БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Корпоративное обучение 3 сентября 2019 г.

38 КPI: новые подходы к обучению персонала

Источник: "РБК Pro"

В 2019 году обучение персонала, согласно ежегодному международному исследованию Deloitte, заняло первое место в списке основных приоритетов мировых компаний в сфере HR. Эксперты рассказывают о новых подходах и инструментах.

38 КPI: новые подходы к обучению персонала

Откуда ветер дует

Компании ищут наиболее эффективные, доступные подходы и инструменты адаптации сотрудников к технологическим изменениям, и одним из таких инструментов масштабных трансформаций становится обучение — обучение новым подходам, технологиям, культуре и поведению. Чтобы не отставать от конкурентов, бизнесу необходимо адаптироваться и менять скорость и качество обучения, инструменты обучения и способы вовлечения сотрудников в этот процесс.

Для представителей новых поколений возможность обучения и развития как инструмент реализации профессиональных и карьерных целей — один из важных факторов выбора работодателя. Кроме того, обучение играет роль мотиватора для роста и перехода на следующий карьерный уровень и является инструментом удержания наиболее эффективных и перспективных сотрудников. Им компании заинтересованы в первую очередь предоставлять доступ к инновационным и зачастую дорогостоящим программам.

Эволюция процесса обучения

1998-2002

Дистанционное и смешанное обучение

Формат: Каталог курсов, онлайн-университет
Философия: Дидактическое проектирование, модель Киркпатрика
Пользователи: Самостоятельное онлайн-обучение
Системы: LMS как платформа обучения

2005

Управление талантами

Формат: Программа обучения, карьерный путь
Философия: Смешанное обучение, социальное обучение
Пользователи: Фокус на карьере
Системы: LMS как платформа упрааления талантами

2010

Непрерывное обучение

Формат: Видео, YouTube, мобильное потребление, DIY
Философия: 70-20-10
Пользователи: Обучение по запросу, встроенное обучение
Системы: LMS как платформа взаимодействия

2017

Цифровое обучение

Формат: Микрообучение, потоковое live-видео, курсы
Философия: Дизайн-мышление, полезный опыт
Пользователи: В любой точке мира, в любое время
Системы: Невидимая LMS, основанная на больших данных

2020

Обучение в рамках рабочего процесса

Системы: Умное, персонализированное, машинное обучение

Решения, платформы и инструменты

На рынке много различных решений по автоматизации процессов обучения и развития персонала, которые в целом можно разделить на семь категорий.

1. LMS (Learning Management System). Электронная платформа управления обучением (в основном дистанционного формата) и хранения разнообразной информации: каталогов курсов, учебного контента, статистики результатов обучения. Эти решения обеспечивают доступ к необходимым данным и взаимодействие сотрудников компании и функции L&D. Например, многие компании используют iSpring, Docebo, Looop, а крупнейшие глобальные компании переходят на комплексные облачные решения по управлению талантами, которые также поддерживают функционал управления процессом обучения на базе платформ SAP (SuccessFactor) и Oracle (Taleo).

2. MOOC (Massive Open Online Courses). Массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет. Эти платформы появились в сфере дистанционного обучения в 2008 году, но стали популярны в 2012 году, когда такие проекты, как Coursera, Udacity и Udemy, привлекли первые инвестиции. Они продолжают расширять сферу обучающего контента — от профессиональных курсов, разработанных совместно с университетами, до курсов кулинарии. Кроме того, растет список участников рынка: Edx, linda.com, Codecademy, специализирующийся на обучении программированию.

3. Непрерывное и социально ориентированное обучение. Платформы основаны на социальном обучении, когда прогресс других мотивирует к получению знаний. Например, Pathgather — это корпоративная платформа для обучения, которая объединяет учебную экосистему и позволяет улучшить навыки сотрудников через систему наставничества и возможности самостоятельного выбора контента, который может порекомендовать коллега. SAP Jam — социальная сеть для компании, корпоративный новостной портал, где пользователи смогут отслеживать последние новости и события из жизни компании. В рамках групп на базе таких решений пользователи могут эффективно взаимодействовать по рабочим вопросам, обмениваясь информацией и отслеживать поставленные задачи по различным направлениям. Группы могут быть общедоступными или конфиденциальными.

4. Интерактивное обучение с помощью интерактивных роликов, снятых по заранее написанному учебному сюжету с участием профессиональных актеров или самих сотрудников, эффективнее обычного учебного видео или электронного курса благодаря погружению и вовлечению в процесс обучения.

5. Мобильное обучение. Большинство платформ дистанционного обучения начали разрабатывать свой контент с учетом потребления с мобильных устройств, что открывает доступ 24/7 для большего количества сотрудников. Такой подход уже поддерживают Active Learning, Skill Cup и iSpring.

6. Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR). Курсы профессионального обучения и программы для проработки личностных компетенций в таком формате — это безопасный и эффективный тренажер-симулятор с использованием специальных очков, шлемов или мобильных приложений. Ключевые разработчики такого контента — Unity, Vuforia, Cardboard.

7. LEP (Learning Experience Platform). Эти платформы агрегируют обучающие материалы из различных источников и предоставляют сотруднику возможность выбирать вектор обучения. Несколько лет назад Pathgather, Degreed и EdCast впервые предложили идею платформы для облегчения поиска корпоративного учебного контента, сейчас поставщиков такого функционала гораздо больше: Docebo, skillIQ, Filtered и даже IBM. В последнее время наблюдается переход компаний от LMS именно к LEP-платформам, так как многие организации стремятся к выстраиванию именно персонализированного обучения.

