КОНСАЛТИНГ | Изменения 22 апреля 2015 р.

Лекарства для бизнеса: «Принимать нельзя медлить…»

Автор: Алена Константинюк

Изменения в организации — процесс неизбежный и жизненно необходимый. Однако далеко не каждый руководитель понимает, что к ним нужно подходить с ювелирной филигранностью, дабы избежать ошибок, которые могут фатально закончиться для вашего бизнеса.

Лекарства для бизнеса: «Принимать нельзя медлить…»
Иллюстрация: Shutterstock
Украинский бизнес, помимо влияния объективных причин, которым сейчас подвластны все предприятия, вынужденных реагировать на экономические и политические вызовы, страдает и от внутренней политики управленцев, которые активно «решают» проблемы, связанные с кризисом, ростом, падением, обвалом... Необходимое подчеркнуть.

Именно этот управленческий аспект хотелось бы рассмотреть. Ведь большая часть современного управленческого бизнес-сообщества представлена самородками, которые, в силу обстоятельств и врожденных талантов смогли в свое время построить бизнес и развить его. Соответственно каждый бизнесмен, выросший до определенного уровня, самостоятельно приходит к выводу, что уже на следующем этапе развития необходимы знания иного порядка, нужны методики, практики, программные продукты. Нехватка же знаний и страх некомпетентности; то, что эти знания могут приобрести ключевое значение на следующем этапе развития бизнеса; то, что конкуренты идут, в отличие от тебя, в ногу с бизнес-технологиями, — все это приводит к тому, что некоторые собственники или топ-менеджеры сломя голову бросаются внедрять у себя первую понравившуюся систему.

Выбор всевозможных методик и технологий разнообразнейший: для работы с персоналом, для повышения продуктивности производства, для работы с клиентами, кросс-функциональные инструменты, которые затрагивают изменениями всю систему бизнеса и многое, многое другое. Иногда странно смотреть, как руководители принимают решения исходя из названий систем или методик:

  • "CRM? — да, я что-то об этом слышал, это когда я все буду знать про клиентов, это мне надо!"
  • "KPI? — да, да! Надо внедрять, а то сотрудники совсем не знают, что делать, каждый следующий хуже предыдущего!"
  • "20 Keys? — как интересно, ну 20 не 20, а пару-тройку бы нам не мешало внедрить, вот хочу дисциплину, уменьшение затрат и контроль за эффективностью…"

И так бывает очень часто. Как правило, добросовестные консультанты или специалисты по внедрению, находят необходимые аргументы для клиентов, и могут донести мысль взаимосвязанности большинства процессов на предприятии. Но есть и такие, которые в погоне за наживой готовы внедрить любое решение в максимально сжатые сроки. Главное дня них — получить оплату и объяснить клиенту: результаты будут скоро, нужно подождать; ни одна система не дает очевидных результатов мгновенно; вы не дали нам необходимый ресурс; ваши люди сопротивлялись изменениям и поэтому такой результат… ну и так далее, в таком же духе.

Интернет-пространство сегодня пестрит всевозможными программами, тренингами, семинарами, вебинарами, мастер-классами, объяснениями того, как глупо вы себя вели в управлении раньше, и как сейчас, за 2-3 часа, вы поумнеете прямо на глазах, заметно, эффективно (хотя, как правило, аффективно), с неимоверным просветлением в глазах ринетесь по-новому и абсолютно правильно, исключительно верно решать управленческие задачи… Тем не менее, стоит отметить, что на рынке есть качественные и весьма профессиональные специалисты того или иного профиля, которые действительно могут предоставить свой продукт так, что доходность, продуктивность и психологическое состояние клиента стремительно вырастет и, что самое главное, продолжит рост после окончания сотрудничества. Просто такие специалисты редкость, они знают себе цену и голосить о своей гениальности им нет никакой надобности.

Хочется обратиться к руководителям, собственникам и людям, которые принимают те или иные управленческие решения: Научитесь смотреть на доверенный или созданный вами бизнес целиком, в комплексе, как цельный организм, функционирующий по вполне природным законам, как и любое живое или социальное образование. Научитесь его чувствовать и понимать, как доктор. Определяйте пульс и температуру, регулируйте давление и весьма осторожно относитесь к лекарствам…. А лекарства в бизнес-среде — это именно те разнообразные методики, техники, системы, которые может предложить вам сегодняшняя отрасль бизнес-консалтинга.

Работая в консалтинге больше 15 лет, очень часто мне встречаются рецидивы от неправильного диагноза и лечения. Многие руководители и собственники бизнеса, увлекаясь очередным модным течением или методикой, прочитав новую книгу или посетив очередной тренинг, где за 2 часа «выучили» абсолютно новую технику решения всех проблем, сразу же с этой новой «пилюлей» пытались вылечить всех и вся в своем бизнесе.

