Фильтр, который поможет вам усвоить основы бизнес-науки
Автор: Дмитрий Горин
Источник: Searchengines.ru
«Вам шашечки или ехать?», — эта старая шутка сразу приходит на ум, когда открываешь книгу «Сам себе MBA. Самообразование на 100%». Её автор Джош Кауфман утверждает: чтобы стать эффективным менеджером, вам совершенно не нужен диплом престижного университета. Каждый может постичь бизнес-науку самостоятельно. И не стоит влезать в многотысячные долги, тратить время на изучение бесполезных, устаревших и даже откровенно вредных концепций и дисциплин, чтобы получить «корочку», которая вовсе и не гарантирует высокооплачиваемой должности. Достаточно реальной работы в купе с целенаправленным изучением 30-40 учебников.
«Ты отдал 150 штук за образование, которое запросто мог получить в любой библиотеке, заплатив полтора бакса за абонемент», — эти слова главного героя фильма «Умница Уилл Хантинг» предваряют одну из подглав «Сам себе MBA». Между тем, я бы вынес эту фразу в преамбулу всей книги.
Сам автор начал задумываться о получении классического бизнес-образования, будучи менеджером в Procter & Gamble. Однако решил не тратить деньги на диплом, руководствуясь советом Энди Уолтера, первого заместителя директора компании: «Если вы потратите столько же времени и сил, сколько потребовало бы от вас получение диплома MBA, на хорошую работу и закрепление навыков, результат будет таким же».
Однако, решив заняться самообразованием, Кауфман столкнулся с другой проблемой: выбора действительно полезной литературы. Ведь каждый год в мире появляется 11 тысяч новых бизнес-книг, которые пополняют и без того многомиллионную коллекцию изданий, вышедших с начала 1900-х годов. «Я стал искать «сито», чтобы отделить рациональное зерно от плевел. И чем дольше искал, тем больше понимал, что такого «сита» не существует, — так что я решил создать его сам», — поясняет автор.
Вместо сложных теорий он предлагает простые ментальные модели, изучив которые можно понять, что такое бизнес и как это воплотить на практике. Описания эти коротки и ясны. Подчас кажется, что Кауфман лишь напоминает читателю о том, что тот и без того знает. Однако в книге «Сам себе MBA» эти знания сведены воедино, систематизированы и изложены в максимально доступной форме. Для дополнительного удобства в конце приведён алфавитный указатель ментальных моделей и бизнес-концептов автора.
В 12-ти главах, разбитых на небольшие разделы (снабжённых остроумными эпиграфами, чтение которых доставляет дополнительное удовольствие) Джош Кауфман подробно объясняет, как работает бизнес и что может его улучшить; как люди принимают решения, воплощают их в жизнь и взаимодействуют с окружающими; как работают сложные системы и что можно сделать, чтобы их исправить.
Сам автор утверждает, что его книгу вовсе не обязательно читать от корки до корки. Достаточно иногда перечитывать параграфы, которые привлекают ваше внимание, а затем постараться применять советы на практике. Нелишним будет и пролистать её перед началом нового проекта. И если вы не найдёте ответа на свой вопрос (например, по нюансам бухгалтерии или финансового анализа), возможно, пригодятся отсылки на другие — более углублённые — источники, которыми изобилует этот труд. Ведь «Сам себе MBA», напомню, это лишь фильтр, который поможет вам усвоить основы бизнес-науки.
Здесь я вспомнил о своей знакомой, которая некоторое время назад решила открыть хостел, имея в распоряжении лишь помещение в 120 кв. метров и собственный неуёмный энтузиазм. Бизнес-образования у неё не было, и большинство вещей ей пришлось постигать методом проб и ошибок. Сейчас её дело процветает, однако если бы три года назад у неё под рукой оказалась книга «Сам себе MBA», многих «шишек» и неудач можно было бы избежать.
Кому читать: тем, кто хочет открыть своё дело, но страшится неопределённости и/или отсутствия знаний; тем, кто уже начал свой бизнес, но не понимает, почему что-то идёт «не так»; тем, кто не хочет останавливаться на достигнутом и желает развиваться дальше.
Кому не читать: людям, которые не испытывают тяги к самостоятельному делу. Таким, как я.
|