Эмоциональный интеллект: почему он нужен тем, кто работает в мире цифр и законов
Источник: Baker Tilly
Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды и сотрудничество помогли человечеству выжить. И остаются факторами, необходимыми для достижения успеха в профессиональной сфере.
То, что ум и работоспособность не помогают выделиться на фоне коллег, многие осознают еще в начале карьеры, — будь то банковская сфера, юриспруденция или бухгалтерия. С опытом приходит понимание: для достижения успеха нужно нечто большее. И этот "ключ от всех дверей" — эмоциональный интеллект (EQ). Если у вас его нет, — скорее всего, вы так и останетесь «тайным кладом» компании — непризнанным, недооцененным, застрявшем на нижней ступени карьерной лестницы. Да, повышать зарплату вам также спешить не будут.
Эмоциональный интеллект — это способность управлять эмоциональным состоянием — как своим, так и окружающих людей, умение отличать нюансы настроения и адекватно реагировать, используя полученную информацию для корректного регулирования своих мыслей и поведения. EQ не ограничивается харизмой или личностными особенностями, как и не имеет отношения к оптимизму, инициативности или самоуверенности.
В условиях рабочей среды эмоциональный интеллект влияет на все сферы общения и связан с:
- вашим отношениям с самим собой: самосознание, адаптивность;
- вашим отношениям с коллегами: умение работать в команде, взаимопомощь;
- вашим отношениям с клиентами: эмпатия.
Ключевые компоненты EQ: самоосознанность, адаптивность, сотрудничество, взаимопомощь
Самоосознанность — это способность выделять свои сильные и слабые стороны, умение понимать свои эмоции и то, как они влияют на ваши мысли и поведение. Это критически важный компонент эмоционального интеллекта, именно он помогает вам приспосабливаться к различным типам руководителей, коллег и клиентов, а также к разнообразным стилям работы.
В процессе восхождения по карьерной лестнице вы будете примерять на себя разные роли, выполнять различные функциональные обязанности. И то, что делает вас отличным исполнителем, не обязательно поможет в роли управленца. Для достижения успеха на каждом этапе карьеры нужно быть адаптивным, открытым к новым идеям, проектам и людям. Это поможет увеличить уровень вашего профессионализма и количество полезных связей, станет отличным подспорьем при смене сферы деятельности, переходе на другую позицию в будущем.
Без взаимопомощи в профессиональной сфере не обойтись — ведь большая часть работы выполняется коллективно. Существуют глобальные проекты, для выполнения которых подбирают мультинациональные команды, — согласно функциональным обязанностям или по отраслям. Они решают сложные многоуровневые проблемы клиентов и результат зависит от того, насколько слаженной будет их работа.
Собираетесь быть выдающимся лидером — повышайте свой уровень эмоционального интеллекта
Согласно исследованию, проведенному American Express в 2013 году, наличие у сотрудника EQ свидетельствует о его высоком потенциале производительности, сильных лидерских качествах и личном профессионализме. Психолог Дэниел Гоулман (Daniel Goleman), известный специалист в сфере эмоционального интеллекта, в 1998 году в своей статье для Harvard Business Review написал: «не имея EQ, человек может получить лучшее в мире образование, обладать проницательным и аналитическим складом ума и генерировать нескончаемый поток выдающихся идей, но все-равно не сможет стать выдающимся лидером».
Развиваем эмоциональный интеллект: лучше начинать раньше, но никогда не поздно
Развивать свой EQ одинаково полезно и своевременно как вчерашнему выпускнику, так и закаленному в офисных сражениях ветерану. Лучшее, что вы можете сделать для своей карьеры, — это на самом её раннем этапе поставить в приоритет развитие адаптивности. Интересуйтесь у руководителя и своего круга общения их мнением о том, восприимчивы ли вы к изменениям. Читайте книги, помогающие отточить мастерство управления эмоциями и взаимоотношениями с окружающими людьми, например, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People) Дейла Карнеги (Dale Carnegie) и «Мудрость толпы» (The Wisdom of Crowds) Джеймса Шуровьески (James Surowiecki).
Улучшить свои навыки командной игры можно, помогая коллегам в проектах, к которым вы не имеете непосредственного отношения, бережно "разруливая" конфликты и недопонимания, выстраивая социальную сеть. А самый лучший тест на проверку способности к сотрудничеству — это сколько людей хотят с вами работать.
В наши дни наличие эмоционального интеллекта имеет даже большее значение, чем раньше: комплексная и глобализирующаяся бизнес-среда требует умения коммуницировать в мировом масштабе, а усиление роли «больших массивов данных» означает, что клиенты все больше ценят клиенториентированность и добросовестность. И если принимать на работу вас будут по уму, то продвигаться дальше вам поможет эмоциональный интеллект.
По материалам Harvard Business Review.
|