Семь навыков, необходимых для работы в консалтинге
Мнения и советы опытных коллег — ценный ресурс для молодых профессионалов. В новой статье Changellenge бывшие консультанты McKinsey и Bain & Co делятся главным — своими секретами успеха в сфере консалтинга.
1. Структурное мышление
«Любой кейс из реальной жизни слишком многогранен и сложен, чтобы пытаться справиться с ним целиком. Хороший консультант знает, как разбить задачу на маленькие части, более простые, а значит и более легкие в управлении», — говорит Эрик Витт (Eric Witt), семь лет проработавший в Bain & Co.
2. Умение взаимодействовать с людьми
Будьте готовы к эффективной коммуникации на самом высоком уровне — с первых дней в должности консультанта вам придется общаться с генеральными директорами и топ-менеджментом.
«В консалтинге умение взаимодействовать с людьми — это нечто большее, чем общаться с друзьями. Вам нужно убедить людей делать то, что не принесет им прямой выгоды, учить их тому, что, по их мнению, они делают лучше вас. Причем важно поддерживать хорошие отношения не только с клиентами, но и внутри компании, где вы работаете», — говорит Ким Тран (Kim Tran), бывший консультант McKinsey и основатель онлайн-платформы Management Consulting Prep.
«Всегда изъясняйтесь четко и по делу. Следите за этим, когда создаете слайды презентации, пишете электронные письма или говорите с коллегой или клиентом. Но в то же время никогда не теряйте чувство юмора!» — советует Дэниэл Ниппс (Daniel Nippes), бывший сотрудник Bain & Co.
3. Работа с информацией
Майер Амшель Ротшильд однажды сказал: «Кто владеет информацией, тот правит миром». Это справедливо для любой сферы, особенно для консалтинга, где большую часть времени занимают исследования, аналитика и создание презентаций.
Взаимодействие с информацией — ключевой навык в работе консультанта, а значит необходимо овладеть им в совершенстве.
«Работа с информацией подразумевает умение не утонуть в большом объеме фактов и цифр, воспринимать и обрабатывать данные, поступающие из различных источников (из отчетов и статистики, от клиентов и экспертов), логично и лаконично подавать обработанную информацию», — говорит Ким Тран.
«Многие консультанты попадают в ловушку своей любви к сложному. По-настоящему успешный консультант должен уметь сделать шаг назад и преподнести результат своей работы на простом, доступном языке, понятном человеку, который совсем не разбирается в данной теме», — считает Эрик Витт.
4. Тайм-менеджмент и управление ресурсами
«В школе или университете оценки напрямую зависели от того, сколько усилий в них вкладывал студент (чем больше учишь, тем выше оценка). В консалтинге люди сразу работают с полной отдачей, — утверждает Ким Тран, — В их распоряжении только время, количество часов, которое они уделяют работе еженедельно. Наиболее успешны те, кто добивается лучшего результата в рамках имеющегося времени и ресурсов (к ресурсам относится команда поддержки, клиенты, эксперты и т.п.)».
Управление временем подразумевает умение грамотно расставлять приоритеты и выполнять несколько задач параллельно.
Прокачали эти навыки? Но и это еще не все. Даже если вы максимально эффективны на работе, другие сферы вашей жизни не должны от этого пострадать. Поддерживать баланс между эффективной работой и счастливой личной жизнью сложно, но нужно.
5. Умение учиться
Неважно, с каким высшим образованием вы придете в консалтинговую компанию. Практика показывает, что консультантом может стать как выпускник бизнес-школы, так и специалист в сфере физики или биологии. На самом деле, настоящая учеба начнется после того, как вы окончите вуз.
В консалтинге обучение — это непрерывный и бесконечный процесс. Консультант должен уметь разобраться в любом вопросе на уровне профессионала. Работа над каждым проектом предполагает изучение сферы бизнеса клиента, ее специфики и особенностей.
На помощь придет профессиональная литература, взаимодействие с экспертами и обучающие программы в компаниях.
«Неважно, сколько всего вы уже знаете. Важно, что всегда есть то, чего вы еще не знаете. Обучение проходят все, в том числе партнеры и директора. Вы изучаете новые индустрии, регионы, новые функции и навыки. Вы учитесь у своих клиентов и членов команды», — рассказывает Ким Тран.
6. Клиентоориентированность
Компании платят по полмиллиона евро за проекты, частью которых вы станете, и не менее 500 евро за час вашей работы, даже если вы Junior Associate. Логично, что они ожидают от вашей команды максимально профессионального решения любой своей проблемы.
«Если клиент счастлив — все счастливы! Убедитесь, что вы понимаете проблемы клиента, и станьте решением для него», — советует Дэниэл Ниппс.
«Однажды клиенты задали мне вопрос: "Мы хотели бы потратить 15 миллионов долларов на борьбу с бедностью в Гватемале, как это лучше сделать?". Э-э-э, простите, что? Голова кругом… С чего начать? Как это работает? Что я вообще знаю о бедности в Гватемале? Тем не менее, я придумала решение. И научила этому клиентов. Решать проблемы — вот главный навык стратегического консультанта», — говорит Эллен Врана (Ellen Vrana), которая несколько лет проработала в McKinsey.
7. Амбиции и стремление к успеху
Управленческий консалтинг — сфера с высокой конкуренцией. Сюда приходят люди, которые обладают недюжинным интеллектом и хотят достичь успеха. Они работают по 14 часов в день. И это напряженная работа, требующая постоянного роста и движения вперед.
«В консалтинге побеждают самые настойчивые и целеустремленные. И лучший способ развить эти навыки — гореть страстью к своей работе», — считает Ким Тран.
Иными словами, вы должны очень любить эту работу, чтобы задержаться на ней основательно и надолго.
|