ИНСАЙТЫ | «Непокорные» работники 17 июня 2009 г.

Не по правилам

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№23, июнь 2009)

На самые смелые идеи и наиболее нестандартные решения способны лишь те, кто предпочитает возражать, а не соглашаться.

Немало «открытий чудных» мир увидел благодаря «непослушанию» сотрудников, настоявших на внедрении своих изобретений. К примеру, упрямству Арта Фрая мы обязаны появлением веселеньких разноцветных стикеров, а компании 3М — дополнительным источником доходов. Британец Рон Гамильтон ради своего изобретения — одноразовых линз — был вынужден распрощаться с родной фирмой Cooper. О чем через пару лет там явно пожалели. Эту технологию у изобретателя выкупила компания Baush & Lomb за приличные деньги. Ну а что говорить о незначительных с виду усовершенствованиях, позволяющих предприятиям снижать затраты и увеличивать производительность!

В общем, исполнители нынче не в моде. Для успешного развития компании ее сотрудникам уже недостаточно просто выполнять свои функции. Нужны новые подходы и пересмотр старых, устоявшихся моделей работы с целью оптимизации и экономии ресурсов. Поэтому поиску сотрудников, способных понимать ход мыслей руководства, высказывать конструктивную критику и вносить рационализаторские предложения, на сегодняшний день — особое внимание. Почетной обязанностью критиковать наделяется не только руководитель, а все без исключения работники, невзирая на выслугу лет и достижения.

Бросать вызов всему устоявшемуся традиционно было прерогативой менеджеров-новаторов, которых приглашали при необходимости «встряхнуть» компанию, увязающую в болоте беспросветной стагнации. Большинство подобных проектов провалились, а об успешных исключениях (наподобие набивших оскомину историй второго рождения компаний Ford, General Electric, Gillette) слагали легенды. Неудачи чаще всего связывались со злонамеренностью коллег, не желающих менять стиль работы. Хотя на самом деле, по мнению бизнес-тренера Сергея Крахта, к закономерным провалам приводило незнание выпускниками элитных бизнес-школ специфики производственных процессов на операционном уровне. Сейчас, когда встряхнуться заставляет сама жизнь, мало кто может позволить себе роскошь совершать подобные ошибки.

Бойся омута стоячего

Современные предприятия делают ставку на простых трудяг-рационализаторов. «Иници­ативность сотрудников сейчас нужна как никогда — бизнесу жизненно необходимо быть гибким и чутко реагировать на изменения. Зачастую рядовые сотрудники, непосредственно задействованные в определенном процессе, способны лучше увидеть его недостатки и предложить варианты их устранения», — сообщил Максим Муровайко, мене­джер по связям с общественностью портала rabota.ua.

Об одном из таких случаев поведал Антон Доприков, заместитель директора ООО «Иста-буд» (строительство, штат — 70 чел.): «Недавно мы выполняли заказ по строительству торгово-развлекательного комплекса. Планировали использовать традиционные материалы, несмотря на нестандартность конструкции здания. Но один из наших инженеров посчитал, что при такой конструкции обычная теплоизоляция не годится. Он обратился в лабораторию НИИ, вместе с их сотрудниками протестировал множество образцов и выбрал достаточно недорогую продукцию отечественного производителя, которая в данном случае по своим характеристикам была более предпочтительна, чем материалы известных брендов».

Нередко под маской обладателя такого ценного качества как способность к критическому мышлению, скрывается злобный брюзга. Он раздражает мелочными, придирчивыми, необъективными высказываниями и становится сущим наказанием для окружающих.

Истоки подобного поведения, по мнению г-на Муровайко, кроются в психологической плоскости — человек, способный на конструктивные предложения, не будет самоутверждаться за счет других.

Однако нейтрализовать критикана можно, обеспечив выполнение определенных правил, регламентирующих форму и количество замечаний. Именно так поступили в компании WST-Consulting (кадровый консалтинг, рекрутинг): ни слова критики без конструктивного предложения. В противном случае — на доске с фотографиями сотрудников компании возле портрета нарушителя наклеивается стикер, выполняющий роль красной карточки. Такая наглядная оценка коллег заставляет задуматься даже самого несносного любителя беспочвенных обвинений.

