ИНСАЙТЫ | CFO 27 августа 2007 г.

Деньгоуправитель

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№30, июль-август, 2007)

И вот наступил тот день, когда в компании появился финансовый директор. Отныне владельцу придется смириться с тем, что его кошелек будет жить собственной жизнью.

Часто и, надо сказать, вполне обоснованно финансовый директор считается вторым лицом в компании. Да и как может быть иначе? Ведь CFO (Chief Financial Officer) знает все о текущем состоянии дел предприятия и его перспективах. Он — незаменимый участник процесса разработки и принятия стратегических решений. От него зависит, будут ли все эти далеко идущие планы материально обеспечены или так навсегда и останутся в умах и памяти топ-менеджмента как несбыточные прожекты.

Схема соответствия

По древней легенде, немецкие купцы ради сохранности своих доходов вешали сумки с талерами на шею сопровождавшим их днем и ночью собакам — ротвейлерам. Хранители и распорядители финансов нынешних предприятий должны обладать не меньшей выдержкой, стальными нервами и отменной хваткой. В число личных качеств, которыми обязательно должен обладать финансовый директор, Ирина Мазюкова, специалист по подбору персонала рекрутинговой компании «Персонал-Сервис» (штат — н/д) включает также аналитическое мышление, умение прогнозировать, способность обрабатывать большие массивы информации и выделять главное.

Эти качества, наряду с ответственностью, порядочностью и умением работать в команде, указываются в требованиях к 90% вакансий. Однако подспудно каждый работодатель понимает: финансовый директор должен всего лишь обладать настоящим топовским характером. Быть деятельным, решительным и порой даже жестким. Ведь ему предстоит на передовой отстаивать интересы собственника.

Но не только выдающиеся способности делают профессионала профессионалом. Только сочетание врожденных качеств и приобретенных знаний и навыков позволят состояться топ-менеджеру. «К сожалению, у нас нет вузов, которые обучали бы финансовому управлению», — сетует Ольга Самохина, директор по персоналу донецкой компании «Рост-СК» (строительство, штат — 180 чел.). — Студентов могут научить проводить анализ деятельности компании, но не дают понимания того, как добиваться результатов и что нужно делать, чтобы бизнес был эффективным. Им только предстоит научиться тому, как уменьшить себестоимость продукции, понять, где существуют «черные дыры» в производственном цикле предприятия, где обычно теряются и где находятся деньги».

Поэтому очень важно иметь дополнительное образование в области финансов. Таким образованием может стать МВА, участие в программах и международная сертификация CIMA (предпочтительнее) или ACCA. Что, по мнению Константина Невядомского, директора, руководителя отдела консультационных услуг по ведению бизнеса компании «Эрнст энд Янг» (аудиторские и консультационные услуги, штат — 400 чел.), свидетельствует о достаточно глубоком понимании области и об активной жизненной позиции.

В целом же в иностранных и отечественных компаниях требования к CFO различны. В зарубежных фирмах важнейшими требованиями являются отличное владение иностранным языком и знание финансовых инструментов. Компании, работающие на внутренний рынок, не требуют от финансового директора знаний иностранного языка и международных стандартов отчетности. Большее значение будут иметь уровень стратегического мышления кандидата, его знание налогового и финансового законодательства и управленческие навыки. Именно поэтому в отечественных компаниях нередки случаи, когда предпочитают опыт «переквалифицировавшегося» в CFO главного бухгалтера.

Пламенный мотор

«Для финансового директора менее важны узкоспециализированные знания, например, знание проводок наизусть. Они отступают на второй план перед первоочередными заданиями — руководить, контролировать, находить креативные решения, искать компромиссы, быть лидером», — считает Константин Невядомский.

Таким образом, основными функциями финансового директора становятся стратегическое планирование, бюджетный и управленческий контроль, контроль затрат и составление отчетности, финансовый анализ, оптимизация налогообложения, решение вопросов, связанных с привлечением инвестиций и получением кредитов, оценка инвестиционных проектов и подготовка бизнес-планов, мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, информационное обеспечение руководителей и специалистов компании.

«Нередко владельцы компании ждут от финансового директора, в первую очередь, построения схемы прозрачного и понятного управленческого учета», — отмечает Виталий Михайлов, директор украинского представительства рекрутинговой компании WORLD STAFF (штат — 25 чел.). «При этом революционный пыл нового финансового директора может стать проблемой для компании, в которой уже имеются определенные наработки и стандарты, внедренные предшественником, — добавляет Тамара Гнатюк, директор по развитию и кадрам группы компаний «Украинский строительный альянс» (строительство, инвестиции, девелопмент, штат — 200 чел.). — К сожалению, присущее большинству финансовых топ-менеджеров желание «разрушить до основанья», а затем по-новому выстраивать систему управленческого учета с нуля, — далеко не всегда целесообразно».

Кому он нужен?

Собственники компании, которая впервые приглашает к себе в штат финансового директора, могут испытать неприятные эмоции, связанные с невидимыми ранее финансовыми проблемами.

