Дистанционные программы MBA: за и против
Авторы: Росс Герaти (Ross Geraghty), Татьяна Максимова, QS World MBA Tour
Источник: QS TopMBA.com
Вначале были заочные курсы… Посылки с книгами, пачки распечатанных эссе, которые студенты носили на почту, а потом с нетерпением ждали ответа от преподавателей и подолгу ждали …
С появлением Интернета и повышением качества курьерской доставки за последнее десятилетие дистанционная форма обучения стала активно использоваться для различных образовательных программ, в том числе и для бизнес-образования.
По результатам исследования об ожиданиях и планах МВА кандидатов QS TopMBA.com Applicant Survey 2010, более 83% кандидатов по-прежнему предпочли бы получить степень традиционную степень МВА, обучаясь на кампусе. Число респондентов, планирующих получить МВА онлайн или дистанционно, составило чуть больше 2% всех опрошенных кандидатов. Тем не менее, результаты исследования показывают, что все больше и больше кандидатов выбирают более короткие по продолжительности программы.
Предпочитаемая продолжительность МВА программы
Продолжительность
|
2008
|
2009
|
2010
|
Менее 10 месяцев
|
5,9%
|
6,0%
|
6,2%
|
10-18 месяцев |
40,2%
|
44,0%
|
48,0%
|
19-24 месяца
|
47,8%
|
43,0%
|
38,8%
|
Более чем 24 месяца
|
6,1%
|
7,0%
|
7,0% |
Источник: QS TopMBA.com Аpplicant Survey 2010
|
Зоя Зайцева, региональный директор QS в Центральной и Восточной Европе, комментирует: «Мы не были удивлены, когда получили результаты исследования. Подобный тренд обусловлен ситуацией на рынке: кандидаты предпочитают как можно меньше времени провести в отрыве от карьеры. Во время рецессии инвестиции в краткосрочные программы кажутся наиболее целесообразными».
Уильям МакДональд (William McDonald), директор академических программ в Европе бизнес-школы Thunderbird (Thunderbird School of Global Management), считает выбор дистанционных программ MBA целесообразным для ряда кандидатов. В своем видео-интервью, опубликованном на www.topmba.com, г-н МакДональд отмечает, что достижения технического прогресса важны по двум причинам: «Представители нового поколения, получающие сейчас степень MBA, уже привыкли работать и обучаться в онлайн пространстве и легко усваивают информацию в этом режиме. Предыдущее поколение не испытывает такого доверия к этому источнику информации», — подчеркивает он.
Строго говоря, не только MBA студенты находят он-лайн обучение удобным, но и преподаватели, не принадлежащие к Интернет поколению, считают этот способ более простым. «Даже профессорский состав, не сильно подкованный в области компьютерных технологий, не видят ничего сложного в опубликовании видео уроков, проведении он-лайн дискуссий и т.п.»
«Запуск дистанционной программы МВА позволил нам расширить культурное разнообразие как в группах, так и среди профессорско-преподавательского состава», — комментирует Гамалиель Мартинез Минос (Gamaliel Martinez Minoz), управляющий директор International Executive MBA программы в IE Business School, — «Группу из 32 студентов могут составлять 25 различных национальностей — менеджеры среднего и высшего звена из международных компаний, которые могут учиться в нашей школе из любой страны мира. Для студентов это прекрасная возможность получить МВА без переезда и отрыва от работы». Запуск программы в 2001 году позволил бизнес-школе не только без больших инвестиций увеличить размер рынка, но и улучшить качество преподавания.
Марсель Коэн (Marcel Cohen), директор дистанционной МВА программы в Imperial College Business School, считает, что у дистанционных МВА также есть и еще один плюс: «Студенты, находясь в разных уголках мира, обмениваются опытом, наличие которого является очень важным для международных компаний».
Раньше общественное мнение ассоциировало лишь с третьесортными учебными заведениями. Однако за последние 7-9 лет ситуация изменилась — все больше топовых бизнес-школ предлагают подобный формат.
Некоторые из бизнес-школ, приезжающие 14 ОКТЯБРЯ 2010 в Киев на выставки QS World MBA и World Executive MBA Tour и предлагающие дистанционные программы
Бизнес-школа
|
Страна
|
Мин. кол-во лет опыта
|
Среднее число студентов в группе
|
Межд. студенты, %
|
Средняя продол-
жительность программы в месяцах
|
Manchester
|
Великобритания
|
3
|
29
|
95
|
18
|
IE Business School
|
Испания
|
3
|
29
|
91
|
13
|
Duke Fuqua
|
США
|
-
|
29
|
39
|
22
|
|
Доступность
Несмотря на недостатки дистанционного обучения, основным преимуществом заочной программы MBA является ее доступность. В отличие от традиционных наборов один или два раза в год, характерного для очных курсов, студент-заочник может начать обучение в любое время года. И эта доступность очень востребована на рынке высшего образования, который практически не менялся в течение многих лет, считает Уильям МакДональд.
«Традиционно студенты начинают обучение в сентябре, или некоторые школы предлагают январский набор», — рассказывает он. «Онлайн-формат позволяет школам запускать программы в течение всего года, и менять их расписание и формат при необходимости».
