Зарубежные партнеры поляков — в большинстве случаев молодые и не самые престижные европейские школы, которые не входят в первую десятку в рейтингах. Несмотря на это, польские программы MBA дают довольно пристойный уровень образования: обучение здесь ведется в основном на английском языке и по западным программам, значительная часть преподавателей приглашается из европейских стран, Канады и США. Выпускники получают не только «корочку» польской бизнес-школы, но и диплом партнерского учебного заведения — тем самым решается проблема признания местного образования иностранными компаниями.
В то же время польские бизнес-школы несколько отличаются от западных. Во-первых, они отдают предпочтение executive-MBA и другим заочным или сокращенным курсам. Стационар особенным спросом не пользуется, поскольку работодатель все еще не согласен отпускать сотрудника на более-менее продолжительный срок даже ради повышения его квалификации. Во-вторых, цены на образовательный продукт очень демократичные — от $5 тыс. за полный курс обучения. Кроме того, в польскую бизнес-школу значительно легче поступить. Конкурс там составляет обычно от двух до пяти человек на место.
Превалирование заочных, сокращенных и дистанционных программ, низкие цены, небольшой или вовсе отсутствующий конкурс — все это характерно и для программ МВА, действующих на постсоветском пространстве. Первые попытки внедрить эту форму образования были сделаны еще в начале девяностых годов. С тех пор только в России появилось до сотни учебных заведений, предлагающих те или иные программы МВА. По разным оценкам, диплом магистра бизнес-администрирования в России ежегодно получает от трех до 12 тыс. выпускников. Абсолютное большинство (до 80%) программ MBA сосредоточено в Москве, некоторое количество действует в Санкт-Петербурге и единицы — в регионах.
Ощутима нехватка case study — разбора практических примеров из деловой практики. В американских школах им уделяется 25-40% учебного времени
|
Далеко не все программы способны обеспечить качественный образовательный продукт. Доверие работодателей пока вызывают только дипломы бизнес-школ, созданных под эгидой брендовых еще с советских времен московских университетов и институтов.
Расценки российских бизнес-школ значительно ниже западных, но сопоставимы с централь-ноевропейскими. В среднем за двухгодичный курс обучения соискатель должен заплатить $6-12 тыс. Пока еще низкий спрос вынуждает бизнес-школы бороться за каждого платежеспособного студента, а отсутствие конкурса негативно влияет на качество образования.
Учеба в российской бизнес-школе существенно отличается от обучения в западной. Преподавание ведется в основном на русском языке педагогами российских вузов. Нанять даже посредственных англоязычных варягов по карману лишь некоторым. Главная проблема российских бизнес-школ — излишний академизм университетских профессоров и нехватка преподавателей-практиков, чей опыт связан не только с консалтингом, но и с самостоятельным ведением бизнеса. Ощутима нехватка case study — разбора практических примеров из деловой практики. В американских школах им уделяется 25-40% учебного времени, в России же кейсы — штучный товар. Обычно они заимствованы из программ западных школ и крайне редко из российской практики — сказывается закрытость местных компаний.
Нерешенной проблемой остается признание дипломов. Российский работодатель пока не готов доплачивать сотруднику за степень, западный же довольно скептически относится к российскому образованию. Это не удивительно, поскольку «МВА по-русски» на мировом рынке практически не котируется. До сего дня только Высшая школа бизнеса МГУ попала в рейтинг QS ТорМВА, который, правда, не входит в число наиболее авторитетных. Если не брать во внимание цены, единственное преимущество российских бизнес-школ перед западными — это адаптация образования к так называемой «специфике» российского бизнеса. Представление о ней усердно культивируется самими бизнес-школами, однако насколько такое преимущество является конкурентным по сравнению с зарубежными программами, судить сложно.
Проблемы российского рынка МВА во многом характерны и для Украины. Впрочем, поставить знак равенства между бизнес-школами этих двух стран было бы все же ошибкой. В Украине действует шесть авторитетных на отечественном рынке бизнес-школ, предлагающих программы MBA в основном в ипостаси executive. Это Международный институт менеджмента, Международный институт бизнеса, Киевская бизнес-школа, Киево-Могилянская бизнес-школа, IBR Institute of International Business Relations и бизнес-школа Львовского института менеджмента. Все они, за исключением последней, находятся в Киеве.
Почти все украинские программы МВА укладываются в ценовом диапазоне $6-12 тыс. Хотя и небольшой, но все-таки конкурс (1,5-2 человека на место) дает украинским школам определенную свободу маневра, что выгодно отличает их от российских. Отмечают и большую ориентированность украинских программ МВА на западные стандарты. Акцент на «украинскую специфику» также декларируется, однако отечественные школы более настойчиво продвигают англоязычное преподавание и активнее завязывают контакты с европейскими и канадскими партнерами. Пример тому — несколько совместных с западными бизнес-школами программ, стартовавших в последнее время. Подобные сигналы свидетельствуют о том, что в обозримом будущем украинские программы МВА смогут глубже интегрироваться в мировое образовательное пространство, а значит, их выпускники станут более востребованными на мировом рынке труда.
|