Эликсир вечности
Автор: Ксения Бородаченко
Источник: "БИЗНЕС" (№50, 2011)
Признанного эксперта в области глобальной конкуренции, стратегического мышления и управления отношениями с клиентами Джагдиша Н. Шета (Jagdish N. Sheth), пожалуй, можно назвать Алленом Карром делового мира (известный борец против курения. — Ред.).
Если последний рассматривал только вредные человеческие привычки (курение, алкогольная зависимость) и предлагал действенные методы по избавлению от них, то г-н Шет определил семь "смертных грехов" для успешных компаний, симптомы и методы их "лечения".
Дело в том, что они нередко способны привести к фактической смерти фирмы (банкротству, враждебному поглощению и т.д.). "В настоящее время существуют две теории, объясняющие причины гибели компаний", — уверяет автор. Первая — это экологическая теория популяций, которая гласит, что выживают наиболее приспособленные. Вторая — так называемая "теория жизни и смерти", согласно которой любая компания (как и любой человек) проходит естественный жизненный цикл. Здесь ничего не поделаешь: смерть неизбежна, и ее приход — только вопрос времени.
"Но я убежден, что компания, в принципе, может жить вечно", — отмечает г-н Шет. По его словам, эликсир бессмертия — признание компанией своих вредных привычек и борьба с ними. Надо сказать, вышеупомянутым "недугам" подвержены преимущественно успешные компании, зачастую — те, которые в свое время вывели на рынок революционно новые товары (IBM, Xerox, Singer). Для примера возьмем зависимость от компетенции.
Не секрет, что многие потребители стараются приобрести определенный продукт у той компании, которая фокусируется на производстве именно этой категории товаров. Холодильники от производителей мобильных телефонов многие посчитают недостаточно надежными. Однако такая концентрация компании, по мнению автора, тоже может вылиться в пагубную привычку.
Деструктивные "привычки" успешных компаний
- Отрицание
- Высокомерие
- Самоуспокоенность
- Зависимость от компетенции
- Конкурентная миопия
- Территориальный импульс
- Гигантомания
|
Датская компания Lego (г.Биллунд; с 1932 г.; около 7 тыс. чел.) сначала производила деревянные игрушки, а затем стала использовать пластик. В конце 1950-х годов она представила рынку свои строительные блоки, скрепляющиеся пазами и штифтами. После этого продажа наборов взлетела до небес, а сама игрушка стала одной из популярнейших в Европе.
"Казалось, что Lego действительно разработала строительные блоки, из которых возводятся ее доходы", — признает автор. Однако с 1990-х годов у компании начались неприятности: на рынке появились имитаторы, к тому же в индустрии игрушек произошел масштабный сдвиг в сторону видео- и компьютерных игр.
Открытие тематических парков Legoland и инициатива по привлечению персонажей из книг о Гарри Поттере или из эпизодов "Звездных войн" не помогли исправить ситуацию: в 2002 г. убытки компании достигли рекордных размеров. Виной всему, по мнению автора, концентрация компании на своем единственном изобретении и нежелание меняться, когда это делали все остальные.
Что поделаешь, привычка…
|