Типология хищных инстинктов персонала
Автор: Алиса Квич, журнал "Управление компанией" (№2, 2008)
Психологи утверждают: человек по своей сущности — зверь, распознав и разгадав которого, можно с большим успехом управлять эффективностью работы персонала и возникающими между сотрудниками конфликтами. Итак, добро пожаловать в офисные джунгли…
Акулы
Особые приметы. Каждый их день — борьба: сначала — за выживание, потом — за удержание позиций. Иначе они не хотят, да и, пожалуй, не умеют. Добиться цели, раздирая других в клочья, для них — плевое дело. У акул нет костей, а значит, ограничений тоже нет. Их жизнь — постоянное движение, а спать для них — непозволительная роскошь.
За перспективную работу акулы хватаются зубами (а их как минимум — шесть рядов).
Жизненный приоритет — работать не так на благо кампании, как ради собственной пользы.
Акулы видят мир черно-белым. Среднего для них нет. Они всегда хотят всего и сразу, достигают многого и идут далеко.
Подводные камни. Кто-то рискнул напасть на акулу? Скорее всего, он дорого за это заплатит. Акула без раздумий покажет хищный оскал. Нападение для нее — лучший способ защиты. По этой причине ее отношения с коллегами могут не заладиться.
Тайные страхи. Прекращение движения. Этого акула вынести не сможет. Постоянный адреналин и конкуренция, стремление к совершенствованию, достижение новых результатов — вот ее стихия, ее жизнь.
Дрессировка. Непростительной ошибкой менеджера было бы ограничивать такого сотрудника рутинной работой, не требующей движения. В этой ситуации акула не то что не принесет эффективных результатов — она и вовсе задохнется.
Такого подчиненного нужно ценить, но излишнюю агрессию и провоцирование конфликтов — пресекать на корню. Ваше задание как менеджера — проводить беседы, а при необходимости — применять санкции. Если позволяет ситуация, акуле следует давать задания, для выполнения которых напарники не нужны. Это не означает, что акул надо изолировать от коллектива. Напротив — из их жесткости можно даже извлечь пользу, поручив им, например, контроль выполнения плана. Учитывая их напор, отлынивать от работы в ваше отсутствие уж точно никто не будет.
Черепахи
Особые приметы. Как ни странно, характерная черта черепах — отнюдь не медлительность в работе и уныние, а психологический панцирь, благодаря которому они с успехом преодолевают рабочие кризисы и выдерживают атаки, не поддаваясь на провокации. Это полная противоположность акулам. «Бронированные сотрудники» на вид (а, пожалуй, и в самом деле) очень мирные, хотя за место под солнцем готовы драться беспощадно и до конца. Поэтому пройти по их спинам едва ли у кого-то получится.
Черепахи фантастически живучи. На прямые оскорбления в свой адрес они отвечают не грубыми высказываниями и язвительностью, а яростной работой — поглощающей их целиком и выставляющей в самом лучшем свете на фоне хищных сотрудников. Своим напором они способны многого добиться.
Медленно, но верно — это уж точно о них. С завидной уверенностью сотрудники-черепахи умеют держать курс на конечный результат. Причем, завоевав пространство в офисе, и чувствуя себя в своей стихии, они перестают быть медленными, и их эффективность растет на глазах.
Движущуюся к цели черепаху остановить мало кому по плечу. Она, не реагируя на атаки окружающих, продолжает двигаться вперед, если нужно, волоча противников за собой. Главная тактика ее поведения — не обращать никакого внимания на хищников. Всю свою энергию она использует в более эффективном ключе — направляя на выполнение прямых должностных обязанностей.
Подводные камни. Если переусердствовать с критикой, можно превратить тихую черепаху в оскаленную собаку. Согласитесь, трудно оставаться хладнокровным, когда тобой постоянно помыкают, и, пользуясь случаем, обвиняют во всех смертных грехах.
Тайные страхи. Черепахи — большие консерваторы. Перемен они боятся больше всего на свете, поэтому на подходящей и интересной с их точки зрения работе, как правило, задерживаются надолго.
Дрессировка. Черепахи — очень ответственны и трудолюбивы. Практически в любом коллективе приживаются без особых проблем. При неудачах не впадают в депрессию и отчаяние, наоборот — начинают работать с двойной, а то и тройной эффективностью. Такие сотрудники всегда нужны, и держать их следует к себе поближе. Хорошая мотивация для черепахи — конкуренция. Устройте своеобразный тендер для подчиненных. Объявите, что лучший сотрудник месяца (квартала) получит повышение, премию или дополнительный выходной. Это подстегнет многих, и особенно сотрудников-черепах. Чтобы добиться желаемого результата, они сделают все, а если вознаграждение окажется достойным, будут работать с двойной отдачей.
