38 КPI: новые подходы к обучению персонала
Источник: "РБК Pro"
В 2019 году обучение персонала, согласно ежегодному международному исследованию Deloitte, заняло первое место в списке основных приоритетов мировых компаний в сфере HR. Эксперты рассказывают о новых подходах и инструментах.
Откуда ветер дует
Компании ищут наиболее эффективные, доступные подходы и инструменты адаптации сотрудников к технологическим изменениям, и одним из таких инструментов масштабных трансформаций становится обучение — обучение новым подходам, технологиям, культуре и поведению. Чтобы не отставать от конкурентов, бизнесу необходимо адаптироваться и менять скорость и качество обучения, инструменты обучения и способы вовлечения сотрудников в этот процесс.
Для представителей новых поколений возможность обучения и развития как инструмент реализации профессиональных и карьерных целей — один из важных факторов выбора работодателя. Кроме того, обучение играет роль мотиватора для роста и перехода на следующий карьерный уровень и является инструментом удержания наиболее эффективных и перспективных сотрудников. Им компании заинтересованы в первую очередь предоставлять доступ к инновационным и зачастую дорогостоящим программам.
Эволюция процесса обучения
1998-2002
Дистанционное и смешанное обучение
Формат: Каталог курсов, онлайн-университет
Философия: Дидактическое проектирование, модель Киркпатрика
Пользователи: Самостоятельное онлайн-обучение
Системы: LMS как платформа обучения
|
2005
Управление талантами
Формат: Программа обучения, карьерный путь
Философия: Смешанное обучение, социальное обучение
Пользователи: Фокус на карьере
Системы: LMS как платформа упрааления талантами
|
2010
Непрерывное обучение
Формат: Видео, YouTube, мобильное потребление, DIY
Философия: 70-20-10
Пользователи: Обучение по запросу, встроенное обучение
Системы: LMS как платформа взаимодействия
|
2017
Цифровое обучение
Формат: Микрообучение, потоковое live-видео, курсы
Философия: Дизайн-мышление, полезный опыт
Пользователи: В любой точке мира, в любое время
Системы: Невидимая LMS, основанная на больших данных
|
2020
Обучение в рамках рабочего процесса
Системы: Умное, персонализированное, машинное обучение
|
Решения, платформы и инструменты
На рынке много различных решений по автоматизации процессов обучения и развития персонала, которые в целом можно разделить на семь категорий.
1. LMS (Learning Management System). Электронная платформа управления обучением (в основном дистанционного формата) и хранения разнообразной информации: каталогов курсов, учебного контента, статистики результатов обучения. Эти решения обеспечивают доступ к необходимым данным и взаимодействие сотрудников компании и функции L&D. Например, многие компании используют iSpring, Docebo, Looop, а крупнейшие глобальные компании переходят на комплексные облачные решения по управлению талантами, которые также поддерживают функционал управления процессом обучения на базе платформ SAP (SuccessFactor) и Oracle (Taleo).
2. MOOC (Massive Open Online Courses). Массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет. Эти платформы появились в сфере дистанционного обучения в 2008 году, но стали популярны в 2012 году, когда такие проекты, как Coursera, Udacity и Udemy, привлекли первые инвестиции. Они продолжают расширять сферу обучающего контента — от профессиональных курсов, разработанных совместно с университетами, до курсов кулинарии. Кроме того, растет список участников рынка: Edx, linda.com, Codecademy, специализирующийся на обучении программированию.
3. Непрерывное и социально ориентированное обучение. Платформы основаны на социальном обучении, когда прогресс других мотивирует к получению знаний. Например, Pathgather — это корпоративная платформа для обучения, которая объединяет учебную экосистему и позволяет улучшить навыки сотрудников через систему наставничества и возможности самостоятельного выбора контента, который может порекомендовать коллега. SAP Jam — социальная сеть для компании, корпоративный новостной портал, где пользователи смогут отслеживать последние новости и события из жизни компании. В рамках групп на базе таких решений пользователи могут эффективно взаимодействовать по рабочим вопросам, обмениваясь информацией и отслеживать поставленные задачи по различным направлениям. Группы могут быть общедоступными или конфиденциальными.
4. Интерактивное обучение с помощью интерактивных роликов, снятых по заранее написанному учебному сюжету с участием профессиональных актеров или самих сотрудников, эффективнее обычного учебного видео или электронного курса благодаря погружению и вовлечению в процесс обучения.
5. Мобильное обучение. Большинство платформ дистанционного обучения начали разрабатывать свой контент с учетом потребления с мобильных устройств, что открывает доступ 24/7 для большего количества сотрудников. Такой подход уже поддерживают Active Learning, Skill Cup и iSpring.
6. Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR). Курсы профессионального обучения и программы для проработки личностных компетенций в таком формате — это безопасный и эффективный тренажер-симулятор с использованием специальных очков, шлемов или мобильных приложений. Ключевые разработчики такого контента — Unity, Vuforia, Cardboard.
7. LEP (Learning Experience Platform). Эти платформы агрегируют обучающие материалы из различных источников и предоставляют сотруднику возможность выбирать вектор обучения. Несколько лет назад Pathgather, Degreed и EdCast впервые предложили идею платформы для облегчения поиска корпоративного учебного контента, сейчас поставщиков такого функционала гораздо больше: Docebo, skillIQ, Filtered и даже IBM. В последнее время наблюдается переход компаний от LMS именно к LEP-платформам, так как многие организации стремятся к выстраиванию именно персонализированного обучения.
