БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Рынок тренинговых услуг 14 октября 2011 г.

Наш айсберг тает

Автор: Виктор Крючков
Источник: HRM.ua

А давайте попробуем заглянуть в будущее. Что ожидает украинский рынок тренинговых услуг завтра?

Виктор Крючков
Виктор Крючков
Для ответа на этот вопрос вовсе не обязательно идти к гадалке. Хорошо известно влияние российского тренингового рынка на украинский. Тенденции и тренды российского рынка предсказуемо через какое-то время появляются на украинском — прежде с разницей в несколько лет, сегодня — в несколько месяцев.

И вот если сейчас внимательно посмотреть на то, что происходит в российском тренинговом бизнесе, можно сформулировать несколько пугающий вывод «господа, наш айсберг медленно, но уверенно тает». И еще можно предположить, что на украинском тренинговом рынке в ближайшие несколько месяцев с большой вероятностью произойдет вот что:

1. Кредит доверия к бизнес-тренерам будет снижаться и дальше. Из интервью, анонсов, результатов исследований прослеживается общее снижение пафоса по направлению к профессии «бизнес-тренер». Программ, направленных на обучение и развитие тренеров нет вообще. Можно даже предположить, что эта профессия или род деятельности утратил свою популярность. Российский рынок выделил несколько экспертов, которые маячат в различных конкурсах на лучшую обучающую компанию или лучший корпоративный университет. Эксперты — это люди, маячившие чаще всего, более того, есть ощущение, что и эксперты эти своего рода свадебные генералы. Очень хочется сказать фразу «обесценивание профессии».

2. HR-менеджеры перестанут нуждаться в большинстве услуг провайдеров. Известно, что и в России, и в Украине бюджеты на обучение вернулись. При этом, цифры в обзорах утверждают, что доля внутреннего обучения в разы превышает обучение внешнее. При этом нет ощущения, что отечественные провайдеры предлагают или могут предложить хоть что-то, что может заинтересовать HR, нет продукта, нет уникальной услуги. Едва не единственную инновацию, которую я встретил от российских провайдеров, звали «Learning surrounds» и она по описанию напоминала то, что мы делали еще три года назад под другим названием. HR отмечают разочарование в тренинговом формате, провайдеры вторят им и аргументировано предлагают… коучинг как новое средство.

3. На сцену выйдут HR-менеджеры. HR — это те, у которых сейчас что-то постоянно происходит. Я посмотрел архивы новостей — четыре года назад каждая вторая новость иллюстрировала происходящее у провайдеров. Например, мы тут сели втроем и провели внутренний круглый стол на предмет того, чем же является лидерство и вот вам новость про это. Сейчас ситуация прямо противоположная. В России новостей провайдеров кот наплакал (вообще не понятно, чем они занимаются — кто-то в женские тренинги ушел, кто-то стал эзотеричен, кто-то делает вид, что мир вокруг — это учебник Ицхака Адизеса и т.д.), зато, похоже, HR информирует рынок о любых новостях. Новости те еще: какой-то человек занял позицию HR в какой-то компании или HR открыли комнату для проведения тренингов и назвали ее корпоративный университет. В Украине ситуация не столь критичная. Провайдеры еще показывают свои достижения, делают нелепые видео-визитки, информируют о своих смешных новостях и т.д. И еще: если в России клубы, похоже, приказали долго жить, то в Украине еще есть место разным HR-тусовкам. Вопрос времени.

4. Тренинговые провайдеры проиграют HR позиционную борьбу. Обращает на себя внимание факт, что в России сегодня большую часть анонсируемых мероприятий в формате «мастер-класс» проводят именно HR-менеджеры. Было также удивительно заметить практическое отсутствие «классовой» борьбы между провайдерами и HR. Традиционных выпадов со стороны HR в сторону провайдеров с обвинениями в духе «вы не профессиональны, не можете предложить ничего нового, предлагаете глупых и недалеких тренеров» уже нет. Точно также пропала критика со стороны провайдеров по принципу «HR не системные, не знают организацию и не понимают бизнес». Два года назад каждый провайдер считал необходимым предъявить рынку какую-то свою штучку, инновацию или находку в области обучения. Сейчас, похоже, ничего из этого нет. Статьи с банальностями пишутся на сайты самих компаний, зато HR активно рассказывают о своих «находках».

5. HR будут жестко инструктировать провайдеров относительно «правил игры». Несколько раз я встречал упоминание того факта, что многие HR переделывают программы, которые провайдеры предлагают, под себя, свои задачи и свою модель компетенций. Время, когда провайдеры входили в организацию со своим тренинговым продуктом и давали его в таком виде, почти прошло. Многие HR открыто признают, что цель обучения — это уже больше удержание и мотивация, чем обучение и развитие, т.к. мол чему учить — все и так понятно. Программа тренинга перестает иметь значение.

6. Тренинговый рынок заметно поглупеет. Сегодня в российских новостях тренингового рынка много информации про обучение производственников, мелькают какие-то премии и награждения, объявляются достижения в области постройки корпоративной системы обучения и т.д. Мощных, сильных, проблематизирующих, смысловых публикаций, в которых как-то поднимался вопрос «кто мы и что вообще происходит с нами и рынком» нет в принципе. Это не «болото», «формальность» или что-то похожее — есть ощущение, что рынок уже просто случился — а подобные публикации, направленные на некое расшатывание, лишние. Все знают свое место — HR осваивают свою роль в управлении персоналом, провайдеры ждут редких запросов. В таком состоянии сложно думать и генерировать новые идеи, создавать новые форматы обучения — зачем? Закономерно можно ожидать снижение интеллектуальной составляющей в этом бизнесе.

7. Консалтинг не состоится. Прослеживается мнение, что в принципе, в среднем и крупном бизнесе сегодня HR-консультантам вроде бы и доверяют, но исключительно какие-то локальные задачи. По данным одного опроса, взаимодействие с провайдерами HR-услуг развивается главным образом в сфере поиска персонала, а также обучения. Крайне низки ожидания от провайдеров — большинство HR видит роль провайдера в решении конкретных поставленных задач (например, проведение отдельного тренинга). Частично готовы передавать на аутсорсинг те или иные HR задачи лишь торговые компании и банки. Но если консалтинговый рынок в России сам по себе ориентирован в первую очередь на крупный и очень крупный бизнес, то у нас работает ситуация «нет денег» или «у нас есть штаб-квартира». Консалтинг в Украине ограничен масштабом страны и поэтому — скорее всего, не состоится.

Во многом то, чем я с вами поделился, находится на стыке «рацио» (я общаюсь с коллегами по российскому рынку краткосрочного бизнес-образования, получаю множество рассылок российских тренинговых компаний, регулярно просматриваю аналитику) и «эмоцио» (что-то витает в воздухе и какие-то вещи просто возникают в качестве интуитивных догадок). Если у вас есть другие наблюдения или прогнозы — буду рад их услышать.

Об авторе:




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Проект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбалсяПроект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбался
Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. СделайПравило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай
Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое делоПродуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)