Развитие международного направления в бизнес-школах
Источник: MBA Strategy
Конечно, не новость, что в программах МВА и Masters бизнес-школ присутствуют международные отношения. Но сейчас, учитывая, что появляется много новых рынков, школам очень важно раскрыть свой интернациональный потенциал и помочь студентам учиться в многонациональном окружении.
Чаще всего «интернациональность» достигается с помощью поездок по обмену, когда студенты отправляются в другую страну, чтобы ознакомиться с её культурой, этикой ведения бизнеса, а возможно, даже и типичным для этой страны образом жизни. Такие поездки длятся от недели до месяца, и их цель — подготовить студентов к сложностям ведения бизнеса в международной среде.
Одну из таких поездок организовывает профессор Карл Мур (Karl Moore), сотрудник факультета менеджмента Desautels в университете McGill. Каждый год профессор Мур везёт группу студентов МВА в одну из стран мира с развивающейся экономикой, чтобы они своими глазами увидели, как занимаются бизнесом за границей. Раньше они ездили в Южную Африку, Израиль и арабские государства Персидского залива. В этом году группа побывала в России, где студенты повстречались с руководителями местных компаний, посетили царский дворец и даже успели съездить на рыбалку, где научились подлёдному лову рыбы. По словам Мура, «погружение в местную культуру — это самое главное в понимании того, как там происходит бизнес. Мы твёрдо верим, что студенты должны иметь возможность узнать на опыте, как выглядит экономика в разных странах».
Даже в Гарвардской школе бизнеса осознали важность межкультурного опыта. С лёгкой руки декана Нитина Нохриа (Nitin Nohria), который получил эту должность в 2010 году, одним из пяти главных приоритетов школы стала ориентация на знакомство с ведением бизнеса в других странах. Студенты-первокурсники принимают участие в спецсеминарах, которые длятся 8 дней. Общее название семинаров — «Практическое погружение в обучение лидерству (FIELD)». Студенты работают в небольших группах и общаются с представителями компаний развивающихся стран. Они продумывают создание новых товаров или концептов услуг с расчётом на местного покупателя. Такая ориентация на международные отношения появилась в Гарварде недавно, но уровень их семинаров и то, сколько труда вкладывают в них сотрудники университета, впечатляют многих — включая студентов.
Всё больше бизнес-школ осознают, что для корпоративного лидера жизненно важно владеть на продвинутом уровне хотя бы одним иностранным языком. Каждый студент программы МВА Лондонской бизнес-школы обязан за время обучения овладеть иностранным языком на высоком уровне. В бизнес-школе INSEAD от поступающих требуется хотя бы базовое владение иностранным языком, а до выпуска студенты обязаны выучить ещё один.
В США тоже есть школы, направленные на международное общение, например, школа бизнеса Moore при Университете Южной Каролины. Её международная программа МВА включает обязательные интенсивные языковые курсы, которые начинаются с 30-дневного подготовительного модуля. Дальше идёт погружение в языковую среду, которое занимает от четырёх месяцев до года за границей. Но это ещё не всё — среди сотрудников школы есть культуролог-антрополог, который помогает студентам понять, насколько важно знакомство с местной культурой и ведением бизнеса.
Как считает доктор Кендалл Рот (Kendall Roth), заместитель декана бизнес-школы Moore, знание иностранного языка и культуры страны, в которой собираешься заниматься бизнесом, становится всё важнее и важнее. «Хотя английский по умолчанию считается международным языком бизнес-общения, это ненадолго: на всемирный рынок выходит всё больше и больше стран, — заявляет он. — Запад скоро перестанет диктовать условия развития международного бизнеса. В этой новой, многонациональной бизнес-среде выпускники МВА и руководители, которые научатся вести дела с представителями других стран, будут иметь огромное преимущество».
В общем, пришло время будущим бизнесменам всего мира задуматься не о том, как задавать тон международной экономике, а о том, как существовать в условиях местных рынков.
По материалам "Developing a Worldly Mindset At Business School", MBA50.com.
|