ИНСАЙТЫ | Размер бизнеса 12 июля 2017 г.

Джейсон Фрайд: «Быть маленькой компанией — круто!»

Источник: "Идеономика"

Джейсон Фрайд (Jason Fried), основатель Basecamp и соавтор бестселлера ReWork, рассказывает, почему маленьким компаниям не нужно притворяться большими и стыдиться своего размера.

Джейсон Фрайд: «Быть маленькой компанией — круто!» Еще до того, как я открыл Basecamp в 1999 году (первоначально мы назывались 37signals), у меня был бизнес под названием Spinfree, связанный с программным обеспечением и веб-дизайном.

Интернет тогда был довольно новым и экзотическим явлением, поэтому находить клиентов, способных хорошо платить за улучшение своих сайтов, было довольно просто. За год или около того я заполучил хороший список клиентов, исключительно на устных рекомендациях. Я всего год назад закончил колледж и обеспечил себе хорошую жизнь. В то время как мои друзья мучались, работая на стартовых позициях, которые им не нравились, я делал именно то, что хотел делать.

Но у Spinfree была маленькая страшная тайна. На самом деле это была не совсем «компания». Моя штаб-квартира состояла из небольшого стола в нескольких футах от моей кровати в тесной двухкомнатной квартире. Я был очень не уверен в таком своем статусе и шел на большой риск, чтобы представить вещи в другом свете. При описании Spinfree я всегда использовал слова «мы», «наше», «команда» или «наши офисы». Я приучил себя всегда применять множественное число — по телефону, заманивая потенциальных клиентов, на веб-сайте Spinfree, в предложениях, которые я представлял.

Так как я редко встречался с клиентами лицом к лицу, этой уловкой легко было пользоваться. У многих из них, вероятно, сложилось впечатление, что Spinfree — реальная компания, где в кабинетах сидят целые команды профессионалов, работающие над своими проектами.

Почему я блефовал? Я был молод и неопытен и чувствовал, что люди не будут принимать Spinfree всерьез, если узнают, что вся компания — это только я. Разве может представительный бизнесмен доверить какому-то молодому панку продвижение бренда в интернете? Как гласит одна поговорка, никого еще не уволили за сотрудничество с IBM; мне же казалось, что кого-то вполне могут уволить за то, что они наняли меня. Я чувствовал, что нет другого выбора, кроме как выглядеть крупной конторой.

Я помню, какое почувствовал облегчение, когда в 1998 году нанял первого сотрудника. Внезапно действительно появились «мы» и «наше». Камень упал с плеч, и я задумался, как и почему я провел последние пару лет во лжи. Безобидной, маленькой — но тем не менее лжи. Меня это беспокоило.

Разве обман на самом деле позволил мне развить бизнес? Кто знает? Возможно, он помог мне добиться пары контрактов. Но, оглядываясь назад, я нахожу это довольно унизительным. И глупым. Все мои клиенты пришли благодаря сарафанному радио, и я рисковал: разоблачение могло быть не только унизительным — никто не любит попадаться на лжи, пусть и с благими намерениями, — оно могло повредить моей репутации.

Когда я запускал свое следующее дело, 37signals (сегодня известное как Basecamp), мы решили с самого начала, что основными принципами будут открытость и честность, и никакого вранья.

План был быть честными с клиентами, и будь что будет. Это именно то, что мы делаем на протяжении 17 лет — мы всегда признаем, когда облажались, мы устанавливаем фиксированные цены, без каких-либо скрытых платежей или платы за каждого пользователя. Мы хорошо спим по ночам, зная, что нам нечего скрывать, и что наши клиенты не будут поражены неожиданному увеличению счета.

Я люблю рассказывать эту историю начинающим предпринимателям, когда встречаюсь с ними, потому что вижу, что многие из них следуют той же схеме, что и я. Они привирают и притворяются во имя победы бизнеса. Это особенно распространено среди независимых дизайнеров, программистов, копирайтеров и консультантов. Конечно, я понимаю, почему они это делают. Просто я хочу, чтобы они поняли, почему, это, во-первых, плохая идея и, во-вторых, совершенно не нужно.

