Ицхак Адизес: Сущность концепции
Автор: Владимир Никулин, консультант SCG
Доктор Ицхак Адизес — один из мировых экспертов в области улучшения производительности коммерческих и государственных организаций путем проведения изменений без разрушительных конфликтов, которые сопровождают большинство попыток организационных изменений.
С 1973 года доктор Адизес работал с самыми разными компаниями в различных отраслях из 40 стран мира, был консультантом у нескольких глав государств. Он автор 7 книг, переведенных на 22 языка. Его работы публикуются в таких изданиях, как Fortune, Forbes, Business Week, Inc. Magazine, Financial Times и New York Times. Доктор Адизес является основателем и директором института Адизеса.
В основе методологии доктора Адизеса лежит следующий принцип: все организации, как живые организмы, имеют жизненный цикл, стадии которого проявляются по мере роста и старения в предсказуемых и повторяющихся шаблонах поведения. На каждой стадии развития организация сталкивается с уникальным набором задач. И в зависимости от того, насколько успешно руководство осуществляет перемены необходимые для здорового перехода с одной стадии на другую, зависит успех организации.
Сущность концепции можно кратко выразить в следующих положениях:
- проблемы — явление естественное и желательное;
- Вашей ролью, как руководителя, не является предотвращение проблем или замедление скорости изменений;
- некоторые проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь, естественны, а некоторые — неестественны;
- Вы можете двигаться быстрее, если знаете, что вас ждет впереди;
- стадия расцвета (prime) является источником молодости Вашей организации.
Важнейшим элементом концепции доктора Адизеса является набор ролей, которые играет менеджмент организации на каждом из этапов развития:
- (P)rovide needs — удовлетворять потребности.
- (A)dministration — систематизация, организация.
- (E)ntrepreneur — предприимчивость, не реактивность, а проактивность.
- (I)ntegrate — живость, не механистичность, целостность, единство.
Также доктор Адизес вводит разграничение таких понятий, как эффективность (effectiveness) и продуктивность (efficiency). Система (организация) эффективна (effective) в том случае, если производит тот продукт, для производства которого и была спроектирована. Система (организация) продуктивна (efficiency), если она делает это с наименьшими возможными затратами. Доминирование одной из ролей менеджмента ставится в соответствие эффективности и продуктивности организации в двух временных перспективах:
P
|
Эффективность
|
Кратковременная перспектива
|
A
|
Продуктивность
|
E
|
Эффективность
|
Долговременная перспектива
|
I
|
Продуктивность
|
Таким образом, жизненный цикл организации — это последовательность следующих этапов:
Название этапа
|
Доминирующие роли
|
«Ухаживание» (Courtship) — зарождение бизнеса
|
(p) (a) (E) (i)
|
Младенчество (Infancy)
|
(P) (a) (e) (i)
|
(Go-go) — активная деятельность
|
(P) (a) (E) (i)
|
Юность (Adolescence)
|
(p) (A) (E) (i)
|
Расцвет (Prime)
|
(P) (A) (E) (i)
|
Стабильность (Stable)
|
|
Аристократизм (Aristocracy)
|
(P) (A) (e) (I)
|
«Взаимное обвинение» (Recrimination) — старение
|
(p) (A) (…) (i)
|
Бюрократизм (Bureaucracy)
|
(…) (A) (…) (…)
|
Смерть (Death)
|
(…) (…) (…) (…)
|
На каждом этапе жизненного цикла необходимо учитывать такие характеристики системы, как гибкость и управляемость. Их взаимоотношение представлено на следующем графике:
Вначале молодая организация очень гибка, но слабо управляема, а в стадии старения может быть хорошо управляема, но не гибка и, соответственно, не продуктивна. Главной задачей организации становится постоянное нахождение в стадии расцвета (prime). «Никто не обязан стареть», — говорит Адизес. Для этого необходимо поддерживать баланс ролей менеджмента в организации. Зная этапы жизненного цикла, соответствующие им признаки «здоровья»/«болезни» и роли менеджмента на каждом из этапов, возможно кратчайшим путем от идеи бизнеса дойти до стадии его расцвета (prime) и находиться там постоянно.
«Если Вы хотите научиться управлять, Вы должны отказаться от мысли, что Вы способны делать это в одиночку».
Ключевым фактором успеха на этом пути является подбор управленческой команды по принципу комплиментарности (дополнительности). Для иллюстрации этого используется образ руки, где самым важным является большой палец (лидер бизнеса) — лидер не должен уметь делать все сам. Главным для лидера является способность собрать вокруг себя сознательных и самостоятельных людей и создать условия для их эффективной работы.
Более подробную информацию о концепции и предлагаемых продуктах можно получить на веб-сайте доктора Адизеса — www.adizes.com.
Ссылка по теме:
|