Испытание верой
Автор: Йонас Риддерстрале, "Комп&ньоН" (№6, февраль, 2008 г.)
Ценное для бизнеса легко найти вне бизнеса, если проанализировать другие сферы деятельности, в которых вы хорошо разбираетесь.
Настоящие антрепренеры хороши в социологии и многогранном понимании мира. Они в состоянии взять принципы, которые где-то работают, и применить их в другой сфере. В физике, биологии, религии и многих других сферах знаний происходит столько всего интересного! Переложите то, что любите, на экономику и бизнес.
В последние несколько лет я увлекся религией. Каждую религию можно считать сервисной организацией, основанной на вере. В религии вы не знаете конечного итога, но верите в то, что вам говорят.
Религии выдержали серьезный тест — испытание временем. За счет чего? Н. Смарт, профессор религиоведения, приводит семь уровней, существующих во всех религиях.
- Идеологический. В религии должна быть мечта. Почему-то Мартин Лютер Кинг говорил: «У меня есть мечта», а не «У меня есть пятилетний план». Мечты — нечто более вдохновенное. У лучших компаний мира вы ее найдете. Важно, чтобы мечта была — не «стать богатым», хотя к этому можно стремиться. Я думаю, что одна из ключевых причин, почему США столь успешны в последние 100 лет, сводится к тому, что в стране есть четкая «американская мечта». Благодаря ей США — огромный магнит для притяжения талантов, людей, разделяющих эту мечту. А вот есть ли общая мечта у ЕС, который создавался изначально для предотвращения новой войны? Меня как европейца этот вопрос тревожит.
- Повествовательный или контактный уровень достижения аудитории. В религии люди ходят на служения, мессы. В бизнесе преуспевают компании, в которых есть люди, постоянно рассказывающие о необходимости бороться за внимание рынка, потому что потребители перегружены информацией. Помогают выстраивать этот уровень корпоративные мероприятия. Кстати, американские и японские компании организуют корпоративные церемонии и празднования лучше европейских. Последние вообще не очень понимают, зачем что-то вместе отмечать.
- Этический. Уровень ценностей и правил. Анализ этого уровня (какие у нас есть ценности, каких нет, но хотелось бы иметь) наиболее важен, когда компания нанимает персонал, работает над своими ошибками.
- Эмоциональный, личного опыта. Уровень отражает, насколько люди выкладываются, делая общее дело. Насколько они верят в то, что могут сделать этот вклад, имеют влияние. В бизнесе на этом уровне также ощущается, какие чувства вызывает у людей компания.
- Физический. Для бизнеса это, как правило, организационная структура. Мне кажется, нередко архитектура, построение многих организаций является препятствием для достижения максимального уровня инновативности. Мы застряли в организации по отделам, делим людей. Вот такое наследие бюрократической организации.
- Практически-ритуальный уровень подразумевает доступ к накопленному ранее опыту, процедуры.
- Структуральный. Пример церкви — католическая централизованная и протестантская децентрализованная. Сейчас бизнес стремится к децентрализации. Нередко топ-менеджеры отказываются верить, что не все можно проконтролировать. Это значит, что нужно отпустить ситуацию, отдать работу людям, которые лучше в этом разбираются. А вот ответственность децентрализовать нельзя. Я думаю, в конечном итоге истинными лидерами окажутся те, кто будет формулировать критические вопросы для сотрудников. Роль главного человека в компании — удостовериться, что все пополняют психологический капитал (смелость и вдохновение), что есть социальный капитал (общность веры и мечты), используется интеллектуальный капитал. Его работа состоит в том, чтобы защищать и сохранять целостность корпоративной религии.
Перечисленные уровни — как струны на гитаре. Вопрос лишь в том, насколько хорошо вы владеете инструментом.
|