Эта возможность для маневра также ценится и преподавателями. С постоянным ростом спроса на MBA увеличивается спрос на высококвалифицированные кадры, который довольно сложно удовлетворить. Посредством онлайн-формата преподаватели бизнес-школ получили возможность обучать и за пределами классных аудиторий.
«Это является большой проблемой для бизнес-школ по всему миру», — отмечает МакДональд. «Некоторые наши преподаватели могут отсутствовать неделю, проводя курс для управленцев для LG в Корее, но они все равно могут поддерживать связь с нашими студентами-заочниками, т.е. обучение продолжается. Это позволяет и студентам, и преподавателям свободно перемещаться, что особенно востребовано в современном мире. Дистанционная форма обучения — это возможность получить MBA, даже если кандидат меняет место работы, переезжает из Лондона в Сингапур, изменив расписание программы в соответствии со своими потребностями. В этом и заключается доступность заочных программ MBA».
Рекрутеры
Несмотря на все плюсы и преимущества дистанционной МВА программы, российские рекрутеры по-прежнему сдержанно относятся к МВА, полученному в таком формате. По их мнению, диплом, полученный на очной программе MBA, по-прежнему выглядит более солидно: «Если для компании наличие MBA у кандидата является одним из важных требований, то предпочтение, скорее всего, будет отдано соискателю, проходившему обучение очно», — комментирует Елизавета Комолова, консультант Юридической практики в Morgan Hunt, — «В остальных случаях диплом известной бизнес-школы, пусть даже полученный дистанционно, будет положительно влиять на образ кандидата и хорошо смотреться в резюме».
«Кандидаты на лидирующие позиции в компаниях как правило имеют MBA, полученный очно в сильной международной бизнес-школе, — говорит Екатерина Рудельсон, партнер в ведущем международном агенстве по поиску персонала Egon Zehnder International, — «По сравнению с дистанционным образованием преимущества подобных программ очевидны: погружение в академическую среду бизнес-школы, структуризованный опыт, также динамика группы и самоанализ».
Тем не менее, ведь если соискатель смог эффективно совмещать нагрузку на работе, семейные обязанности или личные увлечения, а также проявить должный уровень самомотивации, необходимый для получения MBA, то его шансы получить хорошую должность действительно высоки.
«Становится все более и более критичным умение человека выстраивать эффективные взаимоотношения на расстоянии, достигать взаимопонимания с людьми из разных уголков мира, работать в межкультурном пространстве удаленно и виртуально. Всему этому можно научиться на дистанционных программах. В каком-то смысле эти навыки гораздо легче развить, обучаясь заочно, нежели при личном общении», считает Уильям МакДональд.
Аккредитация
При выборе любого курса MBA необходимо проверить его аккредитацию. Особенно это касается онлайн-программ, которые не всегда относятся к престижным школам. Существует множество местных аккредитующих агентств в различных странах, а также три международных (EQUIS, AACSB и AMBA). В большинстве случаев бизнес школа, которая имеет аккредитацию и предоставляет заочный формат обучения, получает аккредитацию и на данный формат. Однако все равно это стоит проверить. Есть ряд школ, которые предлагают просто купить диплом MBA. Возможно, звучит неплохо но только до тех пор, пока работодатель это не обнаружит, и Ваше время и деньги будут потеряны.
Как говорится, бесплатный сыр только в мышеловке!
Ознакомиться с полным списком бизнес-школ, предлагающих дистанционные и модульные программы обучения, можно на сайте QS World MBA Tour. Более тридцати ведущих бизнес-школ мира приезжают в Киев 14 октября 2010, так что у украинских профессионалов еще есть немного времени подготовиться к встрече с представителями приемных комиссий.
QS World MBA Tour — Kiev Thu 14 October |
AUSTRALIA |
Melbourne Business School |
UNITED KINGDOM |
Lancaster University |
BELGIUM |
Vlerick Leuven Gent Management School |
UNITED KINGDOM |
Manchester Business School |
CANADA |
Queens School of Business |
UNITED KINGDOM |
Nottingham |
FRANCE |
EDHEC Business School |
UNITED KINGDOM |
University of Newcastle |
FRANCE |
EMLYON Business School |
UNITED KINGDOM |
Westminster Business School |
FRANCE |
INSEAD Full Time |
USA |
Brandeis |
GERMANY |
ESMT |
USA |
Duke, Fuqua School of Business |
GREECE |
AUEB |
USA |
Florida International, Chapman |
ITALY |
SDA Bocconi |
USA |
Hult |
TURKEY |
Sabanci University |
USA |
Pepperdine |
TURKEY |
Ozyegin |
USA |
UC Berkeley, Haas |
UNITED KINGDOM |
BPP Business School |
USA |
UCLA, Anderson |
QS World Executive MBA Tour — Kiev, Thu 14 October |
AUSTRIA |
WU Executive Academy — University of Vienna |
FRANCE |
INSEAD Executive MBA (Fontainebleau) |
FRANCE |
TRIUM Global Executive MBA (NYU / HEC / LSE) |
Russia |
Moscow School of Management SKOLKOVO |
SPAIN |
IE Business School |
UNITED KINGDOM |
University of Chicago, Booth School of Business, London — Executive MBA |
|
|