ИНСАЙТЫ | Создание команды 22 августа 2011 г.

Давайте познакомимся

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№27-28, 2011)

За день-два создать сплоченную команду из людей, которые мало знают друг друга, редко общаются и даже не работают вместе — непростая задача.

Работа над проектом одного уникального в своем роде архитектурного сооружения требовала четкой координации действий всех участников, которые были включены в состав рабочих групп, представляющих несколько различных организаций. Но отношения между ними не складывались. Дни проходили в постоянных стычках, взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализме. И тогда руководство ответственной компании приняло неожиданно смелое, в условиях временного цейтнота, решение — искусственно создать представителям рабочих групп условия, при которых они прекратили бы свои мелочные распри и объединили усилия. Для этого была выбрана соответствующая программа и проведен двухдневный тренинг командообразования. По словам руководителя проектной группы Николая Кузьменко, «эта инициатива имела позитивный эффект, и отношения между сотрудниками, вынужденными работать вместе, стали гораздо лучше».

В другом случае попытки руководства холдинговой компании «влить» в штат своих давних аутсорсеров-айтишников с помощью командообразующих мероприятий окончились полным провалом. «Разница в мировосприятии, в манере общения, в поведении стала еще заметнее. Ребята держались особняком, игнорировали распоряжения тренеров и этим вызывали раздражение остальных сотрудников», — рассказала Зоряна Стемеш, директор по персоналу крупного торгово-промышленного холдинга (штат — ок. 2000 чел.). Почему результаты командообразующих мероприятий оказались такими разными? Что помогло, а что помешало получить нужный результат?

Вместе — весело

Несвоевременно выполненные партнерами обязательства и конфликтные ситуации между теми, кто должен быть задействован в совместной работе, — нередко являются причинами, по которым терпят крах потенциально успешные и выгодные проекты. «Если между собой ссорятся сотрудники одного предприятия — это можно решить с помощью директивного вмешательства. Если конфликты возникают при взаимодействии представителей различных компаний — моментально включаются механизмы «свой — чужой», и конструктивного исхода такой ситуации ожидать бесполезно. Поэтому, для профилактики подобных проблем, заинтересованные в бесконфликтном сотрудничестве стороны проводят такие мероприятия, как тренинги командообразования с партнерами», — рассказал Олег Сафонов, HR-консультант.

Однако подобный формат тренингов имеет свои отличия и особенности, которые важно учитывать при планировании этого мероприятия. «Еще до начала тренинга стоит заняться формированием команд, дабы собрать в одну команду людей схожих по роду занятий или подходящих друг другу по другим критериям, — говорит Роман Добровольский, исполнительный директор ЗАО «Леатер» (продажа, инсталляция, сервисное обслуживание аудиовизуальной техники, штат — 200 чел.). — Часто, формируя списки приглашенных, первоочередным критерием для большинства организаторов является участие в тренинге определенной компании-партнера и заранее запланированное общее число участников. И только на втором плане — непосредственно люди, представляющие эту компанию. В итоге, имея на тренинге микс из инженеров, менеджеров по продажам, директоров и других сотрудников-партнеров, очень сложно или же практически невозможно сделать так, чтобы всем было интересно». И тогда может оказаться, что люди с «разных планет» не смогут найти ничего общего и еще больше отдалятся друг от друга. Не менее важно учитывать и не допускать пересечения интересов, если партнеры являются конкурирующими организациями. «Это относится и к приглашенным со стороны выступающим — допустим, представителям фирм-производителей», — считает г-н Добровольский.

Что касается формата такого мероприятия, то оно должно зависеть от целей, которые ставит перед собой компания-организатор. Если первоочередной целью является повышение уровня лояльности партнеров, создание отношений более близких и «дружеских», чем просто формализованные отношения между бизнес-партнерами, наиболее уместен развлекательный формат меро­приятия. На таком тренинге максимум времени отводится на неформальное общение, командные занятия, «игры», на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к бизнесу компании.

Безошибочный подход

О том, насколько небезопасны оказываются тренинги командообразования с элементами экстрима, хорошо знают врачи-травматологи. Но если травмированный сотрудник, скорее всего, простит родную компанию, то приглашенный партнер едва ли…

Именно по этой причине Леонид Чермис, руководитель проектов WST-Сonsulting (кадровый консалтинг, штат — 15 чел.), советует особое внимание уделять физической и психологической безопасности тренинга. «Не стоит давать особенно сложные и рисковые задания. Лучше ориентироваться на программы, оставляющие достаточно времени для знакомства и комфортного общения. Людям нужно дать возможность сообщить о себе, вызвать симпатию. А для этого очень важна ювелирная работа тренера, который должен очень умело отслеживать групповую динамику и направлять ее в нужное русло. При этом не давая «отсиживаться» скромнягам и не позволяя демонстративным личностям привлекать к себе излишнее внимание», — утверждает г-н Чермис.

Однако в погоне за ощутимым эффектом от тренинга очень легко забыть о том, что «больше» далеко не всегда означает «лучше». «Многие пытаются охватить одним тренингом максимально много — и обучить, и развлечь, и в командах поработать. К сожалению, в большинстве случаев эффективность от этого падает, так как человек, настроившийся на отдых, работать эффективно не сможет. Всегда лучше разделять мероприятия на рабочие и развлекательные», — считает Роман Добровольский.

Еще одной распространенной ошибкой при проведении партнерских тренингов является привнесение компонента соревновательности. Особенно, когда команды формируются в зависимости от принадлежности сотрудников к той или иной компании. И, разумеется, в результате азарт состязаний еще больше укрепляет связи внутри своей команды, но не способствует налаживанию дружеских отношений с «чужаками».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Доведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектовДоведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов
Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовцаБояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца
Управляй своей мечтой. Как реализовать любой замысел, проект, планУправляй своей мечтой. Как реализовать любой замысел, проект, план

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)