БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Вебинары 22 октября 2010 г.

Дистанционный кладезь мудрости

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№41, 2010)

Так же, как и на обычном семинаре, на вебинаре можно задавать вопросы и получать на них ответы, выполнять задания. Вот только тренер и другие участники могут находиться за сотни километров друг от друга. Для этого нужно всего лишь «кликнуть» в определенное время на нужную ссылку и подключиться к вещанию. Удобно? Несомненно! Быстро и легко? Да! Вот только скептики почему-то говорят о том, что такое обучение неэффективно, что такая форма не предполагает возможность контроля усвоения знаний, что ведущий не получает обратной связи от аудитории, и что все это вместе отрицательно сказывается на качестве обучения.

При этом вебинары активно развиваются во всем мире, и наша страна также не осталась в стороне от этого процесса. «На сегодняшний день, по данным компании «Аплинк», им уже пользовалось не менее 5% украинских компаний, причем, как правило, эти компании являются или лидерами рынка или достаточно успешными в своем сегменте», — отметил Максим Муровайко, PR-менеджер компании «Аплинк» (интернет и IT-услуги, штат — 21 чел.). Но ответить на вопрос «Подходит ли такая форма обучения нашей компании?», опираясь только на анализ публичных источников, практически невозможно. Тут, как говорится, не попробуешь — не узнаешь.

Экономии ради

Изрядно урезанные в большинстве компаний и до сих пор не восстановившиеся в полном объеме бюджеты на обучение персонала «заставили» специалистов HR-сферы обратить свой взор на максимально дешевые способы доносить необходимую информацию до сотрудников. А самое основное и неоспоримое достоинство вебинаров состоит именно в этом. «Такая форма обучения, как вебинар, позволяет в несколько раз сократить расходы на обучение. В случае с корпоративным обучением в формате вебинара бюджет сокращается на переезде сотрудников (особенно, если сотрудники работают в разных регионах), на проживании, аренде зала, оплате расходов бизнес-тренера. Аналогично идет сокращение бюджета, и если от компании обучается один сотрудник, это выгодно и в материальном, и во временном плане. Сотрудники обучаются на рабочих местах и получают все инструменты, которые им необходимы во время обучения. Особо важно отметить тот факт, что и новички в компании вместо того, чтобы ездить на обучение, просто могут пересмотреть видеозапись уже прошедшего в компании вебинара и узнать всю информацию, которая им необходима для дальнейшей работы», — поведала Катерина Пенкова, директор компании «Персонал Студия», руководитель Первого международного портала вебинаров.

Эту информацию подтверждает и Станислав Матичный, директор ООО «Автокоминг» (ремонт, продажи авто, штат — ок. 200 чел.): «В компаниях с широкой сетью филиалов экономия бюджета может составлять до 80%. Однако в связи с тем, что дистанционное обучение не дает возможности отрабатывать практические навыки, приходится сочетать оба формата. В этом случае реальная экономия составляет около 30-40%».

Эти цифры и делают вебинары исключительно заманчивым продуктом, несмотря на то, что наличие «живого» преподавателя и присутствующих на семинаре или тренинге участников делает такое обучение более наполненным. «На традиционном семинаре можно обсуждать, дискутировать, спорить, а потом всем вместе прерваться на чашечку чая или кофе и обсудить серьезные вопросы в неформальной обстановке. Такое обучение, на мой взгляд, является более эффективным. Но это в случае, если речь идет о получении серьезного образования. Если же на повестке дня обсуждение точечных вопросов и очень остро стоит проблема со временем, то вебинар безусловно оптимальный ответ и вариант для решения этой проблемы», — считает Юлия Постойко, юрист юридической фирмы DIGNUM.

Плюсы и минусы вебинара

Плюсы:

  • Вебинар, в отличие от большинства типов веб-конференций, где основную часть времени говорит спикер, отличается высокой степенью интерактивности. Слушатели активно вовлечены в процесс обучения, могут задавать вопросы, сразу же прояснять некоторые непонятные для них моменты.

  • В отличие от обычного семинара, слушатели по окончанию онлайн-семинара получают запись, которую можно использовать при повторном закреплении полученной информации, а также для того, чтобы поделиться ею с кем-то, к примеру, со своими коллегами.

  • Онлайн-курсы в виде вебинара предполагают значительную экономию времени. Участникам и спикеру не надо тратить время для того, чтобы прибыть к месту проведения встречи, они даже могут находиться в разных странах. Если же кто-то не успел подключиться к семинару со своего рабочего места, после он сможет воспользоваться записью.

  • Вебинар - это мощное средство не только для онлайн-тренингов, а и для решения маркетинговых задач. При презентации новой марки товара или, к примеру, при начале процесса ребрендинга, эксперт компании может ответить на все вопросы клиентов, получить от них живой отклик, разъяснить интересующие их аспекты, провести онлайн-опрос.