Если этих мер недостаточно, появившемуся в группе «скептику» обычно предлагают либо оставить свой скепсис при себе, либо покинуть компанию. Но, разумеется, гораздо проще заниматься профилактикой подобных сложностей.

На этапе выбора сотрудников для компании отличить проблемных от «непокорных», но очень полезных специалистов, можно в ходе интервью. Чаще всего именно в беседе удается выяснить, что стоит за желанием обращать внимание на чужие недостатки — умение видеть и предлагать способы их устранения или потребность доказывать всему миру свою значимость.

Инициатива не наказуема

Способность критически оценивать явления и события, по мнению Сергея Крахта, впервые проявляется в юности, а впоследствии почти не развивается. «Это качество базируется на трех китах: высоком интеллекте, уверенности в себе и системности, организованности мышления. Первые два компонента формируются в раннем детстве и в значительной степени генетически обусловлены. Третий появляется во время учебы в школе и ВУЗе», — говорит эксперт. Таким образом, с другой стороны, существует категория людей, в которых никакими ухищрениями не вдохнешь инициативность и креативность.

Однако те, кто недостаточно уверен в себе, хотя и обладает необходимыми предпосылками для развития аналитического и творческого потенциала, при благоприятных обстоятельствах могут продемонстрировать свои способности. В этом случае задача руководителя — обеспечить такую возможность. «Мало повесить на стенку ящик для рационализаторских предложений. Нужно мотивировать людей выступать против привычных, но устаревших методов и процедур. Когда я сорок лет назад начинал на производстве, декларировалось, что будут поощряться любые предложения, позволявшие оптимизировать технологический процесс. Но обычно это происходило только на словах, что сильно разочаровывало работников, — рассказал Алексей Вовкун, технический директор ООО «Бриста» (производство мебели, штат 77 чел.). — Сейчас мы стараемся поддерживать подобные инициативы. Вплоть до того, что совместными усилиями консультантов и наших специалистов разработали тренинг, стимулирующий людей по-новому смотреть на привычную работу. Благодаря этому удалось обнаружить целый ряд неэффективных и ненужных элементов производственного процесса и значительно оптимизировать его».

Тем не менее сама по себе способность к критическому осмыслению не плодотворна. «В идеале нужно, чтобы творческая жилка и способность к критическому мышлению сочетались. Тогда критичность не дает творчеству отрываться от земли, а выступает необходимым тормозом, который позволяет остановиться и посмотреть, куда мчимся. В то же время критика без творчества — не приводит ни к чему интересному», — считает Максим Муровайко.

Способность к мышлению, позволяющему предлагать новое видение ситуации и одновременно находить множество решений проблемы не так часто встречается в наши дни — об этом стоит помнить директорам компаний.

Управлять неуправляемыми

Еще одна проблема руководителя, готового прислушиваться к критическим замечаниям подчиненных, — как управлять коллективом не признающих авторитетов «умников» и «умниц». По мнению Сергея Крахта, формировать рабочие группы из одних только «критиков» — бесперспективно. «Чтобы проект был жизнеспособен, в нем нужно задействовать людей с различными склонностями, в том числе и к беспрекословному подчинению», — уверен собеседник «ВД» (подробнее о принципах формирования команд см. «Ролевые игры», «ВД», №39, 2008 г.).

Сотрудничество с «непокорными» работниками может быть плодотворным, уверена Валентина Шабалина, организационный психолог, только в случае демократического стиля управления. «Если в команде нет духа сотрудничества и взаимопонимания, ее работа не будет эффективной», — утверждает она.

«С такими людьми нужно выстраивать особые отношения», — считает Алексей Вовкун. — При этом очень важно придерживаться требований дисциплины и соблюдения менеджером разумной дистанции в отношениях с подчиненными». Впрочем не стоит забывать и о преференциях: периодически освобождать «критиков» от текучки, привлекая к разработке планов оптимизации, предоставлять возможность экспериментировать.

Главное — руководитель должен быть готов к изменениям на всех этапах их внедрения. Лишь тогда экономический эффект от инициативы «снизу» будет ощутим.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивностиРаботай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности
Вы можете больше. Как находить работу и строить карьеруВы можете больше. Как находить работу и строить карьеру
Сила других. Окружение определяет насСила других. Окружение определяет нас

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)