Сантьяго Иньигуэс: В бизнес-школах будущего ученикам будут выписывать таблетки для ума
Автор: Антон Осипов
Источник: "Ведомости"
Декан IE Business School Сантьяго Иньигуэс (Santiago Iniguez) предсказывает йогу как обязательную часть МВА и стремительное старение аудитории бизнес-школ.
Сантьяго Иньигуэс
(Santiago Iniguez)
|
Программы испанской IE Business School входят в пятерку лучших в рейтингах Financial Times (FT) и Bloomberg Businessweek. А программа онлайн-МВА была признана FT лучшей в мире. Но декан IE Сантьяго Иньигуэс не верит, что образование когда-либо станет полностью дистанционным. Бизнесменам и топ-менеджерам все равно придется съезжаться в аудиторию со всех концов мира. Зато Иньигуэс предсказывает таблетки, повышающие гибкость ума, йогу как обязательную часть МВА и старение аудитории бизнес-школ.
Как будет выглядеть типичный студент МВА завтрашнего дня?
В IE год от года растет спрос на бизнес-программы со стороны 17-22-летних. Это серьезный вызов. Нужно будет перестроить систему образования под поколение Y. Оно впитало с молоком матери умение работать в интернете, способность быстро обучаться и постоянное стремление к новым знаниям. Но ученики завтрашнего дня — не они. В массе своей поколение Y накопило еще слишком мало денег для образования и не успело дорасти до высоких постов.
Посмотрите не демографические тенденции хоть в России, хоть на Западе, хоть в Китае. Продолжительность жизни неуклонно растет, каждое новое поколение живет на несколько лет дольше предыдущего. Вы, например, как и многие из вашего поколения, вполне можете дожить до 100 лет. А значит, по всему миру будет увеличиваться пенсионный возраст. Вы сможете уйти на пенсию не в 60, а только в 70 или даже 80 лет.
Сколько же лет будет среднестатистическому студенту МВА?
Мы считаем, что около 50 лет. Увеличение продолжительности жизни изменяет и экономику, и представления о карьере, и кадровую политику компаний, и сферу образования. Представьте, что вы строите карьеру до 80 лет в мире, где не знаешь, какие новые отрасли экономики появятся через 20 лет. Волей-неволей придется постоянно обновлять знания и навыки. За жизнь нужно будет пройти около трех магистерских программ. Это понимают не только люди, но и компании. Если ценные сотрудники станут позже выходить на пенсию, их куда дольше, чем сейчас, придется удерживать и следить, чтобы они не теряли квалификацию.
Но зато люди получат возможность прожить несколько жизней в одной (по-английски Иньигуэс говорит blended life и подшучивает, что слово «бленд» рождает ассоциации с виски и табаком. — ред.). Скажем, начать карьеру инженером, а закончить — владельцем собственного бизнеса совсем в другой сфере. Или получить диплом экономиста, а на пенсию выйти профессионалом в отрасли, которой 20 лет назад просто не существовало. Все больше у нас будет клиентов под 60-70 лет. Раньше я упомянул о вызове, как учить молодежь. Куда более важный вызов для всей системы образования — как учить пожилых.
В чем же сходство и отличие поколений?
К счастью, топ-менеджеры очень похожи на современную молодежь. Юным людям нужна быстрота. Они хотят получить доступ к информации в реальном времени. В темпе обмениваются мнениями. Не переваривают длинных лекций. Но и топ-менеджеры, в силу своей работы, нацелены на действие. У них аллергия на длинные тексты, им подавай короткие кейсы. Так что и для тех и для других нужны быстрые эффективные решения.
В чем же различия?
Один из вызовов — технологии. Молодежь с ними на «ты», не вылезает из соцсетей. У наших детей, например, пальцы больших рук будут длиннее и развитее, чем у нас, из-за постоянного использования смартфона. А пожилых нужно как-то заинтересовать новыми технологиями и научить социализации через интернет.
А надо ли?
Без сомнения. Пожилые люди сначала сопротивляются. Потом обнаруживают преимущества соцсетей и быстро вовлекаются. Топ-менеджер, использующий хотя бы Facebook, получает мгновенный доступ к международному сообществу и преимущества перед тем, у кого общение ограничено местным сообществом. Но технологиям нужно учить понятным им способом. Иначе, чем молодых.
С возрастом приходит опыт, навыки, но кое-что теряется. Результаты GMAT могут со временем снижаться. Вопрос в том, как сохранить шустрость мозга с возрастом. Интересно, что несколько лет назад ученые обнаружили: у пожилых людей, которые пошли учиться, в мозгу возникают новые нейроны. Раньше это считалось невозможным. Так что образование возвращает молодость уму.
