ИНСАЙТЫ | Сущность информации 16 марта 2010 г.

Новые парадигмы менеджмента

Информация как аспект материального единства системы менеджмента

Автор: Борис Жданов, журнал "ИТМ. Информационные технологии для менеджмента" (№2, 2010)

В разных сферах деятельности используются разные определения информации, она играет разную роль в различных предметных областях, однако сегодня уже сформировался очень важный вывод: информация — это атрибут материального единства мира, который присущ многим разнообразным объектам и процессам.

Понимание этой сущности информации — как атрибута материального мира, организующего единство общественных отношений — очень важно как в жизни общества в целом, так в жизни отдельных компаний. Создание более сложной системы в сфере управления или ее модернизация для улучшения эффективности зависит, прежде всего, от того, насколько удастся в рамках управления соединить различные информационные атрибуты разнокачественных элементов управления в единое информационное пространство. Элементы и система в целом будут тем в большей степени управляемыми и устойчивыми, чем в большей степени единое пространство будет непрерывным и непротиворечивым. Разрозненная, несогласованная информация от объектов управления разрушает единство мира управления. Этого очень важно избежать, иначе само развитие экономических отношений, сопровождающееся интенсификацией информационных процессов, мультиплицирует эффект от дефектов управления. Рыночная экономика является активным ускорителем роста количества предприятий и предпринимателей, а, следовательно, производственной, коммерческой и социальной информации. В таких условиях существенно возрастает интегрирующая роль информации.

Информация как децентрализатор в менеджменте

Помимо сущностного результата информатизации — интегрирующего эффекта для управления, технические средства информатизации позволяют получить обратный эффект — распределение управления. Нарастание сложности управлении при росте масштабов иерархии экономических структур настолько замедляет движение информации в управленческих каналах, что система просто не успевает реагировать на изменения внешней среды, которая как раз, напротив, в силу достижений информационных технологий, становится все более динамичной. Выход из положения — децентрализация управления, уменьшение уровней иерархии, переход к сетевой модели управления. Технически современное информационное пространство реализуется в виде сети взаимосвязанных узлов концентрации информации. При этом физически сеть может быть организована иерархически, а с точки зрения управления сеть может не иметь центра. Отношения между узлами в основном, асимметричные, но все они необходимы для функционирования сети, то есть для циркуляции информации, денег, технологии, товаров или услуг.

Новый тип организации — сетевой менеджмент

Таким образом, сеть является тем типом организации, которая обеспечивает устойчивую адаптацию и максимальную гибкость, необходимые для глобальной экономики. Она позволяет постоянно менять конфигурацию управления, и, соответственно, разрабатывать и реализовывать множественные стратегии. Элементы сети всегда были присущи человеческим организациям, но на всех этапах существования они характеризовались фундаментальной слабостью из-за больших трудностей согласования действий ради общих целей и задач. А благодаря технологическим достижениям информатизации, сегодня они стали наиболее действенной формой организации. Прочность сетей заключается в их гибкости, децентрализованности, позволяющих приступать к новым задачам, не разрушая основных организационных правил и не изменяя устоявшихся ориентиров.

Двойственный менеджмент — централизованно-децентрализованный

Два противоположных эффекта от современных информационных технологий, указанные выше, проявляются в том, что управление в сети становится одновременно и централизованным и децентрализованным. Такая сетевая организация управления способна обеспечивать координацию, не имея центра. В условиях гораздо более высокой степени сложности в ней происходит гораздо меньше перебоев. Опыт построения сетевой организации свидетельствует, что многонациональные корпорации функционируют как децентрализованные сети, чьи составляющие в значительной степени автономны. Каждый элемент таких сетей, как правило, входит и в другие сети. Мировая практика также свидетельствует, что сети, в которые входят разные фирмы от больших до самых маленьких, укрепляют свою тактику, развиваются, формируются и реформируются по множеству сценариев. Фирмы и организации, которые не воспринимают парадигму сети, теряют свои рынки и выбывают из соревнования, так как не готовы к применению новой модели менеджмента.

Информация как организационный ресурс

Новая роль информации в современном менеджменте теперь все чаще воспринимается руководством компаний как один из системообразующих — организационный ресурс. Такой ресурс находится в виде научных знаний, результатов научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, обобщенных рядов показателей, нормативов, норм, рекомендаций, результатов социологических исследований и т.д. К особенностям информации, как организационного ресурса можно отнести следующие:

  • использование информации осуществляется через различные каналы с помощью различных средств ее получения, обработки, передачи и хранения;
  • информация может включать искаженные данные о действительности, что может быть связано как с каналами передачи, так и с источником информации (слухи, стереотипы, предрассудки — субъективные аспекты);
  • необходимым условием участия персонала в делах организации является его информированность;
  • информация при ее использовании не исчезает, а лишь изменяет свою полезность, в отличие от других видов организационных ресурсов.

Информация в организации рассматривается с точки зрения процессов по сбору данных, их накопления, деления, суммирования, перехода в новое качество, обновления, систематизации, для превращения их в пригодную для использования форму. Управление информацией как организационным ресурсом позволяет своевременно вносить коррективы в деятельность предприятий, организаций и получать лучшие экономические результаты.

Критерии качественной информации

Информация имеет ценность лишь в том случае, если она полезна. Полезная информация должна отвечать следующим критериям: точность, своевременность, полнота, непротиворечивость, релевантность, краткость. В реальной действительности редко встречается сразу необходимая информация. Часто обстоятельства заставляют обходиться тем, что удастся получить. Но информация, что соответствует перечисленным выше критериям, полноценно обеспечивает процесс управления. Именно такая информация позволяет создать единое информационное пространство, обеспечивая тем самым единство мира для управленческих действий. Эффективность информации зависит от ее объема и качественного применения. Достоверная, необходимая и достаточная информация помогает принимать своевременные и обоснованные управленческие решения.

Новая разновидность управления — информационный менеджмент

Сегодня руководитель, специалист, любой деловой человек должен принимать решения не только на основе личного опыта, интуиции, знаний и ситуации, а и в значительной степени основываясь на новых возможностях современных информационных технологий и, соответственно, на более сложной информационной базе, чем прежде. Внедрение информационных технологий и коммуникационных средств позволит усовершенствовать и кардинально изменить организационную структуру для достижения оптимального единства компонентов объектов управления с целью максимальной эффективности функционирования всей структуры в целом. Современные формы организации информации обеспечивают новую среду для объектов управления — единое сетевое информационное пространство. В этой связи возникает необходимость в управлении таким новым организационным ресурсом как информация, такое управление получило название — информационный менеджмент, именно он обеспечивает полное управление информационной системой предприятия в динамической парадигме менеджмента.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовцаБояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца
Суперобучение. Система освоения любых навыков: от изучения языков до построения карьерыСуперобучение. Система освоения любых навыков: от изучения языков до построения карьеры
Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своегоРазговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)