MBA: эра высоких технологий
Автор: Татьяна Громова
Источник: "Деловая столица" (№46, 2012)
Ведущие бизнес-школы не только дополняют базовые программы MBA новыми актуальными блоками, но и применяют самые прогрессивные методы обучения. Среди наиболее интересных решений: "живые" кейсы, совместные с ведущими мировыми школами курсы с применением компьютерной симуляции, использование технологии удаленного присутствия, позволяющей привлечь к преподаванию на наших программах лучших иностранных профессоров, топ-менеджеров и экспертов ведущих мировых корпораций.
Кризис как стимул
По словам президента МИМ-Киев Ирины Тихомировой, несмотря на непростую экономическую ситуацию, спрос на MBA не снижается. Более того, кризис побуждает наших соотечественников инвестировать в образование: ведь чтобы оставаться на плаву, необходимо изучать и внедрять эффективные деловые инструменты. При этом большинство студентов предпочитают учиться без отрыва от производства — это не только позволяет менеджерам контролировать рабочий процесс, но и оперативно внедрять полученные знания на практике.
Ректор Международного института бизнеса, профессор Александр Савченко, говорит, что в МИБ после кризисного 2009 г. число студентов постоянно растет — примерно на 20% ежегодно. А число учащихся на Executive МBА увеличилось на 25%.
Мотивация соискателей MBA вполне объяснима. Так, президент Украинской биржи инвестиционных проектов Startup.Ua Александр Сорока рассказывает, что, когда начался кризис, он решил сделать паузу и провести время с максимальной пользой. Чтобы структурировать имеющиеся знания и опыт, поступил в Гарвардскую бизнес-школу, о чем впоследствии ничуть не пожалел. Полученные знания не только вдохновили начать собственный проект в новой для себя сфере, но и наладить полезные контакты в разных странах мира.
Как известно, кризис начался с финансового рынка, и до недавнего времени на MBA был шквал специалистов, в большей или меньшей степени имеющих отношение к этой сфере. Когда банковские эксперты удовлетворили жажду знаний, их место заняли представители других сегментов бизнеса: IT-директора, владельцы строительных компаний и др. В настоящее время, как отмечает Ирина Тихомирова, на MBA идут представители по маркетингу и продажам: уж очень большая ответственность лежит на них сейчас.
По словам Александра Савченко, основная категория студентов МИБ — это специалисты IТ, аграрного бизнеса, ритейла и энергетики. Все более востребованны среди слушателей МИБ программы по soft skills, организации производства и логистике (Международный институт бизнеса является эксклюзивным провайдером немецкой программы REFA, которая охватывает именно эту сферу). Новые программы, которые предложит МИБ в 2013 г., — МBА для аграриев, специалистов в IТ, а также программы post МBА.
Развитие производственного сектора экономики, по мнению декана Школы бизнеса КИБИТ Елены Яковлевой, требует современных и подготовленных специалистов — руководителей производственных проектов, занимающихся организацией и обеспечением производственных процессов, технических, технологических и логистических служб предприятия.
Поэтому Школа бизнеса КИБИТ предлагает модульную программу "Производственный менеджмент" по подготовке руководителей, владеющих всеми современными подходами и методами управления производственными системами любого масштаба и любой отраслевой направленности, с различной степенью автоматизации и компьютеризации — от самых простых до самых продвинутых систем.
Ирина Тихомирова в качестве тренда в сегменте бизнес-образования отмечает растущую популярность специализированных программ. Одним из наиболее перспективных направлений является разработка корпоративных программ для сотрудников определенных компаний. Особенно часто их заказывают крупные фармацевтические, аграрные, машиностроительные корпорации.
Такие продукты позволяют наиболее полно учесть запросы и потребности конкретной организации, ее проблемы и перспективы развития. Корпоративные программы в Украине, по прогнозам Ирины Тихомировой, будут пользоваться большим спросом в будущем.
Где учиться
Многие специалисты, которые планируют развивать собственный бизнес в Украине или получить более престижную работу, предпочитают учиться в наших бизнес-школах. Украинский рынок развивается в условиях постоянных рисков, поэтому учебные планы отечественных MBA-программ предусматривают дисциплины, корректирующие бизнес-процессы с учетом местных реалий.
Западные же школы рассматривают деловой процесс как транснациональный. Главными преимуществами обучения в украинских бизнес-школах являются меньшая стоимость программ, налаживание новых партнерских отношений с коллегами по MBA из разных отраслей бизнеса, а также, что немаловажно, обучение на родном языке.
Кроме того, в случае получения образования на родине слушатели совершенствуют понимание украинской психологии делопроизводства, учитывают особенности нашего рынка, законодательства, менталитета. Погружаясь в западную или российскую среду, невозможно в достаточной мере освоить навыки, которые пригодятся в условиях украинской экономики. Кстати, в некоторых наших школах можно получить сразу несколько дипломов. Так, студентам МИБ выдают, как правило, два диплома — украинский и канадский или британский, в зависимости от программы.
