Консультант напрокат
Автор: Дарья Карпенко
Источник: "Комп&ньоН"
Аренда независимого специалиста может стать альтернативой привлечению консалтинговой компании.
Говоря «не любят планирование», я имею в виду не то, что руководители как-то сопротивляются этому. Какой разумный человек сможет сказать, что планирование — это что-то не нужное?
Вот уже пять лет Александр Ковальчук, владелец и директор небольшой киевской мебельной компании Vales, работает по шесть дней в неделю и возвращается домой поздно вечером. Заказов много, и он вместе с двумя рабочими занимается всем — от выполнения замеров до установки мебели. Вопрос, почему бы не расширить штат, кажется, не является для Александра неожиданным. «На зарплаты и инструменты для новых рабочих я потрачу больше, чем с их помощью заработаю», — уверен 35-летний предприниматель. Если расширять бизнес, то сразу по всем направлениям, включая оптимизацию товарного ассортимента, запуск рекламы и выход на новые рынки, считает он и, подумав, с улыбкой добавляет: «В этом я не отказался бы от услуг профессионального бизнес-консультанта из McKinsey или Bain. Но мне и моим ребятам придется год работать на одном энтузиазме, чтобы с ним расплатиться».
Будь Vales зарегистрирована на Западе, для ее руководителя не все выглядело бы так безнадежно. Взять, к примеру, мексиканский интернет-магазин Linio, продающий все — от телевизоров и детских велосипедов до марочных вин и бильярдных столов. Когда в июне стартапу понадобилось пересмотреть свой подход к ценообразованию, управляющий директор Бернардо Кордеро (Bernardo Cordero) нанял для этой работы Анну Расулову — выпускницу Уортонской бизнес-школы при Университете Пенсильвании. Она только в этом году получила степень МВА и, прежде чем приступить к обязанностям консультанта в eBay, искала подработку на лето. Ее четырехдневная работа обошлась Linio в $1,5 тыс., тогда как аналогичные услуги даже небольшой консалтинговой фирмы стоили бы порядка $20 тыс.
Это один из примеров новой, набирающей силу тенденции: все больше западных компаний используют фрилансеров из числа обладателей дипломов MBA, чтобы получить доступ к тем же (или почти тем же) интеллектуальным ресурсам, какими обладают именитые консалтинговые фирмы. По данным лондонской Interim Management Association, количество так называемых временных управленческих проектов в мире только за 2012 г. возросло на 12,7%. Такой спрос породил новую форму бизнеса — онлайновые площадки — нечто среднее между агентствами по поиску руководящих кадров и сайтами по трудоустройству фрилансеров, где зарегистрированные соискатели имеют квалификацию в области стратегического управления, оптимизации операционной деятельности, маркетинга и др.
Услуги независимых консультантов особенно популярны среди стартапов, мелких фирм и компаний с ограниченным бюджетом. «Заказчики могут подобрать узкопрофильного специалиста, который будет работать ровно столько, сколько потребуется на реализацию проекта», — поясняет Дэниел Каллаган, СЕО лондонского онлайнового рекрутингового агентства MBA & Co. Данное агентство работает под девизом «Профессионализм по запросу», предлагая услуги 16 тыс. фрилансеров из 100 стран и 50 отраслей. 98% из зарегистрированных соискателей имеют послевузовское образование, 35% — опыт работы в консалтинге или финансах. Оно было основано в 2009 г., когда из-за кризиса многие инвестбанкиры лишились работы, и в этом году привлекло $1,3 млн. инвестиций.
Linio вышла на Анну Расулову через Skillbridge — нью-йоркский сайт, запущенный в мае 2013 г. парой выпускников Уортона. По словам СЕО площадки Раджива Джеякумара (Raj Jeyakumar), две трети из 300 зарегистрированных здесь фрилансеров имеют степень выше бакалавра. При этом 10-15% из общего числа соискателей — это те, кого он называет «мамочками из McKinsey». Речь идет о женщинах-консультантах, находящихся в декретном отпуске. Вторая большая группа представлена студентами или выпускниками бизнес-школ, желающими подзаработать.
Остальные соискатели — квалифицированные консультанты, временно пребывающие в «свободном плавании».
Принцип работы такого рода рекрутинговых сайтов прост. Независимые эксперты размещают на них свои резюме, тщательно проверяющиеся администраторами. Когда компания-заказчик публикует информацию о проекте, требующем реализации, сайт выдает ей перечень потенциальных исполнителей. Если договор заключен, площадка берет с заказчика комиссию в размере 10-20% от стоимости проекта. Гонорары же консультантов очень разнятся. К примеру, на сервисе HourlyNerd, открытом в нынешнем году, молодые консультанты могут найти работу за $25-75 в час. На Skillbridge активный фрилансер зарабатывает в среднем $5 тыс. в месяц. На MBA & Co. рекордный гонорар консультанта составил $500 тыс. в год, а заказчиком выступил «один американский автомобильный гигант».
В октябрьском номере журнала Harvard Business Review Клейтон Кристенсен (Clayton Christensen), автор книги о прорывных технологиях «Дилемма инноватора», пишет о том, что онлайновые рекрутинговые сайты для консультантов-фрилансеров грозятся подорвать традиционный консалтинговый бизнес. «Мы рассматриваем HourlyNerd как яркое свидетельство набирающего силу тренда. Авторитетным фирмам следует воспринимать это как угрозу, ведь новые игроки заходят на их рынок с нижнего этажа и затем пробивают себе путь наверх», — отмечает он.
Возможно, для McKinsey или Bain это и угроза, но для молодых предпринимателей вроде Александра Ковальчука — реальный шанс вывести бизнес на качественно новый уровень и проводить больше времени с семьей. Правда, для начала такие интернет-площадки должны появиться в Украине.
|