Пять мифов о китайской экономике
Публикуется с согласия редакции "Вестника McKinsey".
Статья вышла в 32-м номере журнала.
Автор: Джонатан Вотцель (Jonathan Woetzel), старший партнер McKinsey, Шанхай
Предсказания усугубляющихся экономических бед слышатся повсюду. Здесь мы приводим пять аргументов против такого пессимизма.
На Западе широко распространено мнение, что ошеломительный экономический успех Китая содержит в себе зачатки неминуемого коллапса. Это своего рода распространяющееся предубеждение[1], которое превалирует среди ученых и экспертов страны, а также в средствах массовой информации. Согласно этой теории Китай имеет экономику, непохожую на все остальные, развитие которой происходило не по обычным принципам, и «поведение» которой в лучшем случае можно назвать иррациональным, а в худшем и криминальным.
Разумеется, никто не спорит с тем, что замедление экономики Китая, действительно, имеет место и оказывает большое влияние на мировую экономику. Однако такие события нынешнего года как падение фондового рынка и девальвация юаня по отношению к доллару только укрепляют мнение, высказываемое экспертами по Китаю, что долгая «игра с огнем» наконец закончилась, как и предсказывали, печально. При этом представители властных структур Китая, обеспокоенные политической реакцией, кажется, игнорируют советы независимых экспертов по поводу того, как предотвратить нарастающие беспорядки, и очень болезненно воспринимают критику.
Мой опыт жизни и работы в Китае, насчитывающий три десятилетия, свидетельствует о том, что такой однобокий взгляд на вещи далек от реальности. Сомнения по поводу будущего Китая появляются и исчезают. Ниже я попытался критически проанализировать пять распространенных убеждений.
1. Развитие китайской экономики — обман
Основной тезис теории о крахе китайской экономики состоит в том, что в стране попросту не создана основа для устойчивого экономического роста. Считается, что в стране отсутствует конкурентоспособный и динамичный частный бизнес, а из дешевого труда и больших объемов иностранных инвестиций уже «выкачано» все, что можно.
Очевидно, что Китаю не хватает отдельных элементов современной рыночной экономики, в частности, правовой системе страны далеко до развитых стран с точки зрения защиты прав собственности.[2] Тем не менее, не так давно один из экспертов по экономике Китая Николас Ларди (Nicholas Lardy) отметил, что частный сектор страны демонстрирует активность и тенденцию к развитию. Доля государственных предприятий в объеме промышленного производства неизменно падает — с 78% в 1978 г. до 26% в 2011 г.[3] Частный сектор значительно превосходит государственный по размеру добавленной стоимости, а кредитование частных компаний растет быстрыми темпами.
На самом деле, модель развития Китая очень схожа с моделями развития экономик стран Азии и других регионов, находящихся на этапе индустриализации и урбанизации. В частности, высокая норма сбережений, первоначальные инвестиции в тяжелую и обрабатывающую промышленность, усилия по направлению и стабилизации экономики Китая, стремительно становящейся индустриальной и урбанистической, напоминают политику Японии, Южной Кореи и Тайваня, которой следовали эти страны на таком же этапе своего развития. Эта основанная на инвестициях модель имеет свои недостатки, как показал японский опыт последних двадцати лет. Однако стремление прагматичного вмешательства в рыночную экономику не означает отсталости или невнимания руководства страны к влиянию, которое Китай оказывает на экономику соседних стран и всего мира.
Более того, реформы, инициированные[4] в 2013 г., представляют собой прямой ответ на структурные изменения, происходящие в экономике. Новая политика призвана «подстегнуть» экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, сфокусироваться на активно развивающихся рынках, открыть для частных инвесторов целый ряд секторов и стимулировать основанный на потреблении рост, который возможен благодаря растущим доходам среднего класса. В настоящее время потребление растет темпами, превышающими темпы роста ВВП, а инвесторы устремили свои взоры на самые разные сферы — от водоподготовки до электронной торговли. Эти реформы реализуются одновременно с продолжением кампании против коррупции, а правительство не злоупотребляет массовыми инвестициями, как оно это делало в 2008 г. Это еще раз свидетельствует о том, насколько большую роль играют реформы.
