Обучение топ-менеджеров, или Метафизика лидерства
Автор: Владимир Маличевский
Источник: ICPM Consulting
Обучение топ-менеджеров лидерству — это один из фундаментальных предметов изучения современного менеджмента. Тот, кто раскроет тайну подготовки высшего менеджмента организаций, сможет обеспечить ключевые преимущества в высококонкурентном рынке.
Обучение топ-менеджеров-лидеров — это в первую очередь создание ответственности у них за построение продуктивных и результатно ориентированных взаимоотношений между заинтересованными сторонами бизнеса:
- клиентами;
- партнерами или поставщиками;
- инвесторами или владельцами;
- сотрудниками.
Именно в этом пентакле формируется эффективность современного бизнеса. Тот лидер, который сможет построить баланс взаимоотношений в такой модели, сможет обеспечить высокие результаты своей организации.
Сложность современного лидерства состоит в том, что участники этих взаимоотношений могут взаимодействовать между собой напрямую, минуя топ-менеджера.
Например, клиент часто может обратиться к акционеру напрямую, акционер к сотрудникам, поставщики к клиентам и т.д.
В этой ситуации топ-менеджер должен стать максимально открытым и понятным для всех участников взаимодействия.
Обучение топ-менеджеров лидерству — это обучение руководителей действовать одновременно в интересах всех участников пентаграммы на основе 5 правил лидерства.
Обучение топ-менеджмента и руководителей на основе 5 правил лидерства позволяет сформировать устойчивые управленческие и организационные преимущества подразделения или компании на рынке.
5 правил результативности для Лидера
1. Формирование будущего (Strategist. Rule 1: Shape the Future)
Лидеры должны сформировать для себя не только свое будущее, но и Визию будущих взаимоотношений между участниками пентакля. В данном случае уместно употребить термин «Сбалансированное будущее». Визия отношений с разными участниками должна быть сбалансированной или гармонизированной между собой. Все участники пентакля должны знать эту Визию. При этом нужно обеспечить знание и представление Визии про друг друга. Например: Сотрудники должны знать, какие отношения Лидер строит с Клиентами, Партнерами и Акционерами.
Для выполнения первого правила Лидеру необходимы следующие навыки:
- Взаимодействие с людьми и группами для разработки Визии (стратегии).
- Формализация Визии через конкретные и узнаваемые признаки.
- Презентация Визии в публичной и индивидуальной коммуникации.
- Аргументация и обоснование необходимости Визии.
- Построение каналов и системы информирования про Визию.
- Разработка системы сбалансированных показателей.
- Построение дерева КРІ.
И самый главный навык топ-менеджера-лидера — это объективизация отношений: построение системы контроля и оценки эффективности отношений со всеми участниками взаимодействия.
2. Построение операционной деятельности на основе Визии и Стратегии (Executer. Rule 2: Make Things Happen)
Очевидно, что каждый топ-менеджер-лидер должен уметь переводить Стратегию в конкретную операционную деятельность.
Для этого руководитель-лидер должен иметь следующий набор навыков:
- Построение проектных планов развития организации на основе Визии и Стратегии.
- Построение проектных планов развития взаимоотношений с участниками пентакля.
- Детализировать пошаговые планы до операционного уровня.
- Перераспределять полномочия и функции в соответствии со стратегическими планами.
- Обеспечивать непротиворечивость и параллельность операционной и проектной деятельности на уровне операционного контроля, бюджетирования, планирования.
- Проектный менеджмент и технологии повышения эффективности операционного и проектного менеджмента (Например: 6 Sigma, Scrum и др.)
3. Использование талантов здесь и сейчас (Talent Manager. Rule 3: Engage Today's Talent)
Выявляя и раскрывая таланты, Лидер может научиться создавать синергию результативности и компетентности в организации. В данном случае речь не идет о поиске «сверхталантов», количество которых статистически обусловлено. Речь идет о том, чтобы создать условия для максимального раскрытия талантов каждого сотрудника уже сегодня в данный момент. Здесь речь идет о том, как среда может существенно повысить потенциал каждого в каждодневной работе бизнеса.
Для этого Лидер должен обладать следующими навыками:
- создание системы поддержания инициатив;
- создание системы обучения для поддержания высокой эффективности в действующих проектах;
- создание «петли обучения» системного эффекта самозакрепляющейся обратной связи, которая предполагает стимулирование появления запроса на обучение для выполнения текущих заданий.
Самое сложное в этом наборе навыков топ-менеджера — совместить жесткость управления с процессом создания операционных навыков и создания свободной творческой среды для раскрытия потенциала сотрудников.
4. Создание кадрового резерва роста организации (Human Capital Developer. Rule 4: Build the Next Generation)
Настоящий Лидер строит следующее поколение сотрудников; в этом проявляется эффект самосохранения и развития организации, который защищает бизнес от трагической закономерности жизненного цикла.
Навыки топ-менеджера-лидера должны дать ответ на вопрос: кто остается и поддерживает организацию для следующего поколения? В данном случае речь идет о следующих навыках:
- стандартизация операционной деятельности;
- построение системы карьерного роста;
- создание системы обучения;
- управление корпоративной культурой организации.
5. Инвестиции в себя (Personal Proficiency. Rule 5: Invest in Yourself)
Лидеры являются примером для остальных. В связи с этим наиболее эффективный способ реализовать первые 4 правила — на своем примере продемонстрировать развитие самого себя.
Для этого лидер должен обладать следующим навыками:
- уметь оценивать работу и формулировать решения в терминах полезности для всех направлений взаимодействия;
- уметь внедрять новые инструменты, освоенные в процессе обучения, и менять собственное поведение;
- научиться строить системы управления, которые продвигают тех, кто живет по правилам;
- планирования собственного развития в соответствии со стратегическими задачами;
- создание системы сопровождения лидеров организаций (коучинг, мастер-классы, стажировки и др.)
Чем выше уровень Лидера в организации, тем выше требования системности навыков такого руководителя.
Обучение топ-менеджеров навыкам на основе 5 правил и Пентаграммы взаимоотношений — это ключевая задача современного бизнеса, решение которой позволит современным организациям выйти на новые уровни конкуренции.
P.S.
При рассмотрении данных ключевых компетенций топ-менеджера-лидера, возникает очевидность некого человеческого качества, которое определяет потенциальную возможность реализации этих компетенций — это воля или намерение Лидера. Именно способность Лидера добиться изменений ложится в основу перечисленных навыков. «Как развить лидерскую волю к изменениям» — это и есть основной метафизический вопрос современного лидерства.
Об авторе:
Владимир Маличевский, сертифицированный консультант по управлению СМС (Certified Management Consultant), член Международной Ассоциации консультантов по управлению (IMC-Global), PhD, MBA, кандидат психологических наук.
|