Чего хотят MBA кандидаты
Автор: Нунзио Квакварелли (Nunzio Quacquarelli), редактор QS TopMBA Career Guide и Topmba.com
Источник: QS World MBA Tour
Джей Барратт (Jay Barratt) работал в должности трейдера кредитных рынков в компании JP Morgan, когда всю команду сотрудников сократили. «В течение последних шести месяцев было очень трудно вернуться в банковскую отрасль, поэтому по рекомендации нескольких моих друзей и менеджеров по набору персонала в инвестиционных банках, я решил получить MBA-образование и поступил в бизнес-школу Manchester Business School. Таким образом, я могу усилить свои финансовые знания в таких областях, как бухгалтерское дело и корпоративное финансирование, пройти ценную стажировку и в то же время расширить знания в других областях в качестве своего рода страховки».
Барратт — один из многих молодых специалистов из банковского сектора и смежных отраслей, кто обратился к MBA-образованию, чтобы спастись от кризиса, что привело к рекордному спросу на места в бизнес-школах в таких городах, как Нью-Йорк и Лондон. Компания QS World MBA Tour сообщила об увеличении количества посетителей их выставки в Лондоне в марте 2009 г. на 10% по сравнению с прошлым годом, и ожидает такого же увеличения осенью этого года.
«Рост числа заявлений на поступление на программы MBA во время экономического спада вполне закономерен», — соглашается Роуз Мартинелли (Rose Martinelli), директор приемной комиссии бизнес школы Chicago Booth School of Business.
Согласно исследованию, проведенному ресурсом TopMBA.com среди более 3000 будущих студентов MBA, на вопрос, почему они собираются получать MBA-образование, шесть из семи основных причин касались вопроса карьеры. Так, улучшение карьерных перспектив (70% респондентов) и развитие новых навыков (58%) постоянно были двумя лидирующими причинами получения бизнес-образования среди кандидатов. Повышение зарплаты (32%) редко указывалось главной причиной получения степени MBA.
Такие причины, как содействие изменению карьеры (43% по сравнению с 34% в 2007 г.) и приобретение профессиональных связей (45% против 34%) тоже выросли по своей популярности, возможно, из-за возрастающего осознания среди молодого поколения ценности связей и потенциальной смены карьеры. Многие кандидаты рассматривают степень MBA как способ отвести риски от их страны, отрасли или деятельности на время рецессии, отчасти за счет связей выпускников бизнес-школы. Грэм Гасти (Graham Hastie), директор по стратегии бизнес школы London Business School, отмечает, что «с MBA становится легче изменить карьеру по двум из трех параметров: сменить регион/страну, функцию или отрасль. Намного сложнее для некоторых пойти на все три перемены».
Однако требуется несколько слов предостережения, поскольку во время рецессии большие карьерные изменения даются тяжелее, и степень MBA будет всего лишь методом для карьерного продвижения. Барратт отмечает: «Студенты без предыдущего опыта работы в банковской отрасли, стремящиеся получить стажировку в данной сфере, должны по-настоящему проявить себя, но я не думаю, что много студентов добьется успехов в этом году».
При выборе школы результаты по трудоустройству выпускников являются самым главным критерием для претендентов со всего мира, хотя европейцы уделяют больше внимания качеству преподавателей, что ставится выше репутации школы или показателя рейтингов. За последние годы рейтинги постепенно теряют свою актуальность и важность для кандидатов; будучи в 2000 г. вторым по значимости критерием, он занимает только 7-е место в 2008 г.
Таблица 1 показывает порядок ранжирования критериев выбора бизнес школы среди претендентов из разных регионов мира.
Критерии |
Респонденты из: |
Северной Америки |
Европы |
Азии |
Трудоустройство |
1 |
2 |
1 |
Окупаемость капиталовложений |
2 |
4 |
4 |
Качество исследовательской деятельности/
Учебных дисциплин |
3 |
1 |
3 |
Репутация школы |
3 |
5 |
7 |
Портрет студентов/выпускников |
5 |
9 |
8 |
Специализации школы |
5 |
6 |
5 |
Позиция в рейтинге |
7 |
7 |
10 |
Статус аккредитации |
8 |
8 |
8 |
Стипендии/финансовая помощь |
9 |
3 |
2 |
Удобное месторасположение |
10 |
13 |
13 |
Стиль преподавания (пр., метод кейсов) |
11 |
9 |
11 |
Длительность курса |
12 |
12 |
12 |
Доступность по цене |
13 |
11 |
6 |
Источник: QS TopMBA.com Applicant Survey 2008
|
У европейских MBA-кандидатов ожидания по зарплате на сегодняшний день значительно выше, чем у партнеров из других частей света. Согласно исследованию ресурса TopMBA.com, средний международный планируемый заработок после получения степени MBA вырос до 90-95 тыс. долларов (с 80-85 тыс. долларов в 2007 году). Список подобных ожиданий возглавляют кандидаты из Германии, которые на данный момент зарабатывают в среднем 97,9 тыс. долларов и ожидают увеличения зарплаты после окончания обучения до 194 тыс. долларов; за ними следуют кандидаты из Великобритании, которые ожидают повышения зарплаты с 75 тыс. до 169,7 тыс. долларов.
Разумеется, общая ситуация на рынке внесет свои коррективы. Результаты исследования 2009 года наверняка будут отличаться от предыдущих.
Таблица 2 показывает ожидаемое увеличение зарплат по сравнению с текущими зарплатами кандидатов MBA из определенных стран.
Текущая средняя зарплата (US$) |
Страна |
Ожидаемая средняя зарплата (US$) |
$97900 |
Германия |
$194100 |
$79500 |
Великобритания |
$169700 |
$41600 |
Россия |
$155700 |
$84000 |
Франция |
$148700 |
$55800 |
Италия |
$130500 |
$62600 |
США |
$124200 |
$59600 |
Канада |
$120700 |
$30500 |
Чили |
$118400 |
$51100 |
Бразилия |
$111300 |
$28600 |
Индия |
$99900 |
$25200 |
Аргентина |
$96800 |
$26800 |
Китай |
$91000 |
$31500 |
Мексика |
$90000 |
$40500 |
Украина |
$90000 |
$28500 |
Перу |
$79800 |
$24500 |
Колумбия |
$77600 |
Источник: QS TopMBA.com Applicant Survey 2008
|
Некоторые молодые специалисты пытаются выбрать время для получения степени MBA так, чтобы закончить обучение к тому моменту, когда можно будет получить выгоду от следующего экономического подъема. Мартинелли из Chicago советует: «Опыт подсказывает, что такие прогнозы делать трудно, и лучшее время для получения MBA наступает тогда, когда кандидат чувствует, что он лично готов к этому, независимо от экономических условий. MBA необходимо рассматривать в долгосрочной карьерной перспективе».
|