Систематизация нового: как преодолеть кризис благодаря смене стратегии управления
Автор: Эдуард Мальцев
Источник: Companion
Часто говорят, что в новых экономических условиях стратегическое управление не работает, поскольку невозможно сделать качественный прогноз. И все же слухи о кончине стратегического управления сильно преувеличены.
Эдуард Мальцев
|
Кризисные волны уже породили новые экономические условия, а изменившаяся реальность требует нового качества стратегического управления. Главным признаком новой экономической ситуации является снижение конечного (платежеспособного) спроса. Снижение платежеспособности сжимает спрос и упрощает его структуру.
Сжатие и изменение рынков ведет к обострению конкурентной борьбы. Останутся только новые лидеры — те игроки, которые сумеют адаптироваться к новым условиям. Инструментом такой адаптации и должен стать системный подход к стратегическому управлению.
Системный подход
Эдвард де Боно (Edward de Bono) показал, что концепции описания, цели, ценности, механизм достижения являются базовыми в целенаправленной человеческой деятельности. Описательные концепции поясняют, что представляет собой объект и какова динамика его поведения. Концепции цели отвечают на вопрос, чего мы хотим достичь; концепции ценности — почему это важно для нас и в чем состоит ценность; концепции механизма — какими способами достигается цель.
Системное описание: построение моделей
Ядро системного подхода — системное представление. Рассматривая описание коммерческих организаций как систем, воспользуемся определением Людвига фон Берталанфи (Ludwig Von Bertalanffy), который определяет систему как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.
Поскольку наши знания об организации и экономике как системах ограничены, мы используем модели систем. Качество моделей определяет качество управления. Реальные системы — нелинейные: поведение в будущем не всегда определяется поведением в настоящем. Прогноз динамики поведения системы на основе анализа структуры системы является главной задачей и преимуществом системного представления.
Основной вызов для управленцев сегодня — понимание того, как изменяются внешние системы и, следовательно, внешние отношения коммерческой системы. Понимание этого позволяет ставить и решать задачи по изменению свойств коммерческих организаций, а также внутренних и внешних отношений.
Работа с целями
Системный подход дает возможность избежать путаницы в работе с целями, поскольку основывается на системном описании организации и следовании некоторым принципам.
Целеполагание следует за описанием, а не предшествует ему. Понимание динамики самой организации и внешних систем (например, экономики) позволяет устанавливать реалистичные цели, которые должны быть сбалансированными. Сбалансированность целей достигается за счет их детализации: по срокам — от долгосрочных до краткосрочных; по уровням — от общих для организации до целей подразделений и отдельных сотрудников.
Согласованность целей с динамикой системы и сбалансированность по срокам и уровням — важнейшие факторы их реалистичности. В новых условиях оправданными могут оказаться: цель удержания позиций за счет повышения эффективности; трансформация организационной системы для адаптации к новым условиям; выход из бизнеса в связи с исчезновением рыночного сегмента. Важно то, что цели формулируются на языке системного представления, а в процессе управления сохраняется целостность коммерческой системы.
Опора на ценности
Ценности — это то, что труднее всего согласовать и изменить. Индивидуальные ценности приобретаются в течение всей жизни. Ценности компании — основа организационной культуры. В несовпадении ценностей содержится потенциал разрыва отношений между людьми, между сотрудником и организацией, между организацией и заинтересованными лицами.
Управление, опирающееся на ценности, несет в себе огромный потенциал конкурентного преимущества компании. Осознание, формулировка и публикация ценностей — первые шаги в цементировании организации на основе ценностей. Так, сервисной компании нужны люди, ценящие человеческие отношения и готовые оказывать услуги. Инновационной фирме нужны люди, которые любят и ценят творчество, хотят и могут создавать новое.
Важно соответствие ценностей и целей. Например, — цель «технологическое лидерство» предполагает ценность инноваций в области технологий. Цель «безупречное качество» делает качество главной ценностью, определяющей поведение сотрудников. Крайне важно соответствие поведения руководителей заявленным ценностям. Хуже отсутствия заявленных ценностей может быть только расхождение слов с делами.
Механизмы реализации
Самое сложное в стратегическом управлении — сохранить выбранное стратегическое направление и соответствовать ценностям. Ежедневно руководителям приходится решать массу текущих задач, что часто блокирует саму возможность стратегического отношения к бизнесу. Сегодня, когда гораздо сложнее предсказывать поведение рынков и потребителей, а конкуренция становится все жестче, такое состояние дел оправдывается.
Механизмы реализации должны быть согласованы с целями и ценностями. Механизм представляет собой план достижения целей способами, ограниченными рамками ценностей компании. Механизмы реализации должны согласовываться по уровням управления — детализироваться от верхнего к нижнему уровню управления. То есть от стратегий и политик через проекты, процедуры и бюджеты к инструкциям и обязанностям.
В новых экономических условиях потребители все чаще будут ограничивать потребление и вместе с тем требовать высокого качества за меньшие деньги. На мой взгляд, системный подход является адекватным ответом на возросшую сложность деловой среды, поскольку делает непонятное понятным. Экономический анализ среды и предприятия, который завершается описанием бизнес-моделей, позволяет прогнозировать динамику систем и отношений и принимать правильные стратегические решения.
Под системным подходом к стратегическому управлению понимают описание компании как системы, формулировку целей, ценностей и механизмов управления на базе такого описания. Системный подход к стратегическому управлению предполагает системное человеческое мышление, а это значит, что:
- на разных стадиях развития компаний существует стратегическое управление, поскольку собственники и менеджеры используют такой инструмент, как мышление;
- во времена смены экономической парадигмы необходимость и возможность стратегического управления никуда не исчезает — она существует наравне с возможностью и необходимостью думать;
- главным ответом на резко возросшую сложность экономической обстановки должно стать повышение качества стратегического управления как формы интеллектуальной деятельности.
Об авторе:
Эдуард Мальцев, управляющий партнер юридической фирмы «С.К.О. Форум», руководитель программы Executive MBA в Киево-Могилянской бизнес-школе (kmbs).
|