Сравнение платформ обучения LMS и LEP

LMS LEP
Системы LMS не проектировались с ориентацией на работников, а были разработаны как системы «управления» обучением, нацелены на бизнес-правила, соответствие нормативным актам и управление каталогами курсов.
  • Администрирование курсов
  • Управление программой
  • Правила бизнеса
  • Оценка, правила соответствия
  • Электронная коммерция
  • Утверждение программ
  • Отчетность, аналитика
LEP-платформа больше похожа на YouTube или Netflix и представляет собой систему доставки контента, которая позволяет его легко находить и потреблять.
  • Обнаружение контента
  • Рекомендации контента
  • Траектория контента
  • Карты навыков
  • Индексация контента
  • Самовоспроизводство контента
  • Пользовательская аналитика
Источник: «Learning in the Flow of Work», Deloitte. 2018

На рынке множество инструментов для самостоятельного обучения, позволяющих сотрудникам находить контент, проходить курсы и делиться информацией в любой момент. Специалисты L&D должны хорошо ориентироваться в этих решениях, а главное — понимать потребности бизнеса, чтобы предлагать подходы и форматы для обучения сотрудников, необходимых отрасли в будущем. Наиболее зрелые компании рассматривают развитие своих сотрудников как ответственность всей организации и вовлекают в этот процесс руководство, бизнес-лидеров и самих сотрудников.

Все в ответе, или новая роль L&D

Корпоративное обучение должно быть направлено на трансформацию культуры организаций и соответствовать двум критериям:

  • непрерывная связь обучения и рабочего процесса. В таких условиях сотрудники обучаются и развиваются на рабочем месте. Предиктивная аналитика, искусственный интеллект, регулярная обратная связь, интеграция с календарем, базы данных — все это должно стать частью ежедневного рабочего процесса;

  • развитие самообучающихся организаций, а не только функции L&D. «Обучающая функция» не должна ассоциироваться только с департаментом по обучению и быть полностью в зоне его ответственности. По-настоящему самообучающиеся организации — это единый организм, в котором происходит регулярный обмен информацией.

Компании должны не просто реформировать свои программы обучения, а менять модель карьеры и постепенно отказываться от традиционной карьерной лестницы в пользу организации, где сотрудники могут пробовать себя в разных ролях, приобретать новый опыт и навыки.

Модели зрелости обучающихся организаций

Уровень 1. Эпизодическое/программное обучение — 35% компаний в мире

Компании первого уровня традиционно рассматривают практически все обучение персонала как инициативу руководства. Обучающие курсы и программы направлены на развитие определенных знаний и навыков у персонала и повышение производительности и эффективности сотрудника на текущей должности.

Уровень 2. Обучение по запросу — 39% компаний в мире

Компании второго уровня все еще сфокусированы на обучении и развитии, которое инициирует отдел обучения и развития (L&D). Но вместо того чтобы «навязывать» сотрудникам специализированное развитие и тренинги, организации практикуют более персонализированное обучение, позволяя работникам самим выбирать наиболее эффективный для них метод обучения. Разработка инициатив опирается на дизайн-мышление и прозрачные системы для персонализированного обучения сотрудника.

Уровень 3. Непрерывное обучение — 20% компаний в мире

Компании в первую очередь сосредоточены на формировании необходимого опыта и культуры, чтобы дать возможность отдельным сотрудникам управлять собственным развитием. Они обычно опираются на обратную связь и дают больше свободы сотрудникам, что способствует интеграции обучения в рабочий процесс.

Уровень 4. Предиктивное/непрерывное обучение — 6% компаний в мире

Компании прогнозируют потребности отрасли, чтобы эффективно обучать персонал без отрыва от работы, а также интегрируют обратную связь и аналитику так, чтобы сотрудники сами участвовали в модификации системы обучения. Программы нацелены на долгосрочный карьерный рост и развитие у сотрудников способности адаптироваться и брать на себя ответственность за постоянное инновационное развитие.

Как измерить эффективность процесса обучения

Для того чтобы привлечь внимание бизнеса к развитию персонала и вовлечь самих сотрудников, недостаточно «измерять» процесс обучения с точки зрения самого процесса. Корпоративному обучению и L&D необходимо ориентироваться на потребности бизнеса, чтобы сконцентрироваться именно на тех областях, где более всего необходимо обучение и развитие персонала. Для выстраивания высокоэффективного процесса обучения необходимо использовать доступную аналитику и «мерить» все показатели:

  • количество часов обучения на одного сотрудника в год;
  • удовлетворенность сотрудников процессом обучения;
  • удовлетворенность руководителей процессом обучения;
  • качество программ обучения;
  • востребованность программ обучения;
  • процент сотрудников с удовлетворительной оценкой профессиональных компетенций до и после обучения;
  • процент исполнения ИПР, общекорпоративных планов обучения;
  • процент закрытия вакансий внутренними сотрудниками;
  • динамика текучести персонала / причины ухода к другим работодателям;
  • затраты на обучение на одного сотрудника в год;
  • динамика основных производственных показателей, зависящих от профессиональных компетенций сотрудников.

Иллюстрация: Depositphotos.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»
Год личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собойГод личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собой
Как оставаться человеком на работе. Все грани эмоционального интеллектаКак оставаться человеком на работе. Все грани эмоционального интеллекта

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)