Сравнение платформ обучения LMS и LEP
LMS
|
LEP
|
Системы LMS не проектировались с ориентацией на работников, а были разработаны как системы «управления» обучением, нацелены на бизнес-правила, соответствие нормативным актам и управление каталогами курсов.
- Администрирование курсов
- Управление программой
- Правила бизнеса
- Оценка, правила соответствия
- Электронная коммерция
- Утверждение программ
- Отчетность, аналитика
|
LEP-платформа больше похожа на YouTube или Netflix и представляет собой систему доставки контента, которая позволяет его легко находить и потреблять.
- Обнаружение контента
- Рекомендации контента
- Траектория контента
- Карты навыков
- Индексация контента
- Самовоспроизводство контента
- Пользовательская аналитика
|
Источник: «Learning in the Flow of Work», Deloitte. 2018
На рынке множество инструментов для самостоятельного обучения, позволяющих сотрудникам находить контент, проходить курсы и делиться информацией в любой момент. Специалисты L&D должны хорошо ориентироваться в этих решениях, а главное — понимать потребности бизнеса, чтобы предлагать подходы и форматы для обучения сотрудников, необходимых отрасли в будущем. Наиболее зрелые компании рассматривают развитие своих сотрудников как ответственность всей организации и вовлекают в этот процесс руководство, бизнес-лидеров и самих сотрудников.
Все в ответе, или новая роль L&D
Корпоративное обучение должно быть направлено на трансформацию культуры организаций и соответствовать двум критериям:
- непрерывная связь обучения и рабочего процесса. В таких условиях сотрудники обучаются и развиваются на рабочем месте. Предиктивная аналитика, искусственный интеллект, регулярная обратная связь, интеграция с календарем, базы данных — все это должно стать частью ежедневного рабочего процесса;
- развитие самообучающихся организаций, а не только функции L&D. «Обучающая функция» не должна ассоциироваться только с департаментом по обучению и быть полностью в зоне его ответственности. По-настоящему самообучающиеся организации — это единый организм, в котором происходит регулярный обмен информацией.
Компании должны не просто реформировать свои программы обучения, а менять модель карьеры и постепенно отказываться от традиционной карьерной лестницы в пользу организации, где сотрудники могут пробовать себя в разных ролях, приобретать новый опыт и навыки.
Модели зрелости обучающихся организаций
Уровень 1. Эпизодическое/программное обучение — 35% компаний в мире
Компании первого уровня традиционно рассматривают практически все обучение персонала как инициативу руководства. Обучающие курсы и программы направлены на развитие определенных знаний и навыков у персонала и повышение производительности и эффективности сотрудника на текущей должности.
Уровень 2. Обучение по запросу — 39% компаний в мире
Компании второго уровня все еще сфокусированы на обучении и развитии, которое инициирует отдел обучения и развития (L&D). Но вместо того чтобы «навязывать» сотрудникам специализированное развитие и тренинги, организации практикуют более персонализированное обучение, позволяя работникам самим выбирать наиболее эффективный для них метод обучения. Разработка инициатив опирается на дизайн-мышление и прозрачные системы для персонализированного обучения сотрудника.
Уровень 3. Непрерывное обучение — 20% компаний в мире
Компании в первую очередь сосредоточены на формировании необходимого опыта и культуры, чтобы дать возможность отдельным сотрудникам управлять собственным развитием. Они обычно опираются на обратную связь и дают больше свободы сотрудникам, что способствует интеграции обучения в рабочий процесс.
Уровень 4. Предиктивное/непрерывное обучение — 6% компаний в мире
Компании прогнозируют потребности отрасли, чтобы эффективно обучать персонал без отрыва от работы, а также интегрируют обратную связь и аналитику так, чтобы сотрудники сами участвовали в модификации системы обучения. Программы нацелены на долгосрочный карьерный рост и развитие у сотрудников способности адаптироваться и брать на себя ответственность за постоянное инновационное развитие.
Как измерить эффективность процесса обучения
Для того чтобы привлечь внимание бизнеса к развитию персонала и вовлечь самих сотрудников, недостаточно «измерять» процесс обучения с точки зрения самого процесса. Корпоративному обучению и L&D необходимо ориентироваться на потребности бизнеса, чтобы сконцентрироваться именно на тех областях, где более всего необходимо обучение и развитие персонала. Для выстраивания высокоэффективного процесса обучения необходимо использовать доступную аналитику и «мерить» все показатели:
- количество часов обучения на одного сотрудника в год;
- удовлетворенность сотрудников процессом обучения;
- удовлетворенность руководителей процессом обучения;
- качество программ обучения;
- востребованность программ обучения;
- процент сотрудников с удовлетворительной оценкой профессиональных компетенций до и после обучения;
- процент исполнения ИПР, общекорпоративных планов обучения;
- процент закрытия вакансий внутренними сотрудниками;
- динамика текучести персонала / причины ухода к другим работодателям;
- затраты на обучение на одного сотрудника в год;
- динамика основных производственных показателей, зависящих от профессиональных компетенций сотрудников.
Иллюстрация: Depositphotos.com
|