С другой стороны, успешные предприниматели, желающие получить образование "для себя" и располагающие достаточными финансами, едут учиться за границу: все же Гарвардская, Лондонская и другие бизнес-школы, входящие в мировой интеллектуальный рейтинг топ-10, — это гарантированный результат.
За последние годы отношение студентов бизнес-школ к программам обучения кардинально изменилось. Теперь за дипломом MBA приходят опытные, высококвалифицированные специалисты, имеющие четкое представление о сфере применения теоретических знаний.
Они предъявляют серьезные требования к читаемым курсам и рассчитывают на самое лучшее: идущих в ногу со временем преподавателей, актуальные учебные материалы. Ведь стоимость обучения как в зарубежных, так и в отечественных школах высока. Соответственно, специалисты, знающие цену деньгам, желают их потратить с максимальной пользой.
Сегодня диплом MBA выдают многие университеты и бизнес-школы. В условиях широкого предложения важно сделать правильный выбор, чтобы вложенные в обучение средства максимально себя оправдали. Одним из наиболее значительных факторов является репутация учебного заведения, наличие у него аккредитации. Если школа получила право на предоставление делового образования, то это значит, что все ее программы отвечают мировым стандартам.
Елена Яковлева при выборе бизнес-школы советует уточнить, является ли она членом различных ассоциаций бизнес-школ, что свидетельствует о соответствии ее формата критериям международных MBA-программ. Важное значение имеет и контент программы.
Если компания работает или планирует работать на глобальном рынке, выбор очевиден — International MBA. Если уровень регионального или национального бизнеса, стоит обучаться на программах, которые делают акцент на национальные особенности — психологические, юридические, финансовые и др.
Прогрессивные инновации
У большинства школ — лидеров нашего интеллектуального рынка есть сбалансированный пакет базовых программ, которые способны удовлетворить спрос потенциальных соискателей MBA. Однако регулярно к базовому материалу добавляются новые, актуальные блоки. Технологии командной работы, финансовые, коммуникативные и другие инструменты ведения бизнеса изменились и усовершенствовались — мир перешел на более высокую скорость.
Необходимо очень быстро трансформировать свое мышление, бизнес-подходы, деловые инструменты. Для эффективной работы требуются не варианты схем и знание теории, а реальные навыки решения практических задач. Успешные предприниматели должны уметь моментально структурировать, анализировать любую входящую информацию и принимать решения, создавая свои эффективные бизнес-модели.
Программы MBA от ведущих школ ориентированы на практику и современные реалии и успешно ликвидируют зазор между теоретическими знаниями и действительностью. "Обучение действием" позволяет мгновенно трансформировать теорию в дело. Позитивной тенденцией является также акцент многих программ MBA на развитие навыков общения, коммуникаций.
Посредством прогрессивных методов обучения лидеры интеллектуального рынка готовят предпринимателей, способных успешно действовать в современной бизнес-среде. Так, в Международном институте бизнеса практикуется обучение на примере того бизнеса, откуда пришел студент, приглашение в качестве спикеров звезд мировой величины и лидеров определенных сфер бизнеса, а также дистанционное обучение.
В МИМ-Киев наряду с классическими вводятся "живые" кейсы. Они успешно опробованы и теперь станут частью программ бизнес-школы. Формат "живого" кейса позволяет применить полученные слушателями знания и навыки для решения реальной бизнес-ситуации. Здесь студенты MBA выступают как консультанты: проводят диагностику реальной проблемы конкретной "живой" компании и впоследствии предлагают решение этой проблемы.
Кроме того, МИМ-Киев уже несколько лет сотрудничает с Carnegie Mellon University. С американским университетом мы разрабатываем совместные курсы с использованием компьютерной бизнес-симуляции, позволяющей в виртуальном мире овладеть процессом управления и принятия решений.
Участники программ управляют компанией, выбирают стратегические цели для ее развития, принимают пошаговые тактические решения, выстраивают взаимоотношения с клиентами, персоналом и акционерами, то есть решают те задачи по управлению, с которыми сталкиваются топ-менеджеры любой крупной корпорации. Как показывает практика, такая форма обучения чрезвычайно эффективна.
Слушатели отрабатывают свои управленческие компетенции, соревнуются в специально разработанной в Carnegie Mellon University компьютерной бизнес-симуляции Global Management Game. С помощью высокотехнологичного оборудования для видеоконференций украинские управленцы могут общаться во время занятий с представителями ведущих мировых компаний.
В процессе обучения используется новейшее современное оборудование — Cisco Telepresence. В видеомосте в настоящее время принимают участие одновременно четыре города: Киев, Винница, Ивано-Франковск и Львов. Использование высокотехнологичного мультимедийного оборудования от компании Cisco обеспечивает трансляцию лекций с изображением Full HD с качеством на порядок выше Skype-конференций.
Формат обучения с использованием технологии удаленного присутствия позволяет привлечь к преподаванию на программах лучших иностранных профессоров, топ-менеджеров и экспертов ведущих мировых корпораций, интегрировать процесс обучения в международную систему бизнес-коммуникаций. С другой стороны, данная технология позволяет участникам программ значительно сократить расходы, связанные с пребыванием в Киеве, оформлением командировок, затратами на проживание и проезд.
|