Вранье о размере бизнеса — лишь часть проблемы. Такие преувеличения сплошь и рядом встречаются в резюме. Например, вы видите, скажем, Apple в чьем-то списке клиентов. Как вы думаете, человек действительно работал на Apple? Или, возможно, это была лишь небольшая работа для магазинчика, торгующего продукцией Apple? Или он однажды участвовал в телефонной конференции с кем-то из Apple. Все эти ситуации мне встречались.

Вранье о размере бизнеса — лишь часть проблемы. Такие преувеличения сплошь и рядом встречаются в резюме.

Однажды я встретил предпринимателя, который сказал мне, что среди его клиентов — Boeing. Я поднял бровь: «Правда?» Оказалось, что компания помогла одному из руководителей Boeing создать свой персональный блог. Когда я спросил его, почему при этом он считает возможным называть Boeing своим клиентом, он сказал, что это поможет ему построить доверительные отношения с другими потенциальными крупными клиентами. Если они узнают, что он работал с Boeing, то с большей вероятностью наймут его.

Не думаю, что он вообще понимал, о чем говорит. Укрепление доверия через обман? Такое «доверие» не приведет ни к чему хорошему. А если вас поймают на обмане, клиент будет потерян наверняка.

К тому же деловая культура претерпела значительные изменения с тех пор, как я рулил Spinfree в середине 1990-х годов. Сейчас куда больше уважения к маленьким предприятиям и даже соло-игрокам, чем когда-либо прежде. Кто не очарован историей одинокого программиста, создающего на ноутбуке на своей кухне приложение-блокбастер для iPhone? Кто не восхищается смелой предпринимательницей, создающей свой собственный продукт? Быть маленьким — здорово. Даже большие компании ведут себя так, будто хотят быть поменьше. Крупнейшие корпорации в мире продвигают себя, используя термины, которые более привычны для описания предпринимателей: подвижный, гибкий, быстрый. Они заявляют о том, что премируют сотрудников, которые показывают себя как предприниматели. И подумайте обо всех руководителях, которые мечтают о своем собственном деле.

Означает ли это, что вам непременно предложат большой контракт? Возможно, нет. Даже в эпоху предпринимательства не каждый захочет отдать крупный проект в руки небольшого магазина. Но клиенты, которых впечатляет масштаб, — это в любом случае не тот тип клиентов, который вам нужен. Многие основатели стартапов мечтают работать на большой бренд, но правда в том, что это, как правило, довольно дерьмовая работа. Вместо этого найдите клиентов-единомышленников, которые ближе к вашему собственному размеру, и растите вместе с ними. Я могу гарантировать, что у вас будет более интересная и более перспективная работа.

Быть маленьким круто. Быть маленьким — это независимость. Быть маленьким — это новые возможности.

Еще одно преимущество вашего небольшого статуса: ваши клиенты всегда будут знать, с кем имеют дело. Они будут знать, что получат наилучшее индивидуальное обслуживание. Многие люди, работавшие с большой компанией, сталкивались с тем, что их ключевой контакт внезапно переходил на другую работу. Так рушились взаимоотношения. Но такое невозможно, если это ваше дело. Вы — ваш бизнес. Вы будете с клиентами от начала до конца. Это большое преимущество.

Если бы я знал тогда то, что знаю теперь: в том, чтобы быть маленьким, нет ничего ненадежного или постыдного. Быть маленьким круто. Быть маленьким — это независимость. Быть маленьким — это новые возможности. Радуйтесь этому. Не скрывайте этого. Простые и ясные компании всегда в выигрыше. Так что не беспокойтесь об этом. Не притворяйтесь. Будьте честными и наслаждайтесь своим маленьким размером. Это действительно ваше преимущество.

По материалам "Act your size", Signal v. Noise.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Искусство офисных интриг. Как построить успешную карьеру в мире лжи, подстав и грязной игрыИскусство офисных интриг. Как построить успешную карьеру в мире лжи, подстав и грязной игры
Год личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллектГод личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллект
Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)