ИНСАЙТЫ | Стратегическое управление 20 марта 2015 г.

Систематизация нового: как преодолеть кризис благодаря смене стратегии управления

Автор: Эдуард Мальцев
Источник: Companion

Часто говорят, что в новых экономических условиях стратегическое управление не работает, поскольку невозможно сделать качественный прогноз. И все же слухи о кончине стратегического управления сильно преувеличены.

Эдуард Мальцев
Эдуард Мальцев
Кризисные волны уже породили новые экономические условия, а изменившаяся реальность требует нового качества стратегического управления. Главным признаком новой экономической ситуации является снижение конечного (платежеспособного) спроса. Снижение платежеспособности сжимает спрос и упрощает его структуру.

Сжатие и изменение рынков ведет к обострению конкурентной борьбы. Останутся только новые лидеры — те игроки, которые сумеют адаптироваться к новым условиям. Инструментом такой адаптации и должен стать системный подход к стратегическому управлению.

Системный подход

Эдвард де Боно (Edward de Bono) показал, что концепции описания, цели, ценности, механизм достижения являются базовыми в целенаправленной человеческой деятельности. Описательные концепции поясняют, что представляет собой объект и какова динамика его поведения. Концепции цели отвечают на вопрос, чего мы хотим достичь; концепции ценности — почему это важно для нас и в чем состоит ценность; концепции механизма — какими способами достигается цель.

Системное описание: построение моделей

Ядро системного подхода — системное представление. Рассматривая описание коммерческих организаций как систем, воспользуемся определением Людвига фон Берталанфи (Ludwig Von Bertalanffy), который определяет систему как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.

Поскольку наши знания об организации и экономике как системах ограничены, мы используем модели систем. Качество моделей определяет качество управления. Реальные системы — нелинейные: поведение в будущем не всегда определяется поведением в настоящем. Прогноз динамики поведения системы на основе анализа структуры системы является главной задачей и преимуществом системного представления.

Основной вызов для управленцев сегодня — понимание того, как изменяются внешние системы и, следовательно, внешние отношения коммерческой системы. Понимание этого позволяет ставить и решать задачи по изменению свойств коммерческих организаций, а также внутренних и внешних отношений.

Работа с целями

Системный подход дает возможность избежать путаницы в работе с целями, поскольку основывается на системном описании организации и следовании некоторым принципам.

Целеполагание следует за описанием, а не предшествует ему. Понимание динамики самой организации и внешних систем (например, экономики) позволяет устанавливать реалистичные цели, которые должны быть сбалансированными. Сбалансированность целей достигается за счет их детализации: по срокам — от долгосрочных до краткосрочных; по уровням — от общих для организации до целей подразделений и отдельных сотрудников.

Согласованность целей с динамикой системы и сбалансированность по срокам и уровням — важнейшие факторы их реалистичности. В новых условиях оправданными могут оказаться: цель удержания позиций за счет повышения эффективности; трансформация организационной системы для адаптации к новым условиям; выход из бизнеса в связи с исчезновением рыночного сегмента. Важно то, что цели формулируются на языке системного представления, а в процессе управления сохраняется целостность коммерческой системы.

Опора на ценности

Ценности — это то, что труднее всего согласовать и изменить. Индивидуальные ценности приобретаются в течение всей жизни. Ценности компании — основа организационной культуры. В несовпадении ценностей содержится потенциал разрыва отношений между людьми, между сотрудником и организацией, между организацией и заинтересованными лицами.

Управление, опирающееся на ценности, несет в себе огромный потенциал конкурентного преимущества компании. Осознание, формулировка и публикация ценностей — первые шаги в цементировании организации на основе ценностей. Так, сервисной компании нужны люди, ценящие человеческие отношения и готовые оказывать услуги. Инновационной фирме нужны люди, которые любят и ценят творчество, хотят и могут создавать новое.

Важно соответствие ценностей и целей. Например, — цель «технологическое лидерство» предполагает ценность инноваций в области технологий. Цель «безупречное качество» делает качество главной ценностью, определяющей поведение сотрудников. Крайне важно соответствие поведения руководителей заявленным ценностям. Хуже отсутствия заявленных ценностей может быть только расхождение слов с делами.

Механизмы реализации

Самое сложное в стратегическом управлении — сохранить выбранное стратегическое направление и соответствовать ценностям. Ежедневно руководителям приходится решать массу текущих задач, что часто блокирует саму возможность стратегического отношения к бизнесу. Сегодня, когда гораздо сложнее предсказывать поведение рынков и потребителей, а конкуренция становится все жестче, такое состояние дел оправдывается.

Механизмы реализации должны быть согласованы с целями и ценностями. Механизм представляет собой план достижения целей способами, ограниченными рамками ценностей компании. Механизмы реализации должны согласовываться по уровням управления — детализироваться от верхнего к нижнему уровню управления. То есть от стратегий и политик через проекты, процедуры и бюджеты к инструкциям и обязанностям.

В новых экономических условиях потребители все чаще будут ограничивать потребление и вместе с тем требовать высокого качества за меньшие деньги. На мой взгляд, системный подход является адекватным ответом на возросшую сложность деловой среды, поскольку делает непонятное понятным. Экономический анализ среды и предприятия, который завершается описанием бизнес-моделей, позволяет прогнозировать динамику систем и отношений и принимать правильные стратегические решения.

Под системным подходом к стратегическому управлению понимают описание компании как системы, формулировку целей, ценностей и механизмов управления на базе такого описания. Системный подход к стратегическому управлению предполагает системное человеческое мышление, а это значит, что:

  • на разных стадиях развития компаний существует стратегическое управление, поскольку собственники и менеджеры используют такой инструмент, как мышление;
  • во времена смены экономической парадигмы необходимость и возможность стратегического управления никуда не исчезает — она существует наравне с возможностью и необходимостью думать;
  • главным ответом на резко возросшую сложность экономической обстановки должно стать повышение качества стратегического управления как формы интеллектуальной деятельности.

Об авторе:

    Эдуард Мальцев, управляющий партнер юридической фирмы «С.К.О. Форум», руководитель программы Executive MBA в Киево-Могилянской бизнес-школе (kmbs).



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартноГибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно
Адаптируйся. Как неудачи приводят к успехуАдаптируйся. Как неудачи приводят к успеху
Волшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делатьВолшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делать

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)