Лисы
Особые приметы. Изворотливость и хитрость — это их сущность. С самого детства они усвоили правило: верный способ победить врага — стать его лучшим другом. Они прекрасно знают, как угодить окружающим. Особенно тем, от кого напрямую зависят их комфорт и благополучие (то есть непосредственно вам — руководителю). Вы вернулись с трудных переговоров — лис уже несет вам чашечку крепкого кофе. Не пьете кофе — для этого случая у лиса всегда припасен чай, с бабушкиным вареньем, разумеется. При возможности он всегда спросит, как ваши дела, и скажет обязательно то, что от него хотите услышать вы. Лисы — ярко выраженные индивидуалисты. В стаи они собираются редко. Лисий профсоюз можно наблюдать разве что в случае объединения сил ради общей цели (скорее всего — продиктованной личными интересами каждого из них). После достижения цели распад стаи неизбежен. Мозг лиса всегда работает, всегда в тонусе. Причем мысль постоянно настроена на волну поиска выгоды для себя. А если эта выгода совпадет с целями компании — эффективность его работы обеспечена.
Подводные камни. Хитрость и вездесущность — конек таких людей. Они прекрасно знают, что бдительность даже самого опасного хищника можно усыпить добром и лаской.
Тайные страхи. Лис боится превратиться в мальчика на побегушках. Его приветливость и готовность быть полезным начальство запросто может обратить в «пойди туда — не знаю куда, принести то — не знаю что».
Дрессировка. Вам как руководителю следует помнить, что на роботе нет друзей, есть только кадры — хорошие или не очень. На ваши решения не должны влиять ни приветливость, ни вечная улыбка подчиненного. Чаще всего такое поведение — не более чем продуманная тактика «рыжего» сотрудника.
Работать лису желательно на должности, предполагающей общение с клиентами. Тут его доброжелательность и приветливость можно превратить в дополнительные обороты компании. Процент от продаж, премии — прекрасная мотивация для лиса.
Ленивцы
Особые приметы. Их название говорит само за себя. Они ленивы непостижимо: отлынивают от работы всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Вы просите ленивца отнести отчет в соседний офис — он пропадает на час или пасьянс на компьютере раскладывает. Если предоставляется малейшая возможность, на рабочем месте его не найти уже за несколько часов до окончания рабочего дня.
Подводные камни. Ленивцы, как правило, не стремятся к повышению, ведь чем выше должность — тем больше хлопот. А так как это в большинстве своем сотрудники, попавшие к вам по хорошему знакомству, то они не боятся, что потеряют работу, — ведь друзей не увольняют.
Тайные страхи. «А что если на новой работе такая шара не пройдет?» Вот ленивцы и держатся за место, хотя должность эта им совсем не интересна.
Дрессировка. Такой сотрудник вряд ли будет самоотверженно работать на благо компании. Попробуйте перевести ленивца в другой отдел. Может быть, более подвижная и творческая работа расшевелит его. Другой вариант — определять ему четкий план, очерчивать рамки, в которые он во что бы то ни стало обязан вписываться. За должное выполнение задания — вознаграждайте. Если же прежнее отношение к работе будет оставаться у ленивца и дальше, то его без раздумий следует уволить.
Птицы перелетные
Особые приметы. Это по большей части новые сотрудники, долго не задерживающиеся на одном месте. Почему? Причин много, основные — неудовлетворенность заработной платой или социальным пакетом, политикой руководства или отношениями с сотрудниками. Перелетные птицы всегда ищут лучшей жизни, более выгодных предложений. Поэтому могут уйти к конкурентам, если тем удастся переманить их более выгодными условиями сотрудничества.
Подводные камни. Возможно, ваша компания и сама поощряет подобное поведение, набирая неопытных молодых специалистов и выжимая из них все соки уже во время испытательного срока. Ясно, что большинство не выдерживают такого давления и уходят. И все начинается снова. С одной стороны, такая стратегия дает возможность значительно сэкономить на оплате труда, а с другой — негативно влияет на качество работы и представляет организацию не в лучшем свете.
Тайные страхи. Перелетные птицы боятся упустить более выгодные возможности и перспективы, засидевшись в маленьком офисе за кипой бумаг. Вот они и улетают: в поисках более голубого неба, более теплой обстановки, более сытного корма.
Дрессировка. Подбирайте для них такие задания и в таком объеме, чтобы это было для них и увлекательно, и выполнимо. Причем объем работы должен быть четко определен. Таким образом можно повысить ответственность персонала, тогда уходить ему станет просто жалко, неудобно, да и как-то не вовремя.
Вместо послесловия
Досконально изучив образы и повадки своих подчиненных, можно незаметно для них самих превратить их в хорошо выдрессированных питомцев. Дрессировать и укрощать их следует вовремя, и как можно быстрее, ведь если не вы их — сейчас, то в очень скором будущем они — вас. Это уж точно.
|