2. Китайской экономике не хватает инновационного потенциала
Эксперты, ученые и журналисты в один голос твердят, что Китай обладает, в лучшем случае, слабыми возможностями в сфере инноваций, а именно они являются насущной необходимостью современной экономики. Многие также убеждены, что образовательная система страны не дает раскрыться творческому потенциалу.
Мой опыт общения с международными компаниями, стремящимися сотрудничать с инновационными китайскими предприятиями, говорит о том, что в стране не ощущается дефицит местного бизнеса с сильной «творческой жилкой». В недавнем исследовании Глобального института McKinsey (MGI) описаны области, изобилующие инновациями.[5] Технологические новшества являются движущей силой конкурентоспособности и роста для многих производителей. Инновации лежат в основе успеха компаний, работающих в отраслях, быстро адаптирующихся к стремительно меняющимся потребностям. Так, например, электронные гиганты Alibaba (электронная торговля) и Xiaomi (смартфоны) становятся опасными игроками на международной арене. Значительные инвестиции в научно-исследовательскую деятельность — а Китай стоит на втором месте в мире по совокупным расходам на НИОКР — и свыше миллиона выпускников научно-технических ВУЗов в год способствуют созданию надежного плацдарма для инноваций в сфере науки и техники.
3. Загрязнение окружающей среды в Китае приближается к точке невозврата
Чтобы поверить в это, вам нужно придерживаться мнения, что китайцев устраивает плохая экология и у них отсутствуют финансовые ресурсы исправить ситуацию. И, действительно, у них есть такие проблемы, однако они также были характерны для большинства стран, осуществляющих переход от аграрной экономики к индустриальной.
На самом деле, наблюдается и множество позитивных сдвигов. Взять хотя бы социальную активность. Документальный фильм о серьезных проблемах с загрязнением воздуха в Китае («Под куполом», «Under the Dome») Чай Цзин, бывшей журналистки Центрального телевидения Китая (CCTV), основной государственной вещательной компании, за три дня марта 2015 г. посмотрели в интернете более 150 млн раз. Да, в конце концов этот 140-минутный фильм, резко критикующий регулирующие органы, государственные энергетические компании и производителей стали и угля, был запрещен. Но Чай Цзин дала интервью популярной газете People’s Daily, а также получила положительный отзыв главного министра по окружающей среде.
Кстати, Китай расходует много средств на борьбу с загрязнением окружающей среды. В рамках национального Плана действий по предотвращению и контролю загрязнения воздуха (Airborne Pollution Prevention and Control Action Plan), который обязывает сокращать использование угля и выбросы углекислого газа, выделено примерно 277 млрд. долл. США для регионов с наибольшим загрязнением[6] И это лишь одна из мер, направленных на ограничение преобладания угля в национальной энергетике и на стимулирование использования более экологически чистых источников энергии. При общении с главами китайских городов я убедился, что многие из них включают жесткие экологические цели в планы экономического развития своих городов.
4. Быстрый рост китайской экономики «подогревается» инвестициями, не приносящими прибыль, и растущим размером долга
Чтобы поверить в это, вам нужно придерживаться мнения, характерного для многих скептиков, что рост китайской экономики обусловлен чрезмерными объемами строительства — строится слишком много дорог, мостов и зданий.[7] В действительности же, как заметил один экономист, это всего лишь заблуждение, вызванное тем фактом, что речь идет об огромной стране. Впечатляющие статистические данные говорят сами за себя: в 2013 г. Китай потреблял в 25 раз больше цемента, чем вся экономика США в среднем за период с 1985 г. по 2010 г. Но если привести эти цифры к потреблению на душу населения, а также учесть мировые тенденции в строительстве, потребление цемента в Китае находится почти на одном уровне с потреблением цемента в Южной Корее и Тайване во времена экономического бума.[8]
Растущий размер национального долга Китая, конечно, не может не вызывать опасений. Недавнее исследование Глобального института McKinsey показало, что с начала финансового кризиса совокупный долг Китая не только не упал, а, наоборот, вырос в четыре раза, достигнув в прошлом году показателя в 28,2 трлн. долл. США.[9] Практически половина долга прямо или косвенно связана с недвижимостью (с 2008 г. цены на нее выросли на 60%). Кроме того, местные правительства занимали очень много средств в стремлении финансировать свои инфраструктурные проекты.
