И один в поле — охотник
Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№14, 2010)
Желание одних подзаработать и желание других сэкономить сошлись на рынке рекрутинга. Рекрутеры-фрилансеры и работодатели активно ищут пути сотрудничества.
Нынешнее положение на рынке труда, по словам Оксаны Лях, координатора портала cv-job.kiev.ua, можно охарактеризовать словами «второе пришествие «одиночек». Число фрилансеров всех мастей и профессий увеличилось в разы, так как многие из попавших под сокращение сотрудников были вынуждены вспомнить о самозанятости.
Не удалось избежать конкуренции с «одиночками» и на рынке услуг по подбору персонала. И хотя этот факт печалит представителей рекрутинговых агентств, доходы которых с началом кризиса и так сократились как минимум вдвое, такое сотрудничество может быть достаточно выгодным для заказчиков. Если, конечно, соблюдать меры предосторожности.
Игра без правил
«Мне неоднократно приходилось сотрудничать со свободными рекрутерами. В некоторых случаях наша работа была очень продуктивной. Они быстро находили требуемого человека. Но были и промахи: результат оказывался нулевым, — отметила Светлана Долобина, директор по персоналу ЗАО «Юна» (производство и продажа обуви, штат — ок. 150 чел.). — Но не всегда стоит грешить на квалификацию фрилансера. Справедливости ради надо отметить, что точно такое положение дел было и при работе с агентствами».
Призывы опасаться «черных рекрутеров» не всегда имеют под собой реальные основания. Чаще такие фразы используют представители агентств, желающие отстроиться от конкурентов. Ведь у фрилансеров есть одно неоспоримое достоинство — более низкая цена их услуг.
Еще одним плюсом сотрудничества с независимыми рекрутерами является то, что они практически никогда не требуют предоплаты, особенно в начале сотрудничества с компанией. Впрочем, менеджерам по персоналу и руководителям все же нужно быть начеку. Нередко даже довольно долгий срок сотрудничества не дает гарантии того, что в следующий раз заказ будет выполнен так же быстро и качественно. «Меняются жизненные обстоятельства, у человека могут возникнуть проблемы или просто иметь место депрессивная фаза. Поэтому я бы посоветовал ориентироваться не столько на прошлый успешный опыт сотрудничества, сколько на сегодняшнюю ситуацию. К тому же нередко поиск подходящего кандидата — вопрос везения, а не прилагаемых усилий», — рассказал Виктор Сапсир, независимый HR-консультант.
Стоит учитывать и тот факт, что рекрутеры-фрилансеры больше подвержены эмоциональному выгоранию, так как ответственность за исход работы полностью лежит на них, нет «подстраховки» даже в виде небольшого оклада и нет возможности избавиться от негативных эмоций, разделив свои чувства с коллегами.
Поэтому, прежде чем привлечь к работе фрилансера, стоит обсудить, интересен ли для него такой заказ, насколько он кажется выполнимым и какие сложности он видит при работе над заявкой. Правильно сориентироваться можно по реакции и ответам на эти вопросы. Неопытный новичок может даже не предполагать, какие проблемы возникнут, опытный, но «уставший» — перечислит их слишком много. Если со вздохом скажет «давайте попробуем», — лучше сразу отказаться от идеи сотрудничества с ним.
Дополнительным преимуществом будет узкая специализация независимого консультанта — тогда отсутствие обширной базы кандидатов может полностью компенсироваться его знанием рынка и профессиональной среды, наличием знакомств и возможностей получить неформальные рекомендации.
День сороконожки
В каких же случаях имеет смысл обращаться к независимым рекрутерам? Во-первых, по мнению г-на Сапсира, если «есть ограничение в средствах, но нет жестких ограничений по срокам». Во-вторых, если речь идет о подборе профессионалов узкой специализации либо переманивании сотрудников из конкурирующих компаний.
В первом случае экономия средств заказчика особенно ощутима, ведь за подобную услугу агентства берут от 25 до 40% годового фонда заработной платы специалиста, в то время как фрилансеры могут довольствоваться значительно меньшей суммой. Во втором — необходима буквально филигранная работа по поиску редкого специалиста, иногда требующая сочетания всех возможных методов, с чем гораздо лучше справляются независимые консультанты.
Нецелесообразно привлекать фрилансеров к поиску топ-менеджеров, которые обычно не доверяют «одиночкам», побаиваясь провокации со стороны родной компании, и отказываются от встречи в кафе, чтобы «обсудить одно интересное предложение». Не стоит привлекать «одиночек» и к поиску секретарей, рядовых бухгалтеров, словом, тех специалистов, чей опыт может быть не самым важным критерием отбора. Также «рекрутинг-на-коленке» не предполагает возможности одновременного поиска большого количества сотрудников.
Ведь для того чтобы выбрать кандидата, ориентируясь на его потенциал, личностные качества и даже внешние данные, необходимо провести немало собеседований, что просто нереально сделать в условиях отсутствия офиса.
|