БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Мотивация 9 декабря 2010 г.

Мотивация обучающихся: движение от позиции «Что здесь есть для меня?» к «Что здесь есть от меня?»

Автор: Патрик Данн (Patrick Dunn)
Источник: портал "Дистанционное обучение"

 Патрик Данн (Patrick Dunn)
Патрик Данн
(Patrick Dunn)
Конечно, для того, чтобы люди принимали участие в онлайновом обучении, им требуется мотивация. Но многие разработчики онлайновых учебных программ не понимают, что именно мотивирует людей в современной сетевой среде.

Традиция учебного дизайна, сформулированная Гагне (Gagne), но уходящая при этом корнями в историю образования, предполагает, что обучающиеся должны увидеть «что здесь есть для меня» в том, что они изучают. И, несомненно, это отлично действует. Так что многие (Выготский (Vygotsky), Щанк (Schank) и др.), следуя этой традиции, совершенствуют подход к обучающимся как к «личностям, нацеленным на результат» для усиления действия принципа «WIIFM» (what’s in it for me).

Но вопрос мотивации становится более сложным по мере того, как учебные программы, которые мы создаем, все больше основываются на «взаимодействии» и «сообществе» как основных компонентах. Социальные конструктивисты всегда считали обучение социальным процессом, а со взрывным распространением работы в рамках «Сообществ практиков» (Communities of Practice) у нас теперь есть прочная база, с помощью которой мы будем разрабатывать широкий спектр онлайновых учебных приложений.

Основным мотивирующим фактором для обучения в «сообществе практиков»/социальном контексте становится выделение своей индивидуальности в рамках группы. Постепенно повышая качество своего вклада в знания группы (через процесс называемый «обоснованное периферическое участие») пользователь становится все более вовлечен в процесс роста и успеха группы, и со временем часть его индивидуальности становится частью группы и процесса обучения.

Людям нравится вносить свой вклад в деятельность успешных групп, особенно это касается «прирожденных пользователей сети», «цифровых аборигенов» «поколения Y» — называйте их так, как вам угодно.

С другой стороны, мы знаем, что индивидуалистическая мотивация может быть крайне разрушительна для групп. Так что мы оказываемся на противоположном конце спектра от принципа WIIFM. Мы теперь побуждаем обучающихся задаваться вопросом: «что здесь есть от меня?» («what of me is in it» WOMII). Мы также на другом конце спектра от упрощенного, мыслящего категориями «стимул-реакция» бихевиористского подхода, породившего принцип WIIFM, как бы хорошо он не маскировался в конструктивистские одежды. Мы полностью принадлежим к лагерю ситуационного обучения. Позволю себе предположить, что приоритеты в области мотивации будут смещаться, проходя последовательно через четыре этапа (каждый из последующих будет полностью перекрывать предыдущие):

  1. Что здесь есть для меня? — WIIFM — мотивация; индивидуалистическое обучение.
  2. Что здесь есть для нас? — Работа в команде; ориентированность на проект и цель.
  3. Что здесь есть от нас? — Совместное обучение и производство.
  4. Что здесь есть от меня? — WOMII — мотивация; ориентированность на сообщество и процесс.

Кажется само собой разумеющимся, что философия WOMII надежно поддерживает метакогнитивные процессы учащегося. Ученик выходит из целеориентированной зависимости модели WIIFM, чтобы спросить себя: что от меня присутствует в настоящее время в том, что мы изучаем? Какой вклад я внес? Как идет процесс обучения, и в какой его части мы сейчас находимся?

И напоследок замечу, что особенно важно понимать принцип WOMII — мотивации при разработке учебных программ для стран, не относящихся к западной индустриальной культуре. Культуры, для которых свойственен коммунитаризм (см. модель культур Хостеда — Hofstede's model of culture), всегда использовали совместное обучение; в них личное и общественное более близки. Одна из причин, почему «сообщество практиков» стало модным словечком среди управленцев, заключается в том, что эта концепция представляется такой радикальной для многих индивидуалистических культур Запада. Но для большинства населения Земли это естественный общепринятый процесс обучения.

Оригинал статьи — "Learner motivation: the journey from «What's in it for me?» to «What of me is in it?»"




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиямЧек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом
Горшочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задачГоршочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задач

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)