ИНСАЙТЫ | Перемены 1 февраля 2008 г.

До основанья. А затем…

Автор: Екатерина Венжик, журнал "Деловой" (№9, 2007 г.)

"Чтоб вам жить во времена перемен", — желали древние китайцы своим врагам. В современном деловом мире перемены — явление перманентное. И коль уж украинским бизнесменам приходится ежедневно испытывать на себе древнекитайское проклятье, стоит научиться управлять переменами.

Каждая компания на определенном этапе своего развития сталкивается с необходимостью реформ. В некоторых сферах бизнеса их вообще нужно проводить беспрерывно. «Причем, чем выше позиционирование, чем больше амбиций, тем чаще должны происходить реформы», — уверен Игорь Францкевич, председатель правления АО «Индекс-Банк».

Однако само по себе совершенствование отнюдь не является залогом успешности компании. Внедряя изменения, многие терпят фиаско, несмотря на потраченные огромные средства, время и силы.

С другой стороны, неоспоримым фактом является то, что в ближайшее время перемены будут происходить практически во всех отраслях еще быстрее на фоне глобализации и внедрения новых технологий. Именно поэтому сегодня одна из главных задач руководителей — помочь своим сотрудникам осознать необходимость и последствия проводимых реформ и мотивировать их на активные действия по внедрению изменений.

Реформаторские инструменты той или иной компании уникальны. Но ошибки, которые допускает менеджмент, занявшись преобразованием, в основном схожи. А значит должны быть и универсальные рецепты, как их избежать.

Теория и практика реформаторства

Об управлении компанией написаны сотни тысяч книг. Однако все теоретики менеджмента, вольно или невольно, упускали вопрос внедрения изменений на предприятиях. По сути, единственным, кто вплотную занялся освещением этой проблемы, стал Джон Коттер, профессор Гарвардской школы бизнеса, очень быстро заработав славу гуру в области реформирования компаний. Именно он разработал восемь этапов внедрения преобразований, при последовательном выполнении которых они должны пройти безболезненно и принести желаемый эффект.

Если резюмировать идеи Коттера, то можно прийти к одному простому, но гениальному выводу: основным двигателем и одновременно тормозом реформ в компании являются ее сотрудники. Именно персонал, причем не только топы, но средний и младший менеджмент, должен способствовать внедрению всех возможных инноваций. Силами же одного топ-менеджмента добиться результатов маловероятно.

«Успешные крупномасштабные преобразования — это сложный процесс, который проходит в восемь этапов. Основная трудность каждого этапа — изменить поведение людей», — говорит профессор Гарварда.

Впрочем, сделать это легко, если бизнес начинает рушиться, поскольку любой кризис вызывает сильную реакцию персонала. Однако главы компаний уверены, что кризис — плохое время для начала реформ.

«Преобразования должны начинаться тогда, когда компания достигает пиковой позиции на рынке. Как только вы становитесь в чем-то лидером, необходимо сразу поднимать вопрос, какими методами можно это лидерство поддерживать. Если же начинается текучка кадров, падение прибыли и потеря позиций на рынке, то это время не для начала реформ, а для антикризисных действий», — считает Игорь Францкевич.

Согласитесь, непросто убедить людей что-то менять, когда все и так хорошо. Именно поэтому украинцы пока не следуют советам Джона Коттера заражать сотрудников духом реформаторства в надежде, что инициатива пойдет снизу. Они предпочитают создавать отделы проектного менеджмента, которые бы разрабатывали и координировали все преобразования в приказном порядке. Однако в этом случае, по мнению экспертов, одного вдохновения, которое, по теории Коттера, должно подвигнуть коллектив всячески способствовать преобразованиям, будет явно недостаточно.

«Нередко грядущие изменения предполагают определенное негативное влияние на некоторые категории работников. Например, фактически всегда это существенное увеличение объема работы в период проведения реформы. Тогда без дополнительной системы мотивации не обойтись», — отмечает Армен Папазян, директор компании «О'КЕЙ Украина».