В бизнес-школах будущего ученикам будут выписывать таблетки, сажать на диету и заставлять заниматься спортом
|
Могу предположить еще один вызов для образования. Зачастую чем старше человек, тем скептичнее он относится ко всему новому, не вписывающемуся в его картину мира. Придется ли профессорам учиться убеждать?
Знаете, это общая черта всех топ-менеджеров — они сопротивляются переменам. Нужно искать баланс. С одной стороны, когда у тебя за плечами большой опыт, ты склонен полагаться только на него и упрощать решения. И действительно, другим есть чему у тебя поучиться. С другой — ради саморазвития ты должен постоянно сомневаться и быть открытым новому. Пожилые же часто доверяют старым проверенным решениям и сворачивают на проторенные пути.
И как же их переубедить?
Уверен, что в недалеком будущем — может быть, уже лет через 10-15 — появятся таблетки, которые позволят стать более открытым к переменам, сделать ум гибче. А пока фармацевты не запустили такое в массовое производство, приходится обходиться подручными методами. Мы зовем это «бихевиоральным фитнесом». В IE мы отправляем студентов на йогу и медитации. Звучит фантастически, но такой подход доказал свою эффективность для мозговой деятельности. Нужна для ума и диета. Недавно в IE открылся центр, который подбирает рацион для топ-менеджеров. Чтобы еда, с одной стороны, была полезна для ума и тела, а с другой — чтобы можно было по-прежнему наслаждаться трапезой. Последнего не хватает многим диетам. Как говорится, ты то, что ты ешь. Знаете ли вы, что в зависимости от питания можно избавиться от депрессии — или, наоборот, ее получить?
Так вы шутите или нет насчет таблеток?
Абсолютно серьезен. Фармацевты думают не только о том, как победить рак или обратить вспять облысение. Но и как стимулировать умственную деятельность, как заставить человека чувствовать себя счастливее и как сделать разум гибче.
Принял таблетку — и мозг открылся всему новому?
Такого я не говорил. Нельзя проглотить пилюлю и стать харизматичным лидером. Я говорю о комбинации разных подходов. Если вы хотите подкачать мышцы, вы не только делаете упражнения, но и принимаете протеины и витамины, следите за рационом и распорядком дня. Точно так же в будущем, если намерен стать лидером, нужно будет учиться, практиковаться… и помогать себе таблетками.
Образование все больше уходит в интернет. Станет ли вообще необходимо в будущем являться в бизнес-школу?
FT признала лучшей в мире нашу смешанную программу, где онлайн-уроки перемежаются классическими занятиями в аудитории. Такой подход показывает куда большую эффективность для образования, чем чистый онлайн или только офлайн.
Начнем с интернета. При традиционном подходе к образованию невозможно получить целого ряда навыков, которые дает обучение через интернет. Во время традиционного занятия можно спокойно отсидеться на стуле, не открыв рта от звонка до звонка. Одно часовое занятие, несколько десятков учеников — на каждого просто не хватает времени. Как правило, подавляющее большинство и не проявляет активности, пасуя перед более экспрессивными и активными коллегами.
А в интернете?
Мы обнаружили, что в онлайн-сессиях люди работают куда усерднее. Если не участвуешь в онлайн-дискуссии, это сразу видно. Кроме того, уровень самой дискуссии куда выше. Когда пишешь, а не говоришь, над каждой фразой подумаешь дважды, каждую идею еще раз оценишь, каждую формулировку отточишь.
Не отвлекает от дела невербальная коммуникация: жесты, интонации и т. д. Сравните. Встает и начинает говорить красивая женщина. Многие ли в зале сразу сосредоточатся на ее словах? А теперь онлайн: перед вами просто строчки чата. Люди перестают отвлекаться на внешние факторы, дискуссия получается содержательнее.
В итоге люди, которые занимались онлайн, оказываются куда лучше подготовлены к занятию в аудитории. Кроме того, они лучше интегрированы. В жизни люди склонны разбиваться на мелкие группы и общаться в них, игнорируя остальных учеников. В интернете общаются все со всеми, лучше представляют воззрения, опыт, знания друг друга.
Тогда зачем лететь в Испанию, если довольно хорошего компьютера и модема?
Как ни странно, лучшие результаты показывает именно смешение (снова «бленд»!) онлайна и реальности. Посмотрите на молодежь, которая буквально живет в интернете. Но все-таки проводит «развиртуализации» (встречи, где участники чатов и т. д. знакомятся лично), назначают свидания и вечеринки в реальной жизни.
Мало кто выбирает машину только по интернету. Люди предпочитают посидеть в ней перед покупкой, сделать тест-драйв. То же самое можно сказать и про обучение в интернете. Людям нужен личный контакт. Это что-то звериное, оставшееся в нас. Мы испытываем необходимость в чувствах, которые невозможно передать по сети. Знаете, как собака полагается на нюх, так и мы стремимся опереться на физический контакт. А порой и на тот же нюх.
|