Таких историй в процессе ремонта накопилось не меньше сотни. От услуг нескольких фирм в итоге пришлось отказаться. Ценой такого "трепетного" отношения к собственным обязанностям и нежелания персонала хоть минимально перетрудиться зачастую становится потеря клиентов. Главная проблема заключается в том, что рядовых сотрудников абсолютно не тревожит уход клиентов или некачественно выполненная работа. Но этот вопрос должен волновать владельцев бизнеса и управляющих. Проблема эта касается не только сфер обслуживания, в данной области она лишь наиболее наглядна.
Три в одномРуководителю придется придумать способ вынудить работника выйти за рамки своего функционала в трех случаях. Во-первых, когда в подчинении есть сотрудник, у которого жесткая "рабочая" позиция: "делать на работе нужно ровно столько, сколько положено по инструкции". Такие подчиненные по своему психотипу — манипуляторы, они, сами того не осознавая, просчитывают ситуацию и создают платформу для ничегонеделания, умело создав прикрытие и защиту своей позиции. "Когда я работала на госпредприятии, в одной из лабораторий трудилась женщина, хороший специалист, но было одно "но". Она держала в верхнем ящике стола распечатанный перечень своих обязанностей и, когда завлабораторией приходил и просил сделать то, что в список не входило, демонстративно доставала список и начинала пробегать по нему глазами. Завлаб на этом моменте всегда уходил, понимая, что ничего не добьется. На предприятии об этой ситуации ходили анекдоты, — рассказывает Килина Варенцова, директор по развитию и обучению компании "ДилПринт" (штат — ок. 120 чел.). — Когда мы обсуждали с завлабом ситуацию, он печально признавался, что сам прописал этот список еще на начальном этапе их сотрудничества". Вторая ситуация, в которой управленцу потребуется изобретательность, — вынужденное сокращение персонала. В этом случае придется перераспределить нагрузку между оставшимися в строю, но при полном отсутствии дополнительной материальной мотивации. Пустить такую ситуацию на самотек нельзя, поскольку она непременно закончится либо бунтом, либо уходом оставшихся сотрудников. Допустить уход персонала, когда компания находится в режиме экономии, чревато нежелательными последствиями. Последняя ситуация, требующая у босса умения "напрячь" подчиненных, — форс-мажор, например, в виде очень срочного заказа. Это исключительная ситуация в нашем списке, поскольку она, как правило, не требует особого вмешательства руководителя. Если в компании налажена система мотивации и компенсации за дополнительную работу, то и прибегать к необычным методам стимуляции сотрудников руководителю не придется. Однако, несмотря на то что в первых двух случаях задачи перед боссом стоят схожие, способы воздействия должны быть абсолютно разные.
Для тех, кто в танкеПрежде чем начать работу с любителями строго придерживаться должностных обязанностей, боссу стоит проанализировать свой управленческий стиль. "В украинских компаниях, как и прежде, действует закон "кто везет, того и погоняют", а кто "не везет" — тот прекрасно себя чувствует, — говорит Валерий Озин, бизнес-тренер. — Поэтому в первую очередь руководителю нужно поломать эту систему. Тогда автоматически изменится и отношение персонала. Ведь, если говорить честно, "пахари" часто завидуют умению коллег успешно "маневрировать" между заданиями". Первое, что должен сделать босс, — объективно оценить реальный функционал каждого сотрудника. Результаты ревизии в собственной вотчине позволят не только определить "манипуляторов", но и работников с аналогичным официальным функционалом, окладом, но с другим, более высоким, уровнем отдачи. Эти данные потребуются начальнику для осуществления следующего плана — в зависимости от финансовых возможностей компании стоит пару раз "вознаградить" тех, кто берет на себя сверх обозначенных обязанностей. План сработает, если буду учтены два нюанса. Во-первых, такие выплаты должны производиться неожиданно для сотрудников. Иначе будет так, как принято у нас по сей день, когда к приезду комиссии красят заборы и газоны. Гораздо эффективней, если одна премия будет приурочена "к новому году", а вторая — "к пятнице". Это заставит человека демонстрировать свою старательность на постоянной основе. Второй нюанс — награду должен получить коллега с аналогичной позицией в