КОНСАЛТИНГ | Методология 3 октября 2005 г.

Ицхак Адизес: Сущность концепции

Автор: Владимир Никулин, консультант SCG

21 сентября 2005 года в рамках ХIII ежегодной Международной конференции Ассоциации развития менеджмента в странах Центральной и Восточной Европы (CEEMAN) состоялась лекция Доктора Ицхака Адизеса «Жизненный цикл корпорации: как организации растут и умирают, и что с этим делать».

Доктор Ицхак Адизес — один из мировых экспертов в области улучшения производительности коммерческих и государственных организаций путем проведения изменений без разрушительных конфликтов, которые сопровождают большинство попыток организационных изменений.

С 1973 года доктор Адизес работал с самыми разными компаниями в различных отраслях из 40 стран мира, был консультантом у нескольких глав государств. Он автор 7 книг, переведенных на 22 языка. Его работы публикуются в таких изданиях, как Fortune, Forbes, Business Week, Inc. Magazine, Financial Times и New York Times. Доктор Адизес является основателем и директором института Адизеса.

В основе методологии доктора Адизеса лежит следующий принцип: все организации, как живые организмы, имеют жизненный цикл, стадии которого проявляются по мере роста и старения в предсказуемых и повторяющихся шаблонах поведения. На каждой стадии развития организация сталкивается с уникальным набором задач. И в зависимости от того, насколько успешно руководство осуществляет перемены необходимые для здорового перехода с одной стадии на другую, зависит успех организации.

Сущность концепции можно кратко выразить в следующих положениях:

  1. проблемы — явление естественное и желательное;
  2. Вашей ролью, как руководителя, не является предотвращение проблем или замедление скорости изменений;
  3. некоторые проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь, естественны, а некоторые — неестественны;
  4. Вы можете двигаться быстрее, если знаете, что вас ждет впереди;
  5. стадия расцвета (prime) является источником молодости Вашей организации.

Важнейшим элементом концепции доктора Адизеса является набор ролей, которые играет менеджмент организации на каждом из этапов развития:

  • (P)rovide needs — удовлетворять потребности.
  • (A)dministration — систематизация, организация.
  • (E)ntrepreneur — предприимчивость, не реактивность, а проактивность.
  • (I)ntegrate — живость, не механистичность, целостность, единство.

Также доктор Адизес вводит разграничение таких понятий, как эффективность (effectiveness) и продуктивность (efficiency). Система (организация) эффективна (effective) в том случае, если производит тот продукт, для производства которого и была спроектирована. Система (организация) продуктивна (efficiency), если она делает это с наименьшими возможными затратами. Доминирование одной из ролей менеджмента ставится в соответствие эффективности и продуктивности организации в двух временных перспективах:

P

Эффективность

Кратковременная перспектива

A

Продуктивность

E

Эффективность

Долговременная перспектива

I

Продуктивность

Таким образом, жизненный цикл организации — это последовательность следующих этапов:

Название этапа

Доминирующие роли

«Ухаживание» (Courtship) — зарождение бизнеса

(p) (a) (E) (i)

Младенчество (Infancy)

(P) (a) (e) (i)

(Go-go) — активная деятельность

(P) (a) (E) (i)

Юность (Adolescence)

(p) (A) (E) (i)

Расцвет (Prime)

(P) (A) (E) (i)

Стабильность (Stable)

 

Аристократизм (Aristocracy)

(P) (A) (e) (I)

«Взаимное обвинение» (Recrimination) — старение

(p) (A) (…) (i)

Бюрократизм (Bureaucracy)

(…) (A) (…) (…)

Смерть (Death)

(…) (…) (…) (…)

Adizes Organizational Lifecycles

На каждом этапе жизненного цикла необходимо учитывать такие характеристики системы, как гибкость и управляемость. Их взаимоотношение представлено на следующем графике:

Вначале молодая организация очень гибка, но слабо управляема, а в стадии старения может быть хорошо управляема, но не гибка и, соответственно, не продуктивна. Главной задачей организации становится постоянное нахождение в стадии расцвета (prime). «Никто не обязан стареть», — говорит Адизес. Для этого необходимо поддерживать баланс ролей менеджмента в организации. Зная этапы жизненного цикла, соответствующие им признаки «здоровья»/«болезни» и роли менеджмента на каждом из этапов, возможно кратчайшим путем от идеи бизнеса дойти до стадии его расцвета (prime) и находиться там постоянно.

«Если Вы хотите научиться управлять, Вы должны отказаться от мысли, что Вы способны делать это в одиночку».

Ключевым фактором успеха на этом пути является подбор управленческой команды по принципу комплиментарности (дополнительности). Для иллюстрации этого используется образ руки, где самым важным является большой палец (лидер бизнеса) — лидер не должен уметь делать все сам. Главным для лидера является способность собрать вокруг себя сознательных и самостоятельных людей и создать условия для их эффективной работы.

Более подробную информацию о концепции и предлагаемых продуктах можно получить на веб-сайте доктора Адизеса — www.adizes.com.

Ссылка по теме:




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Просто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые временаПросто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые времена
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности
Быстрая черепаха. Неделание как способ достичь целиБыстрая черепаха. Неделание как способ достичь цели

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)