К «новому начальству» ревниво относится главный бухгалтер. Согласно отечественному законодательству, главбух номинально должен подчиняться непосредственно генеральному директору. Однако при наличии финансового директора главный бухгалтер вынужден согласовывать с ним все свои действия. Усугубляет ситуацию проблема с «правом подписи». Традиционно вторую, после генерального директора, подпись ставит главный бухгалтер, он же отвечает перед законом. Финансовый директор часто вовсе не имеет права подписи и юридически не несет никакой ответственности. И тогда — уже CFO должен идти к главбуху и просить подписать документ. Ситуации, когда главбух стоит «насмерть», нередко не дают найти компромисс между требованиями законодательства и потребностями бизнеса, которые отстаивает финдиректор. Поэтому задача директора и HR-менеджера — развести функциональные обязанности финдиректора и бухгалтера и выстроить грамотно линейные связи в «финансовом» треугольнике директор — CFO — главбух.

По данным рекрутинговых агентств, спрос на финансовых директоров примерно на 20% превышает спрос на топ-менеджеров других категорий. В чем же дело? Зачем нужен этот высокопоставленный раздражитель? «Потребность в финансовом директоре возникает, когда предприятие начинает заниматься разноплановой деятельностью, регистрируются или приобретаются различные юридические лица, и рост благосостояния компании требует профессионального управления финансовыми потоками», — рассказывает Виталий Михайлов.

Независимо от того, будет ли финансист носить громкое имя финансового директора или просто называться «финансовым менеджером», по мнению Кирилла Ганина, финансового директора ЗАО «Литер» (аудиовизуальная техника, штат — 70 чел.), он нужен в компании, годовой оборот которой превышает $1 млн. В том случае, если предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью, активно привлекает кредиты, проводит вексельные операции и взаимозачеты с клиентами, — потребность в финансистах возникает значительно раньше. Не обойтись без продвинутого топ-финансиста и тем предприятиям, которые замыслили выход на международные биржи или привлечение иностранного капитала иным способом.

Трудности найма

«Найти профессионала легче, чем найти соратника, человека, которому можно всецело доверять. Надежность финансового директора для нас важнее, чем его сертификат» — считает Ольга Самохина. И действительно, подбор финансового директора — дело кропотливое, сложное и трудоемкое. Ведь цена ошибки может быть очень высока.

«Цена» же самих CFO, по мнению наших экспертов, составляет в среднем от 2000 до 5000 у.е. в месяц. Компании нередко балуют топов и дополнительными благами — медицинской страховкой, служебным авто и даже опционами. В некоторых случаях зарплаты высокопоставленных финансистов могут достигать $10-15 тыс.

Тем не менее и рекрутеры, и эйчары единодушны в следующем — на рынке труда существует проблема профессионалов высокого класса. «Уровень и опыт кандидатов не всегда соответствуют уровню зарплат, на который претендуют соискатели, а реальные достижения могут быть значительно приукрашены», — рассказывает Тамара Гнатюк. Пользуясь высоким интеллектуальным уровнем и навыками самопрезентации, претендент на высокооплачиваемую позицию способен часами рассказывать о своих свершениях, в то время как на самом деле такой человек преуспел лишь в одном — превосходном умении создать видимость бурной деятельности.

Еще одной характерной проблемой, с которой приходится сталкиваться при поиске финансовых директоров, является весьма смутное представление собственников о роли финансового директора. Даже понимание того, какие задачи должен выполнять финансовый директор, не всегда совпадает с осознанием того, какими полномочиями его необходимо наделить. Не говоря уж о степени ответственности и самостоятельности в принятии решений. Тогда и руководство, и специалисты по персоналу начинают придавать слишком большое значение формальным «признакам»: престижному образованию, сертификатам, регалиям и сходности решаемых в прошлом задач.

КАК ОТЛИЧИТЬ ПОДДЕЛКУ

  • Попытаться «по своим источникам» узнать о реальном состоянии дел в компании, где работал кандидат. Успехи компании — лучший критерий профессионализма топ-менеджера.
  • Обращение с деньгами требует аккуратности. Рассеянность, «непричесанные мысли» и несобранность для финансиста — недопустимы.
  • Использование кейсов (заданий, моделирующих бизнес-задачу) даст возможность проанализировать профессиональную осведомленность претендента, его стиль мышления, аналитические способности, умение быстро воспринимать информацию и выделять главное.
  • Учитывая важность позиции, желательно лично пообщаться с рекомендодателями претендента. Ни телефонное, ни, тем более, письменное наведение справок не даст нужных результатов.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Послать все на ... или Парадоксальный путь к успеху и процветаниюПослать все на ... или Парадоксальный путь к успеху и процветанию
Восемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучшеВосемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучше
От сильных идей к великим делам. 21 мастер-класс по превращению планов в достиженияОт сильных идей к великим делам. 21 мастер-класс по превращению планов в достижения

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)