Мыслители — проповедники — психоаналитики
Автор: Сергей Гусев, "Комп&ньон" (№30-31, 2007)
В книгах гуру говорится о компаниях, которые составляют не более 1-2% от всех компаний мира. Но именно они определяют динамику и прогресс бизнеса.
В переводе с санскрита «гуру» — духовный учитель или наставник, руководитель в духовном мире, по сути, в сфере религии. Ведь религии основаны не на доказательствах, а на вере, на системе догм и представлений. Для того чтобы все это лучше воспринималось целевой аудиторией, религиям и нужны авторитетные люди — пастыри, проповедники, гуру.
Но термин «гуру» прочно обосновался и в бизнес-среде. Объяснение тому простое. В некоторых областях знаний основные положения можно логически доказать (например, в математике) или экспериментально проверить (в физике). В экономической же науке можно исповедовать прямо противоположные утверждения, и обе теории могут реализовываться одинаково успешно либо столь же провально. Так всегда бывает, если наука тесно связана с жизнью и выражает всю ее сложность.
Частью экономической науки является наука о менеджменте. При этом менеджмент как наука не только намного моложе, но и гораздо теснее связана с такой смутной и переменчивой реальностью, как человек. Поэтому неудивительно, что в науке о менеджменте существуют различные представления о природе происходящих явлений и о методах решения проблем. Зачастую за каждой из них стоит определенная личность. Если этот человек обладает авторитетом, если его деятельность успешна и у него много последователей, то его и называют «гуру менеджмента» или «бизнес-гуру». И он на самом деле является именно гуру (фактически проповедником), ибо не может математически (или экспериментально) доказать правильность своей теории. Ему остается только указывать на имеющиеся факты, подтверждающие его правоту (опуская или игнорируя иные факты), зачастую не называя методы достижения обозначенных им целей и убеждать, убеждать, убеждать!
Кроме того, в современном бизнесе с его острой конкуренцией и скоростью перемен гypy могут играть роль психоаналитика как индивидуального, так и корпоративного. Так как общение с ними (очное и заочное) не только решает проблемы самого бизнеса, но и повышает уверенность в правильности действий.
|