Обучение будущих предпринимателей: не школой единой
Источник: MBA Strategy
Можно ли научить предпринимательству? Бизнес-школы помогают студентам приобрести умение и уверенность, необходимые для успешного развития бизнеса. Просто это необязательно делать в аудитории.
Сеть связей, профессиональные преподаватели и самообучение — вот три ключевых компонента, необходимых для развития предпринимательского мышления. Так утверждает Норрис Крюгер (Norris Krueger), исследователь в области бизнеса. Эти понятия он изложил на Всемирном предпринимательском форуме в Сингапуре. Соучредители форума, школа бизнеса EM (Лион) и факультет бизнеса Наньянского технологического университета согласны с тем, что лучшие возможности обучения открываются, если совмещать преподавание бизнеса и общение с руководителями компаний и социальными предпринимателями...
Как вдохновить студентов?
Как вдохновить студентов и заставить их поверить, что они могут изменить что-то в бизнесе? Дайте им возможность пообщаться с крупным инвестором сэром Ричардом Брэнсоном, основателем компании Virgin, или с филантропом — лауреатом Нобелевской премии, да хотя бы с вождём южноамериканского племени, который заручился поддержкой компании Google в спасении амазонских лесов. Когда студенты бизнес-школ были на встрече с Ашишем Таккаром (Ashish Thakkar), обладателем премии «Лучший молодой предприниматель мира», он рассказывал об ужасах геноцида в Руанде, из-за которого он и его семья остались ни с чем. Он говорил о том, как в пятнадцать лет основал свою первую компанию, — ему приходилось каждые выходные летать в Дубай, чтобы покупать компьютеры и продавать их в Уганде. Студенты слушали его так внимательно, что можно было услышать, как муха летит.
Семнадцать лет спустя после описанных Ашишем событий, его компания Mara Group приобрела широкий профиль. Сейчас она занимается всем — от производства до сельского хозяйства и компьютерных технологий. Капитал компании оценивается в более чем миллиард долларов. В ней работают более 7 500 человек из 26 африканских стран. Ашиш Таккар всегда понимал важность бизнес-образования, поэтому он открыл фонд Mara Foundation, который занимается обучением и финансированием молодых предпринимателей. Оказывая помощь в предоставлении им практики в области бизнеса, он помогает бизнес-идеям развиться в полноценные предприятия.
Бизнес с нуля!
Другой молодой предприниматель, Даниэль Гомес Иньигес (Daniel Gomez Iniguez), создал в Мексике империю биодизельного топлива, когда ему ещё не было и 22-х лет. Ещё один — Наньси Лу (Nanxi Lu), соучредитель Enplug (компании, занимающейся интерактивными цифровыми билбордами) — сказал на встрече со студентами: «Не ждите, когда дверь откроется для вас, лучше сделайте её сами». Общаясь с такими людьми, студенты чувствуют, что они тоже могут развить бизнес с нуля, несмотря на риск.
Мелкий бизнес: обмен опытом
Конечно, самое важное для будущих предпринимателей в этих беседах — не рассказы о сложностях, а ценный опыт успешных бизнесменов. Поэтому сразу же после выступления почётных гостей начинались их мастер-классы, где они делились накопленной мудростью и отвечали на вопросы. Ещё одна важная деталь: выступали не только известные во всём мире успешные бизнесмены, но и владельцы мелкого бизнеса — на них держится экономика любой страны, но их часто недооценивают. Студентам не стоит забывать, что с мелкими бизнесменами и встретиться проще, и опыт их не хуже, чем у знаменитостей.
Студенты учатся на практике
Чтобы студенты набрались опыта, их приглашают руководить Всемирными предпринимательскими форумами для будущих бизнесменов, которые проходят в разных городах по всему миру. Казалось бы, допускать студентов к управлению такими масштабными мероприятиями — не очень-то правильно со стороны бизнес-школ, но это необходимо для обучения творческих предпринимателей. Такой опыт даёт не только ценный навык ответственности — он помогает студентам создавать сеть связей с единомышленниками. Иногда полезно знать, что вы не одни.
Что дает MBA?
Директор бизнес-школы ЕМ (Лион), успешный предприниматель и владелец IT-компании, которая в 2001 году приобрела фирму по производству компьютерных игр Atari, считает, что как само обучение на МВА, так и мероприятия вроде Всемирных предпринимательских форумов помогают задуматься о будущем. Они дают будущим бизнесменам редкую возможность понять, в какой сфере они действительно хотят работать, и кто им в этом поможет.
Вектор развития
Поэтому, несмотря на то, что финансы, бухгалтерский учёт, маркетинг и другие основные курсы бизнес-школ всё ещё преподаются в аудиториях, бизнес-школам стоит задуматься о том, чтобы перенести главный вектор образования на создание условий для раскрытия потенциала будущих предпринимателей и получения ими опыта для развития собственного бизнеса.
|