ИНСАЙТЫ | Создание команды 22 августа 2011 г.

Давайте познакомимся

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№27-28, 2011)

За день-два создать сплоченную команду из людей, которые мало знают друг друга, редко общаются и даже не работают вместе — непростая задача.

Работа над проектом одного уникального в своем роде архитектурного сооружения требовала четкой координации действий всех участников, которые были включены в состав рабочих групп, представляющих несколько различных организаций. Но отношения между ними не складывались. Дни проходили в постоянных стычках, взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализме. И тогда руководство ответственной компании приняло неожиданно смелое, в условиях временного цейтнота, решение — искусственно создать представителям рабочих групп условия, при которых они прекратили бы свои мелочные распри и объединили усилия. Для этого была выбрана соответствующая программа и проведен двухдневный тренинг командообразования. По словам руководителя проектной группы Николая Кузьменко, «эта инициатива имела позитивный эффект, и отношения между сотрудниками, вынужденными работать вместе, стали гораздо лучше».

В другом случае попытки руководства холдинговой компании «влить» в штат своих давних аутсорсеров-айтишников с помощью командообразующих мероприятий окончились полным провалом. «Разница в мировосприятии, в манере общения, в поведении стала еще заметнее. Ребята держались особняком, игнорировали распоряжения тренеров и этим вызывали раздражение остальных сотрудников», — рассказала Зоряна Стемеш, директор по персоналу крупного торгово-промышленного холдинга (штат — ок. 2000 чел.). Почему результаты командообразующих мероприятий оказались такими разными? Что помогло, а что помешало получить нужный результат?

Вместе — весело

Несвоевременно выполненные партнерами обязательства и конфликтные ситуации между теми, кто должен быть задействован в совместной работе, — нередко являются причинами, по которым терпят крах потенциально успешные и выгодные проекты. «Если между собой ссорятся сотрудники одного предприятия — это можно решить с помощью директивного вмешательства. Если конфликты возникают при взаимодействии представителей различных компаний — моментально включаются механизмы «свой — чужой», и конструктивного исхода такой ситуации ожидать бесполезно. Поэтому, для профилактики подобных проблем, заинтересованные в бесконфликтном сотрудничестве стороны проводят такие мероприятия, как тренинги командообразования с партнерами», — рассказал Олег Сафонов, HR-консультант.

Однако подобный формат тренингов имеет свои отличия и особенности, которые важно учитывать при планировании этого мероприятия. «Еще до начала тренинга стоит заняться формированием команд, дабы собрать в одну команду людей схожих по роду занятий или подходящих друг другу по другим критериям, — говорит Роман Добровольский, исполнительный директор ЗАО «Леатер» (продажа, инсталляция, сервисное обслуживание аудиовизуальной техники, штат — 200 чел.). — Часто, формируя списки приглашенных, первоочередным критерием для большинства организаторов является участие в тренинге определенной компании-партнера и заранее запланированное общее число участников. И только на втором плане — непосредственно люди, представляющие эту компанию. В итоге, имея на тренинге микс из инженеров, менеджеров по продажам, директоров и других сотрудников-партнеров, очень сложно или же практически невозможно сделать так, чтобы всем было интересно». И тогда может оказаться, что люди с «разных планет» не смогут найти ничего общего и еще больше отдалятся друг от друга. Не менее важно учитывать и не допускать пересечения интересов, если партнеры являются конкурирующими организациями. «Это относится и к приглашенным со стороны выступающим — допустим, представителям фирм-производителей», — считает г-н Добровольский.

Что касается формата такого мероприятия, то оно должно зависеть от целей, которые ставит перед собой компания-организатор. Если первоочередной целью является повышение уровня лояльности партнеров, создание отношений более близких и «дружеских», чем просто формализованные отношения между бизнес-партнерами, наиболее уместен развлекательный формат меро­приятия. На таком тренинге максимум времени отводится на неформальное общение, командные занятия, «игры», на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к бизнесу компании.

Безошибочный подход

О том, насколько небезопасны оказываются тренинги командообразования с элементами экстрима, хорошо знают врачи-травматологи. Но если травмированный сотрудник, скорее всего, простит родную компанию, то приглашенный партнер едва ли…

Именно по этой причине Леонид Чермис, руководитель проектов WST-Сonsulting (кадровый консалтинг, штат — 15 чел.), советует особое внимание уделять физической и психологической безопасности тренинга. «Не стоит давать особенно сложные и рисковые задания. Лучше ориентироваться на программы, оставляющие достаточно времени для знакомства и комфортного общения. Людям нужно дать возможность сообщить о себе, вызвать симпатию. А для этого очень важна ювелирная работа тренера, который должен очень умело отслеживать групповую динамику и направлять ее в нужное русло. При этом не давая «отсиживаться» скромнягам и не позволяя демонстративным личностям привлекать к себе излишнее внимание», — утверждает г-н Чермис.

Однако в погоне за ощутимым эффектом от тренинга очень легко забыть о том, что «больше» далеко не всегда означает «лучше». «Многие пытаются охватить одним тренингом максимально много — и обучить, и развлечь, и в командах поработать. К сожалению, в большинстве случаев эффективность от этого падает, так как человек, настроившийся на отдых, работать эффективно не сможет. Всегда лучше разделять мероприятия на рабочие и развлекательные», — считает Роман Добровольский.

Еще одной распространенной ошибкой при проведении партнерских тренингов является привнесение компонента соревновательности. Особенно, когда команды формируются в зависимости от принадлежности сотрудников к той или иной компании. И, разумеется, в результате азарт состязаний еще больше укрепляет связи внутри своей команды, но не способствует налаживанию дружеских отношений с «чужаками».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Зарабатывайте столько, сколько вы стоитеЗарабатывайте столько, сколько вы стоите
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом
Выбери себя!Выбери себя!

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)