МВА в вышиванке
Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№34, 2011)
Кастовость среди менеджерской элиты — выпускников зарубежных и отечественных школ МВА — явление весьма условное. Потому что нет ответа на вопрос: что важнее — обучение по западным стандартам или учет украинских реалий бизнеса.
Большинство наших соотечественников почтительно закатывают глаза к небу, услышав о тех, кто сумел получить степень МВА «там», в одной из десятки самых известных бизнес-школ. Меньшинство — презрительно фыркает и уверяет, что наше образование ничем не уступает «буржуйскому», так как не оторвано от родных черноземов.
Но так или иначе, а отношение к дипломированным менеджерам, как в среде их потенциальных работодателей, так и среди желающих получить заветную степень магистра бизнес-администрирования, уже сформировалось. «Раньше была мода на МВА, эту степень получали редкие специалисты. Сейчас это могут сделать почти все желающие, и разнообразие программ этому способствует», — убежден Виталий Михайлов, руководитель рекрутинговой компании World Staff (штат — 20 чел.).
Сейчас, по словам представителей бизнес-школ, растет спрос на недорогие среднесрочные и короткие программы, в то время как желающих пройти курс, рассчитанный на несколько лет и включающий в себя зарубежные стажировки, стало на 5-10% меньше по сравнению с докризисным периодом, когда бизнес-школам приходилось даже составлять «лист ожиданий» из спешащих приобщиться к знаниям.
Для себя
«У выпускников МВА есть один основной недостаток — они просят слишком большую зарплату», — лаконично отвечают некоторые директора. Не жалуют эмбиэйщиков и за излишнюю амбициозность. «МВА-образование часто говорит об «инновационности и эксклюзивности», тем самым воспитывая у некоторых психологически не окрепших руководителей завышенную самооценку. Поэтому «звездность» некоторых выпускников МВА мешает им найти достойную работу. «Группу риска» в основном составляют руководители в возрасте 30-32 лет и те, кто стремительно взошел по карьерной лестнице. Количество дипломов не всегда может конкурировать с реальным «жестким» жизненным опытом», — считает Владимир Павелко, директор МВА-программ kmbs.
Впрочем, надо отметить, что работодатели в большинстве своем достаточно формально подходят к наличию этого диплома. «В СКМ степень MBA не является обязательным требованием даже для руководящих позиций. При выборе кандидата на должность топ-менеджера мы в первую очередь смотрим на то, насколько претендент опытен в конкретной сфере. А диплом MBA является скорее дополнительным, но не ключевым его преимуществом», — рассказывает Анна Терехова, пресс-секретарь «Систем Кэпитал Менеджмент» (управляющая компания, штат — более 80 чел.)
Хотя при прочих равных условиях, по словам Виталия Михайлова, кандидату с дипломом МВА, скорее всего, отдадут предпочтение. «Хотя бы потому, что он уже не станет просить денег на образование», — пошутил г-н Михайлов, который и сам является выпускником МИМ 2002 года. В то же время г-н Михайлов утверждает, что два выпускника с дипломом одной школы могут быть очень разными директорами, и поэтому каждая кандидатура на должность топ-менеджера требует самого тщательного рассмотрения. «Все зависит от человека, а не от диплома», — считает Николай Ткаченко, директор КП «Васильковрайкоммунхоз» (вывоз и утилизация отходов), выпускник IBR Института международных деловых отношений. «К хорошим теоретическим знаниям должен прилагаться практический опыт. На него я бы опирался, выбирая кандидатов для своей компании», — утверждает Вадим Нестерчук, генеральный директор Sixt Ukraine (прокат, лизинг авто, ассистанс, штат — ок. 200 чел.).
Поэтому большинство выпускников и учащихся по программе МВА не питают иллюзий относительно того, что с получением заветного диплома их жизнь волшебным образом изменится. Однако никто из выпускников МВА, с которыми беседовали корреспонденты «ВД», не пожалел о потраченном времени или деньгах. «МВА помогает систематизировать опыт, формирует целостное восприятие бизнес-процессов и позволяет руководителю на одном языке разговаривать с представителями различных департаментов или подразделений», — рассказал Юрий Клитинский, глава украинского офиса YPK Enterprises Ltd (химическая продукция).
