<< Оглавление
Предисловие У. Эдвардса Деминга
Западному стилю менеджмента в промышленности, образовании, администрации предстоят очистительные преобразования. Существующая система менеджмента нивелировала индивидуальность и, следовательно, препятствовала нововведениям, использованию достижений науки, получению радости от обучения, узнавания и работы. Надо восстановить достоинство и самоуважение индивидуальности в производственных отношениях. Этого можно добиться только преобразованием ныне практикуемого стиля менеджмента.
Преобладающие в настоящее время разрушительные силы начинают проявляться с самых первых лет жизни человека — оценки и баллы от школы до университета, награды в школьных спортивных соревнованиях, системы зачетов, разрядов, ежегодных аттестаций на работе, плата по результатам труда, рабочие стандарты, управление по целям, управление по результатам. Эти разрушительные силы надо заменить лидерством.
Лидерство требует осознания и уважения различия между людьми. Необходимо адаптировать различные индивидуальности для оптимизации работы в группах.
Преобладающий ныне стиль менеджмента — не порождение чьей-то злой воли. Он сформировался мало-помалу как поведенческая реакция, неподходящая ни для какой среды и в особенности непригодная для нашего мира, в котором все и вся тесно взаимосвязано.
Цена этого наиболее распространенного типа менеджмента — неспособность обеспечить качество, утрата конкурентных позиций и разрушение индивидуальности.
Необходимо изучить и начать использовать на практике Систему Глубоких Знаний.
Система Глубоких Знаний состоит из 4-х частей:
- Знания о системах;
- Основы знаний о вариациях, некоторые знания об изменчивости;
- Основы теории знаний;
- Основы психологии.
Различные части Системы Глубоких Знаний нельзя разделить. Они взаимосвязаны. Так, например, знания о психологии неполны без знаний об изменчивости. Если психолог понимает важность изменчивости, он даже не станет участвовать в беспрерывных улучшениях методик классификации и ранжирования людей по их деловым и профессиональным качествам.
Теория знаний поможет нам понять, что менеджмент в любой форме есть предсказание; баллы, оценки, даваемые в школе, — предсказание будущей способности к работе, аттестация персонала — тоже предсказание.
Статистическая теория может играть жизненно важную роль в оптимизации системы. Статистическая теория полезна для понимания различия между людьми и взаимодействия между людьми и системой, в которой они работают или обучаются.
Система представляет собой совокупность (последовательность) функций или процедур (далее компонентов), которые действуют вместе в направлении к цели организации. Следовательно, практически в любой системе будет иметь место взаимозависимость ее компонентов.
Отсюда ясно, что цель системы должна быть установлена менеджментом. Без цели нет системы. Для всех компонентов системы необходимо лидерство.
Деятельность любого компонента системы должна оцениваться его вкладом в достижение целей системы, а не индивидуальным производством или прибылью, или какой-либо другой такого же рода оценкой его конкурентоспособности.
Самые лучшие условия и напряженная работа недостаточны, так же как и новые машины, приспособления, компьютеры, автоматизация. Можно сказать, что мы сами себя разрушали, прилагая самые усердные усилия с самыми лучшими намерениями, но без приложения теории менеджмента с целью оптимизации системы. Для знаний замены нет.
Необходимые изменения — это преобразования, изменения состояния, метаморфозы. Они должны восстановить индивидуальность, упразднить оценки и градации на всех уровнях — от школ до университетов, ежегодные аттестации персонала на рабочих местах, управление по целям, количественные нормы производства, требования вроде того, что рабочие должны трудиться 57 минут в течение каждого часа, премии, ежемесячные или ежеквартальные отчеты о достижении целей, конкуренцию между сотрудниками и отделами и другие формы субоптимизации. Лидерство предназначено заменить эту пагубную практику и восстановить индивидуальность.
Преобразование должно возглавляться высшим руководством. Преобразование — не тушение пожаров, не решение конкретных проблем, так же как и не косметические улучшения.
Книга Генри Нива объясняет, почему распространенная сейчас система менеджмента привела нас к упадку. Она анализирует сущность преобразований, которые должны обеспечить выживание при лидирующей роли высшего руководства. Мне доставляет большое удовольствие видеть настоящую книгу, и я с удовлетворением хочу выразить самую высокую оценку усилиям д-ра Нива.
Вашингтон, Д.С. Февраль 27. 1990 г.
Продолжение >>
|