Иллюзия власти

Хотя деньги решают далеко не все. Профессор Коттер уверен, что одной из важнейших мотиваций для сотрудников является демонстрация важности их роли в происходящих реформах. «Ощущение вовлеченности в процесс вдохновляет», — уверен гуру. Этого можно добиться, делегировав рядовым сотрудникам (естественно, надежным и инициативным, иначе все бесполезно) дополнительные полномочия, которые бы позволяли реально влиять на происходящие процессы.

Но в сердцах украинских топ-менеджеров такое предложение пока не нашло отклика. Вместе с тем, по мнению Игоря Францкевича, делегирование хотя и не панацея, но может быть эффективным, когда средний менеджмент может успешно взаимодействовать между собой, и принятие решений на его уровне является частью сложившейся корпоративной культуры.

Чтобы не допустить ситуации лебедя, рака и щуки, которая нередко возникает при делегировании полномочий слишком большому количеству людей, но одновременно и не отбить у них охоту выдвигать свои идеи, Армен Папазян советует использовать схему под условным названием «2 уровня выше».

«Решения относительно реформ в нашей компании принимаются именно по этой схеме. Каждое предложенное рационализатором изменение оценивается непосредственным его руководителем, а также следующим по рангу менеджером. У последнего уже достаточно полномочий для внедрения той или иной идеи, если, конечно, она того заслуживает. Такой подход позволяет оценить идею с разных сторон, дополнить ее, разработать корректный механизм ее введения и в то же время избежать реформаторского хаоса», — рассказывает он.

Переубедить босса

В большинстве случаев инициатива преобразований идет от руководства и убеждать в необходимости реформ приходится сотрудников. Однако бывает и обратная ситуация, когда перемен хочет младший и средний менеджмент (естественно, речь идет не о повышении зарплаты), но боссы к изменениям не готовы либо не хотят их. Такие проблемы характерны для крупных и долгое время существующих на рынке компаний. Они обусловлены некой закостенелостью системы управления.

По мнению Армена Папазяна, для того чтобы понять, как действовать в такой ситуации, нужно выяснить максимум информации о человеке, который принимает решения. «Тогда можно будет спрогнозировать, как он отреагирует на тот или иной шаг, и подобрать самый эффективный ключ к пониманию. Я думаю, что корректно выстроенная коммуникация всегда приведет к положительному результату. Ведь если реформы действительно приведут к повышению эффективности, зачем акционеру или собственнику препятствовать им», — считает он.

С ним согласны и другие эксперты. «Если правильно донести до акционеров и топ-менеджеров идеи, и, конечно, если они не противоречат установленным приоритетам, их можно убедить в необходимости перемен. Потому что иногда коллектив может быть недостаточно информирован или неправильно понимать стратегию компании. Тогда идеи сотрудников могут вступать в противоречие с планами руководства. Именно поэтому так важно доносить до персонала всеми доступными методами суть реформ», — считает Игорь Францкевич.

Чтобы, переубедить топов, Джон Коттер предлагает достаточно нестандартные подходы. Он рассказывает об одной американской компании, страдающей от жуткой бюрократии. Группа реформаторов после нескольких попыток убедить собственников в необходимости перемен записала небольшой комедийный фильм о работе своей компании, где были высмеяны (именно высмеяны, а не просто отображены!) все негативные стороны устаревшей системы принятия решений. Такая форма подачи проблемы подействовала на боссов намного лучше многочасовых уговоров.

Коттер приводит пример и более радикального решения. Так, один британский авиаконструктор остановил на день все работы по сборке самолетов (однако это не была забастовка), чтобы привлечь внимание руководителей фирмы к существующим производственным проблемам.