Хочется дать несколько рекомендаций, всем увлекающимся новыми техниками натурам. Аналогия с лекарствами более чем показательна, ведь вспомните, что говорили древние: лекарство в малых дозах лечит, а в больших — убивает. Этот принцип абсолютно равноценно можно перенести и на бизнес-среду.

  1. Какая бы «сверхгениальная» методика вас не покорила, для начала успокойтесь, сконцентрируйтесь и не пытайтесь одним «лекарством» вылечить все болячки вашего предприятия. Постарайтесь в полной мере осознать те новые идеи, с которыми вы познакомились, уделите время для изучения этой новой для вас управленческой техники, детально ознакомьтесь с примерами, рисками, прочувствуйте ее.

  2. Определите главную болевую точку вашего бизнеса, где новую методику можно применить наиболее эффективно, и проанализируйте, может ли эта методика применяться локально, или требует изменений во всей структуре бизнеса.

  3. Созовите «консилиум» (руководителей направлений, формальных или неформальных лидеров), который будет участвовать в намеченных изменениях. Эти люди должны понимать вашу идею и цель. Объедините их усилия вокруг этой цели, создайте единую команду преобразователей, выступайте единым фронтом в предстоящих изменениях.

  4. Составьте четкий график «лечения» — для любых изменений нужен план: чем четче и детальнее он прописан, тем результативнее будет процесс. Не забывайте, что мало прописать просто действия, нужно обязательно учесть необходимые ресурсы, сроки и ответственных работников. Такой план нужно составлять вместе с Вашей инициативной группой, для того, чтобы не возникало ощущения «спущенного сверху», и каждый реально ощущал себя частичкой большого и нужного дела.

  5. Убедитесь, что все ответственные понимают, что вы от них хотите. То есть, конечный результат планируемых изменений четкий, понятный, не двусмысленный. Можете перепроверить взаимопонимание по любой удобной для вас системе типа SWOT или SMART-анализа.

  6. Проследите, чтобы коллектив был психологически подготовлен, проведены все необходимые разъяснительные работы, иначе коллективное сопротивление обойдется вам весьма дорого по всем возможным ресурсным затратам, включая время, и, в итоге, вообще может свести на нет все усилия, а в худшем случае усугубить существующее состояние фирмы. Любые социальные группы весьма консервативны, и перспектива что-то менять в устоявшемся ходе вещей всегда воспринимается негативно и вызывает открытое, а чаще скрытое, сопротивление, тихий саботаж, в надежде, что руководству надоест играться и все вернется на круги своя.

  7. Разработайте систему поощрения нужных вам действий, мотивируйте коллектив меняться, завлекайте и увлекайте за собой. Сделайте изменения комфортной средой для персонала, ваша цель должна объединить усилия команды. Избегайте стрессовых ситуаций, в противном случае может случиться так, что не всегда удастся реанимировать нужных ключевых сотрудников.

  8. Разработайте четкую систему индикаторов (пульс, температура, давление) в зависимости от сферы применения изменений — объемы продаж, валовая прибыль, динамика клиентской базы. Внешние показатели оценки работы вашего коллектива: отзывы, жалобы, рекомендации. Внутренние показатели: текучесть кадров, анонимные опросы работников и т. д.

  9. Не пренебрегайте визуализациями. Очень плодотворно влияют на ход изменений визуальные картинки, которые ежедневно дают возможность коллективу понимать, что их «мучения» имеют реальный результат и смысл. Стенд, на котором все могут созерцать динамику покорения вами поставленной цели ежедневно, поможет сотрудникам вдохновляться этой идеей в общей текучке дел.

Эти простые рекомендации помогут Вам системно подойти к внедрению изменений, избежать множества конфликтных ситуаций с коллективом, добиться синергетических совместных решений, и, возможно, получить удовольствие от того, как меняется ваш бизнес и отношение работников к делу.

И главное, помните, что безудержное желание безоглядно применять и внедрять разнообразнейшие методики и инструменты сродни самолечению: вы хотите подлечить ноги (например, торговый персонал), а отваливаются руки (например, складское хозяйство или производство). Лучше всего все изменения проводить под четким руководством врача-консультанта, который не даст вам совершить множество ошибок и результат будет гораздо быстрее и менее ресурсозатратным, чем при самостоятельном внедрении. И не забывайте простую и банальную истину: те предприятия, которые не хотят меняться, не уделяют этому должного внимания либо относятся поверхностно к этому процессу, рано или поздно оказываются за бортом рынка. Ты либо меняешься, либо тебя заменяют. Главное все делать с умом и расчетом — и результат не заставит себя ждать. Успешных вам начинаний!

Об авторе:

    Алена Константинюк Алена Константинюк,

    основатель Smart Point Consulting Group,
    управляющая делами Западно-украинского представительства
    Консалтингового Объединения Навигатор (Киев),
    эксперт-консультант по вопросам стратегического менеджмента и управления.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людейТвердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей
Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают
Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)