И хотя объемы кредитования находятся на грани безрассудства, правительство Китая обладает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы пережить кризис. По данным исследования MGI, государственный долг Китая составляет примерно 55% ВВП, что существенно ниже, чем в большинстве стран Запада. Недавно проведенный анализ финансового сектора Китая показал, что даже в самом худшем случае — когда списания дефолтных кредитов достигнут беспрецедентного уровня — лишь небольшой сегмент китайских финансовых институтов серьезно пострадает. Рост, несомненно, замедлится, однако с большой долей вероятности можно утверждать, что экономика в целом не сократится.[10]
И, наконец, падение фондового рынка не соразмерно той массовой истерии, которую оно вызвало. Правительство страны владеет 60% рыночной капитализации китайских компаний. Более того, фондовый рынок обеспечивает лишь небольшую долю их капитального финансирования. И не надо забывать, что прежде чем упасть на 40%, он вырос на 150%.
Волатильность на китайском фондовом рынке вызывается слухами, часто в преддверии выхода на рынок государственных компаний. В конечном счете, прямое влияние на реальную экономику будет заключаться лишь в некотором снижении потребительского спроса со стороны людей, потерявших деньги на торговле акциями.
5. Социальное неравенство и лишенные прав люди угрожают стабильности
По этому пункту я склонен согласиться со скептиками, однако обеспокоиться этой проблемой должен не только Китай. Несмотря на то, что экономический рост улучшил положение подавляющего большинства населения, разрыв между сельским и городским населением все усиливается по мере того, как растет благосостояние городов. Пропасть между бедными и богатыми углубляется и внутри городов — богатые богатеют еще больше.[11]
Социальное неравенство в городах и отсутствие доступа к образованию и медицинским услугам — проблемы, характерные не только для Китая. Жителям Китая и стран Запада будет очень полезным обмен идеями в этом направлении, ведь ситуация в западных экономиках аналогична. Лидеры страны предложили меры по улучшению распределения доходов с целью создания справедливой и устойчивой системы социального обеспечения, однако реализация этой политики на практике находится в компетенции местных властей и, следовательно, сильно отличается в разных регионах.
Одним словом, рост Китая замедлился, но если учесть те факторы, которые я упомянул, катастрофы не произошло. Отличительные черты стабильной и ответственной экономики, особенно в нелегкие времена, — это стремление к адаптации и реформы.
Статья была опубликована в McKinsey Quarterly, ноябрь 2015 г.
[1] См. Roxburgh, C. Hidden flaws in strategy // McKinsey Quarterly. — 2003, май. — mckinsey.com.
[2] См. Di Lorenzo, F. 2014 International Property Rights Index / Property Rights Alliance. — 2014. — internationalpropertyrightsindex.org. Китай занял 46-е место среди 97 стран. В индексе учитываются три составляющие: нормативная база и политическая ситуация, имущественные права, права интеллектуальной собственности.
[3] Lardy, N. R. Markets over Mao: The Rise of Private Business in China. — Washington, DC: Peterson Institute for International Economics, 2014.
[4] По итогам 3-го пленума XVIII съезда Коммунистической партии Китая.
[5] Ссылка на полный текст исследования The China effect on global innovation, подготовленного MGI, приведена в статье Roth, E., Seong, J., Woetzel, J. Gauging the strength of Chinese innovation. — 2015, октябрь. — mckinsey.com.
[6] Patel, S. China’s war on air pollution // Power Magazine. — 2014, 1 ноября. — powermag.com.
[7] Информация об избытке мощностей в энергетике приведена в работе Wei, L. The Chinese economy needs to break out of the overcapacity trap // CKGSB Knowledge. — 2015, 13 июля. — knowledge.ckgsb.edu.cn.
[8] Anderson, J. China, cement, and the art of meaningless statistics / Emerging Advisors Group. — 2014, 23 декабря.
[9] Более подробная информация приведена в работе Debt and (not much) deleveraging / McKinsey Global Institute. — 2015, февраль. — mckinsey.com.
[10] См. Anderson, J. Financial armageddon, China-style (2015) / Emerging Advisors Group. — 2015, 2 апреля.
[11] Коэффициент Джини, показывающий уровень неравенства доходов, в Китае стабильно рос и сейчас достиг 47%.
|