В украинских компаниях такой инструмент влияния на топов признают, однако предупреждают, что пользоваться им нужно весьма осторожно. «Степень эмоциональности и экстремальности подобных действий должна иметь два ограничителя: не нанести ущерба клиенту и не оскорбить коллег. Издержки, связанные с тем или иным демаршем, должны быть намного меньше размера ожидаемого эффекта, который демонстранты получат де-факто», — считает Игорь Францкевич.

Впрочем, пока в Украине о столь экстремальных формах воздействия на начальство не слышали. Если, конечно, не считать забастовок, но они, по мнению Джона Коттера, относятся к совершенно другому виду влияния на руководителей и никак не связаны с желанием коллектива улучшить положение компании путем изменений.

Что же касается реформаторских способностей отечественного топ-менеджмента, то г-н Коттер отмечает, что пока изменения в украинских компаниях происходят в основном хаотично, они не спланированы заранее. Причина этого проста: все серьезные структурные преобразования должны начинаться с сильного и харизматичного лидера, который в состоянии изменить поведение людей, вдохновить их. А таких в Украине пока немного.

8 этапов внедрения реформ в компании, разработанные Джоном Коттером

Этап 1. Внушение

Независимо от того, намечаются ли реформы на крупном частном предприятии или самой малой некоммерческой фирме, успех будет достигнут лишь в том случае, если изменения начнутся с внушения сотрудникам необходимости безотлагательных действий. Достичь этого можно, визуализировав проблему. Например, если возникли проблемы с обслуживанием клиента, попросите его записать все свои претензии на видеокассету и покажите ее сотрудникам на общем собрании.

Этап 2. Агитбригады

Соберите группу лидеров из сотрудников, которым можно доверять, и у которых есть способности, связи, репутация и формальные полномочия, необходимые для проведения перемен в жизнь. Полагаться на одного человека или же на отдельные подразделения, не имеющие влияния в коллективе и не зараженные духом реформаторства, — большая ошибка.

Этап 3. Видение

Лидерская группа должна создать реальное, ясное, простое, но главное — воодушевляющее видение грядущих реформ, которое бы легко воспринималось и было понятно подавляющему большинству работников. Разработка детального плана и бюджета предстоящих преобразований, бесспорно, важны, однако вряд ли смогут воодушевить коллектив.

Этап 4. Отчет

Мало убедить людей в необходимости реформ. Нужно подробно пояснять каждый шаг, причем делать это через максимально доступное количество каналов: на собраниях, презентациях, с помощью почтовой рассылки и т.д. При недостаточном разъяснении происходящего люди начнут негативно воспринимать реформы.

Этап 5. Делегирование полномочий

В период проведения преобразований сотрудникам необходимо передать дополнительные полномочия. Но топ-менеджмент должен отдавать себе отчет, что, передавая полномочия мидл-менеджерам, боссы должны считаться с мнением и решениями подчиненных. В противном случае реформаторы разочаруются в происходящем, и процесс преобразований сойдет на нет.

Этап 6. Победы

При крупномасштабных преобразованиях всегда нужно начинать с легко осуществимых реформ. И праздновать каждую, пусть и небольшую победу. Коллектив должен ощущать, что цель, хоть и промежуточная, достигнута. Это внушает веру в успех долгосрочных изменений. Без достаточно быстрого достижения промежуточных успехов циники и скептики могут угробить все начинания.

Этап 7. Двигаться дальше

При условиях стремительно меняющейся рыночной ситуации компании необходимо меняться фактически постоянно. Поэтому, даже выполнив задуманные преобразования, нельзя останавливаться. Группа реформаторов всегда должна быть в поиске новых решений. Людям нельзя давать засыпать.

Этап 8. Новая культура

Любые реформы влекут за собой неизбежное изменение корпоративной культуры. Ее необходимо создать, внедрить и заставить прижиться. Без создания новых стандартов корпоративной культуры результат серьезной работы может быть унесен ветром традиций за поразительно короткий промежуток времени.






ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Шаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из силШаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из сил
Выигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другимВыигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другим
Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успехаЖелезная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)