ИНСАЙТЫ | Лидерство 7 декабря 2010 г.

Эволюционное лидерство

Автор: Макс Шупбах (Max Schupbach)
Источник: журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№9, 2010)

Классическое лидерство направлено на достижение результатов через рациональные бизнес-стратегии, воспринимающие проблемы клиентов, конкурентов и членов команды как что-то чужеродное, требующее устранения. Эволюционное лидерство видит эти преграды частью одной большой системы, устанавливая между ними взаимосвязь.

Макс Шупбах (Max Schupbach)
Макс Шупбах
(Max Schupbach)
Стратегии развития бизнеса интуитивно ориентируются на нахождение условий, обещающих быструю прибыль. Подобно рыбаку, ищущему выгоду в реке, мы ищем рыбные места и стараемся обойти наших оппонентов: рыбу, которая нам не подходит, а также рыбаков, у которых лодки быстрее, сети крепче, а команда профессиональнее. В период экономического подъема (прилива реки), когда много рыбы, наши дела идут хорошо и мы думаем: это происходит благодаря тому, что мы великие стратеги. Во время спада, кризиса (отлива), когда в реке водится меньше рыбы, у многих из нас не так хорошо идут дела. Но в этом случае мы виним реку, используя подход традиционного лидерства и конкурентного мышления. «Квантовый ум» смотрит на мир иначе.

Институт глубинной демократии предлагает новую модель и иной взгляд на организацию и развитие бизнеса. Этот подход мы называем «эволюционным лидерством», которое помогает нам посмотреть на целостную систему с точки зрения реки. Рыбак с мышлением эволюционного лидера не ориентируется только на рыбу, лодку, наживку, конкурентов. Он понимает, что река — это живая система, где все составляющие формируют взаимоотношения, балансируют и поддерживают друг друга. Такую тенденцию к природному балансу можно считать неким организационным принципом, который поможет узнать «разум реки» и процессы, которые стоят за нашими мечтами и бизнес-целями.

Лидер с эволюционным мышлением понимает, что организации нужны долгосрочные отношения с партнерами и третьими сторонами. Бизнес-команде, поставщикам, дистрибьюторским сетям, клиентам, покупателям и государственным деятелям необходимо взаимодействовать в широком контексте, включающем в себя все общество и окружающую среду. Бизнес перерастает в построение сообщества, где прибыль является не первоначальной целью, а необходимым побочным эффектом благодаря глубинному видению и созданию ценности в мире.

У компании Apple Computer, например, глубинное видение — привнести в наши будни больше игры, радости и легкости (cool factor). Это свидетельствует о том, что жизнь — радостный опыт, который стоит вобрать в себя, а не относиться к нему, как к набору дел и заданий, необходимых к выполнению. Этот организационный принцип влияет на работу команды Apple, на то, какие она ставит перед собой цели роста прибыли и, конечно же, на стратегию: если что-то не приносит удовольствия, дальнейшее движение в этом направлении оказывается под вопросом. Еще один реальный пример. Компания Hewlett Packard предложила своим сотрудникам выбрать для себя рабочие станции Apple или PC. После этого решила договориться с Apple о корпоративном заказе. Последняя раздумывала на протяжении нескольких дней, после чего отказалась продать HP свои макинтоши, поскольку Apple видит себя в сфере дизайна и развлечений, но никак не в корпоративном секторе. В итоге Apple отказалась от краткосрочной выгоды, не увидев, каким образом видение компании можно применить к корпоративной среде.

Данный пример демонстрирует, как видение ведет организацию и является движущей силой успеха.

Квантовая стратегия

Стратегическое развитие связано с видением и его реализацией, поэтому оно не может происходить без осознания целостной картины и реалий в процессе реализации. Все звенья этой цепи тесно взаимосвязаны.

Видение — это вдохновение, наполняющее смыслом стратегию и процесс ее реализации. Эта движущая сила, которая в самые сложные периоды помогает идти вперед, а при штиле — усовершенствоваться. Подобное чувству духа игры в нашем примере с Apple видение — это чувство мира и понимание того, как ваша организация может создать ценность для человечества. Даже если оно не всегда осознано, то все равно присутствует. Оно появляется независимо от нашей воли.

Видению нужна стратегия, чтобы вдохновение и идеалы материализовались. Для эффективной реализации стратегии необходим пошаговый план действий. Без видения она не имеет силы, не разбирает направления. А видение без стратегии — это неэффективный идеализм. Все вместе это образует идеальную нерушимую троицу.

Идеальная троица

  • Видение придает значение стратегии.
  • Стратегия придает значение процессу реализации.
  • Реализация придает новое значение видению и помогает ему обрести новую форму.

Видение — наиболее надежный, крепкий и неизменный аспект в любой организации. Понимать свое видение, значит, уметь адаптироваться к любым приливам и отливам реки, изменять стратегию в зависимости от окружающей среды, использовать возможности, чтобы выжить в самые сложные времена и развиваться, как никогда ранее. Но для того чтобы это сделать, нам необходимо другое мышление, которое привносит аспекты квантовой физики в организационное развитие.

Квантовая физика позволяет понять общество, мировую экономику и бизнес во взаимосвязи в самоорганизующейся системе. Вместо того чтобы занимать себя только одним аспектом, мы стараемся понять, что хочет вся система. Самоорганизующийся принцип систем сначала выявила экология, а затем подхватила квантовая физика.

Эволюционное лидерство раскрывает скрытые структуры, внимательно изучает поведение, которое предпочитает оставлять их скрытыми и пробует вынести все на поверхность для краткосрочного и долгосрочного развития организации.

Об авторе:

    Макс Шупбах (Max Schupbach)
    Доктор философии, психолог, соучередитель Института Глубинной Демократии (Deep Democracy Institute), один из самых востребованных бизнесс-тренеров в Америке и Европе, коуч и постоянный консультант более десятка крупнейших корпораций мира.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтраПобеди прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
HBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководитьHBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководить
Ілюзія ефективності. Як і чому нас пошивають у дурніІлюзія ефективності. Як і чому нас пошивають у дурні

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)