В то же время, помимо морального удовлетворения и уверенности в своих силах, магистерская степень в менеджменте может дать вполне ощутимый материальный эффект. Так, по словам Николая Ткаченко, благодаря использованию полученных знаний и навыков в развитии собственного предприятия ему удалось примерно за год окупить стоимость обучения. Однако на то, насколько обучение окажется результативным, влияет и выбор бизнес-школы.
Знай наших
Получить бизнес-образование в университетах Лиги плюща остается заветной мечтой многих наших соотечественников, сбыться которой чаще всего мешают отсутствие средств и недостаточное знание английского языка. Однако некоторые из наших управленцев абсолютно осознанно выбирают обучение в отечественных бизнес-школах. Это решение они мотивируют тем, что украинские реалии существенно отличаются от западных. «Национальная специфика является бесспорным проверенным конкурентным преимуществом. Так, к примеру, известные компании, зайдя в Украину с успешными (для их рынка) экспатами и отработанными бизнес-процессами в портфеле стратегий, «топчутся» на месте годами без реального развития своего бизнеса и в результате покидают пределы нашей экономики. Особенности ведения бизнеса в нашей стране известны всем, кто реально им занимается: это и менталитет, и прозрачность, и отсутствие в подавляющем большинстве предприятий ключевой идеи построения бизнеса. Поэтому блестящие стратегии и маркетинговые ходы, применимые в одной стране, могут быть абсолютно губительными в нашей. И даже хорошо подготовленный профессионал, обладающий новейшими методологиями и инструментами ведения бизнеса, не добьется успеха без хорошего понимания конъюнктуры местного рынка и корпоративных особенностей как страны в целом, так и некоторых отраслей экономики», — считает Владимир Павелко.
Еще одним важным преимуществом отечественных программ МВА является то, что украинские школы предлагают программы без отрыва от производства. Помимо этого, большую роль в привлечении слушателей играет репутация школы и преподавательский состав.
Как заметил г-н Нестерчук, «любая бизнес-школа держится на преподавателях, которые известны в своем направлении, которые могут транслировать свой опыт и которых хочется цитировать». Однако при этом следует отметить, что практически все программы МВА, которые предлагают украинские бизнес-школы, разрабатывались совместно с зарубежными университетами либо по их стандартам. А на чтение отдельных курсов приглашают иностранных специалистов. Именно поэтому отечественные бизнес-школы успешно используют проверенные практикой формы обучения, наполняя их своим собственным содержанием. «Лучшая форма «отработки» полученных знаний — это кейсовый метод. И мы не только пишем кейсы на основе украинских предприятий и их реалий, но и проводим уникальные «живые» кейсы прямо на предприятиях с участием их собственников и топ-менеджмента. К нам часто обращаются руководители предприятий с предложением «разобрать их по коcточкам», подготовить и провести «живой» кейс на их базе. Среди таких желающих есть не только лидеры отечественного рынка, но также и предприятия с мировым именем, которые совершили приобретения на украинском рынке», — рассказал Владимир Павелко.
При этом, по словам Вадима Нестерчука, который обучался как в украинской, так и в бизнес-школе в Лондоне, именно в нашей стране общение выпускников является более живым и неформальным. «У нас проще обратиться в школу для поиска партнера либо для решения какой-либо проблемы. В западных школах это общение более формально, но оно активно поддерживается на официальном уровне — регулярно производятся рассылки, формируются сообщества выпускников», — поведал г-н Нестерчук.
Ну а для тех, кто все же хочет получить образование по западным стандартам, но не имеет достаточных материальных средств, а также возможности пару лет своей жизни посвятить исключительно обучению, предлагаются различные варианты, позволяющие совмещать приятное с полезным. Так, к примеру, в Украине ведут деятельность ряд представительств зарубежных университетов, которые выдают своим выпускникам «двойные» дипломы.
За морями-океанами
Впрочем, кое в чем даже лучшие из отечественных бизнес-школ не могут конкурировать с зарубежными. Во-первых, это особая атмосфера действительно элитарного бизнес-сообщества, которая тщательно поддерживается и достигается тщательным отбором потенциальных слушателей. Возможность выбрать десяток лучших из нескольких сотен претендентов в разы повышает ценность диплома на рынке труда. «В топовых бизнес-школах конкурс может достигать нескольких сотен заявок на одно место. Поскольку зарубежные бизнес-школы очень ревностно относятся к рейтингам, они изначально принимают на учебу лучших студентов, которые будут повышать данный рейтинг, а не занижать его плохими показателями по окончании программы», — поясняет Наталья Тарченко, директор DEC education.