  • Благодаря вебинару существует возможность анонимности. Участники одной и той же онлайн-конференции могут не знать о личностях друг друга.

    Минусы:

    • Как бы ни старался спикер, однако во время проведения вебинара между ним и аудиторией не будет установлена такая же эмоциональная связь, которая появляется в результате живого общения в реальном времени. А это очень важный аспект, который напрямую влияет на эффективность того же обучения.

    • Вебинар - достаточно новый инструмент для проведения конференций и тренингов, а потому многие преподаватели, привыкшие работать с живой аудиторией, теряются перед монитором компьютера, в результате чего пропадает драйв и ритм выступления.

    • Зачастую участники вебинара находятся в различных часовых поясах, а потому если для тренера вебинар начинается в 15.00, то для его слушателей он может проходить в 23.00, что далеко не всем удобно.

    • Многие сомневаются в эффективности вебинаров, так как считают, что именно живое присутствие лектора, записывание его выступлений в тетрадь способствует настоящему обучению. Если же, по их мнению, сидеть перед монитором, то усвоение материала будет гораздо более слабым.

Лучшие решения

Проблему обучения сотрудников наиболее массовых должностей, которые характеризуются высокой текучестью кадров, по словам г-на Матичного, можно назвать одной из самых основных для компаний с разветвленной сетью филиалов. Это могут быть банки, которые регулярно выводят на рынок новые продукты и услуги и усложняют программное обеспечение, торговые и производственные компании.

Однако не менее полезны вебинары и тогда, когда речь идет, к примеру, о внедрении новых элементов корпоративной культуры или стандартов менеджмента. «Недавно для всех специалистов по персоналу подразделений нашей компании был проведен вебинар, который был посвящен новым стандартам работы при подборе персонала. Самое удивительное, что нам удалось сохранить очень приятную и творческую атмосферу. Мы с коллегами еще долго общались в чате и обсуждали различные насущные вопросы», — рассказала Нина Зарецкая, менеджер по персоналу, Pape Soft (разработка ПО). Однако для того, чтобы добиться максимальной эффективности обучения в формате вебинара, специалисты советуют учитывать основные их недостатки — более слабую обратную связь, меньшие возможности для того, чтобы удерживать внимание аудитории и использовать эффект эмоционального включения в работу. Чтобы это не отражалось самым негативным образом на качестве обучения, по словам Сергея Донцова, бизнес-тренера и HR-консультанта, необходимо выбирать оптимальный уровень сложности информации, которую необходимо визуализировать настолько, насколько это возможно, а также учитывать временной фактор — продолжительность сессии не должна превышать полутора часов.

Помимо этого, для того чтобы закрепить знания, полученные на вебинаре, можно дополнить их обсуждением на форумах или в блогах, обязав участников отвечать на вопросы, выражать мнение относительно ответов других участников вебинара и предоставив им возможность получить обратную связь от преподавателя.

Немаловажную роль играет и техническое оснащение — виртуальный класс, который позволяет организовать обучение. Самые «продвинутые» виртуальные классы содержат видео и голосовые чаты, дают возможность демонстрировать презентации, видеоматериалы. Виртуальный класс, который «вмещает» до 300 человек, может работать как в среде интернет (его аренда будет стоить примерно 20 у. е. в час), так и интранет (его стоимость, при размещении на корпоративном сервере, будет составлять около 7,5 тыс. у. е). При этом стоимость тренингового дня составит 70 у. е.

По словам Катерины Пенковой, аренда виртуального кабинета экономически обоснована в том случае, если обучающие мероприятия проводятся не чаще чем раз в неделю. «Если же речь идет о том, что необходимо несколько раз в неделю или даже каждый день обучать более 1000 человек, имеет смысл рассмотреть возможность покупки виртуального кабинета», — отмечает г-жа Пенкова. Кроме того, существует немало бесплатных площадок для проведения вебинаров с русскоязычным сервисом. Однако ни гарантий безопасности, ни дополнительных радостей в виде полного технического обеспечения они, разумеется, предоставить не могут.

Внедрение данной формы обучения также требует от специалистов по персоналу привлечения и других подразделений компании — IT-подразделения, департамента информационной безопасности. Помимо этого, не обойтись и без пересмотра системы обучения — с целью определения того, какая информация и в каком объеме может передаваться посредством вебинаров, для каких групп сотрудников это необходимо, будут ли приглашаться ведущие «со стороны» либо же это будут внутренние тренера. Однако все эти усилия будут вознаграждены сторицей, ведь помимо существенной экономии внедрение вебинаров предоставляет отличную возможность сформировать систему коммуникаций с самыми отдаленными филиалами.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливоТонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо
Суперобучение. Система освоения любых навыков: от изучения языков до построения карьерыСуперобучение. Система освоения любых навыков: от изучения языков до построения карьеры
Доведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектовДоведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)