компании, но другим отношением к работе. Тогда идея будет более наглядна для "манипулятора". Если у компании нет финансовой возможности либо это сопряжено с дополнительными сложностями и т. д., можно продумать другие способы вознаграждения: дополнительный день к отпуску, один сокращенный день, более лояльное отношение к просьбам "отпроситься" и т. д. Это не потребует дополнительных расходов, но при правильной подаче — публичном объявлении причины такого лояльного отношения — сработает не менее эффективно, чем деньги. Параллельно с планом вознаграждения босс может прибегнуть к военной хитрости. "У нашей истории с "функционалом в столе" было продолжение, — рассказывает Килина Варенцова. — Однажды, не выдержав, завлаб на очередное действо сотрудницы по доставанию "функционала" из стола достал из папки подписанным им новый список, содержащий и новое задание. Со словами: "Ваши функции и полномочия расширились" он вручил ей лист и удалился. Под дружный хохот коллег работница лаборатории была вынуждена выполнить новое задание". Такой ход работает, а значит, им можно пользоваться. Если сотрудник ссылается на бумажный носитель, подтверждающий правомочность задания, стоит представить ему новый документ. Для этого не обязательно вносить изменения в основные документы и подписывать их на высшем уровне. Естественно, переписывать каждый день функционал каждого сотрудника не нужно. Но если предстоит большая работа или грядут перемены в компании, расширить перечень обязанностей вполне реально. Иногда дополнительной "помощью" руководителю могут стать обобщающие формулировки. Когда написано "анализ рынка", никто не уточняет, в какой форме, с какой частотой и т. д. он должен быть проведен. То есть эта формулировка дает управленцу возможность для маневра.
Босс с человеческим лицомДругого подхода требует ситуация, когда увеличение функционала — это вынужденная мера. Основная сложность заключается в том, что речь идет об увеличении нагрузки на постоянной основе, а в ситуацию вовлечены не один-два сотрудника, а практически все подчиненные. Тогда манипуляции бесполезны. "В такой ситуации самая грамотная стратегия — это прямота и честность. Более распространенная позиция руководителей — это дистанцирование от подчиненных и создание для них информационного вакуума, — поясняет Елена Сорока, генеральный директор компании FRT (строительные материалы, штат — ок. 60 чел.). — Но в случае, когда сотрудников ждут перемены, которые коснутся каждого, информационная блокада — наихудший вариант. Слухи все равно пойдут. И то, в какой форме информация дойдет до сотрудников, может спровоцировать массовый уход из компании". По мнению эксперта, управленец должен прийти к подчиненным и прямо сказать: "сложилась вот такая ситуация, и у нас нет другого выхода как..." или "я могу рассчитывать только на ваше понимание ситуации" и т. д. Такое эмпатийное обращение к подчиненным обезоружит даже самых ярых противников увеличения нагрузки. Кроме того, подобная прямота обезопасит управленца от обращений подчиненных по вопросам повышения заработной платы в связи с увеличением нагрузки. Несколько лет назад в Великобритании был проведен опрос, целью которого было изучить реакции работников компании на различные стратегии поведения управленца в ситуации кризиса в компании. Результаты опроса показали, что сотрудники, которым в ультимативной форме предлагалось либо подчиниться новым правилам, либо уволиться, следовали этому совету и начинали активно искать новое место работы. На фоне этого среди тех, кому было сказано: "компанию ждет сложный период, и мы с пониманием отнесемся к тем, кто захочет ее покинуть и дадим хорошие рекомендации", подавляющее большинство выразило желание остаться. Сотрудники мотивировали это тем, что компания продемонстрировала высокий уровень заботы и лояльности к своим служащим. Еще один немаловажный момент, который должен прозвучать в открытом обращении босса к своим подчиненным, — это возможность позитивных изменений в будущем. Необязательно обещать материальную компенсацию, но возможность в будущем расширения штата и снижения нагрузки вселит в людей надежду, что расширение функционала — дело временное. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
|
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор Copyright © 2001-2023, Management.com.ua |