В этом случае бизнес-школа по сути берет на себя дополнительные функции рекрутингового агентства. Особенно когда при поступлении оцениваются не только формальные знания и соответствие определенным критериям (к примеру, наличие управленческого опыта), но и универсальные компетенции и личные качества. «Важной частью программы МВА зарубежных бизнес-школ является развитие в студентах так называемых soft-skills. Навыков, без которых самые блестящие знания очень сложно применить на практике. В это понятие вкладывается умение работать в команде, вести эффективные переговоры, презентационные навыки, умение убеждать других в своей правоте, аргументированно дискутировать, разрешать конфликтные ситуации и другие качества, без которых эффективность руководителя сводится к нулю», — рассказывает Наталья Тарченко.
Однако, по словам г-жи Тарченко, самое важное, что качественно отличает западные бизнес-школы от отечественных, это наличие международно признанных аккредитаций программ МВА, которые имеют лишь немногие из украинских школ.
Не могут потягаться отечественные бизнес-школы и с уровнем преподавателей. Так, к примеру, в знаменитой Чикагской бизнес-школе среди преподавателей курса МВА можно встретить нобелевского лауреата или бизнес-гуру с мировым именем.
Однако эти преимущества зачастую утрачивают свое значение в нашей стране, и диплом авторитетнейшей бизнес-школы может оказаться всего лишь красивой бумажкой для неискушенного в таких тонкостях отечественного работодателя.
Елена Яковлева, декан бизнес-школы КИБиТ
— Сегодня на рынке бизнес-образования можно выделить две ключевые тенденции. Во-первых, слушатели программ МВА помолодели. Если несколько лет назад средний возраст слушателя был 38 лет, то сейчас возраст тех, кто проходит у нас обучение, составляет 28 лет.
Во-вторых, среди слушателей программы МВА растет число собственников малого и среднего бизнеса, соответственно — смещаются акценты в мотивации. Ранее слушатель школы бизнеса стремился к карьерному росту, росту заработной платы, систематизации опыта и знаний, искал интересные и полезные знакомства. Сейчас руководители и собственники бизнеса, столкнувшись с кризисом, ищут выход из сложившейся ситуации. Им недостаточно связей и опыта, им нужен системный подход, умение творчески мыслить, понимать ситуацию и в средней, и в далекой перспективе, а также использовать нестандартные решения. Это поколение нового мировоззрения — мировоззрения победителей!
Виктор Морозов, декан бизнес-школы университета «КРОК», заведующий кафедрой бизнес-администрирования и управления проектами
— Простое транслирование зарубежного опыта, пускай даже и на примере известных компаний, увлекательно и поучительно, но мало применимо. В Украине многие вещи видятся и реализуются по-другому. Как? Одним словом не скажешь. Этому нужно учиться. Чтобы учить — нужно быть уверенным именно в своем опыте. А это уже отечественный опыт.
Начиная с 2006 года, когда была создана наша бизнес-школа, за основу учебной программы был взят опыт ведущих американских бизнес-школ. По мере развития учебной программы в нее начали вплетать опыт ведения бизнеса ведущих отечественных компаний. Сегодня мы имеем в своем арсенале с одной стороны передовые методики организации и ведения бизнеса по западным стандартам, с другой — специфику ведения бизнеса в Украине на основе проектно-ориентированного подхода.
Ирина Тихомирова, президент МИМ-Киев
— Украинский формат МВА — учебы «без отрыва от производства» — как раз и обусловлен особенностями зарождения и становления отечественного бизнеса. У нас настолько динамичная и нестабильная деловая среда, что менеджер или собственник бизнеса не может позволить себе надолго «отвлечься» на обучение по программе МВА. А наличие управленческого опыта является одним из условий приема на обучение. Без этого документы даже не рассматриваются. В ином случае может утратиться одно из главных преимуществ бизнес-образования — контакты и обмен опытом среди слушателей в группе. Для этого группа должна быть однородной по составу, слушатели должны говорить «на одном языке» и представлять интерес друг для друга. Как говорят исследования, 70% ценности бизнес-образования состоит именно в возможности наладить новые деловые контакты.
|