РЕЦЕНЗИИ | Статья о книге 21 июня 2012 г.

Страна превосходящих правил

Автор: Петр Билян
Источник: "БИЗНЕС" (№16, 2012)

Гайдзин на службе в Mitsubishi. Японский менеджмент глазами европейца: шокирующая правда (Найал Муртаг)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Обычные, "маленькие" украинцы любят присматриваться, кто как живет, сколько зарабатывает, как у кого-то все получается и как все в той же Японии красиво. Вот бы, дескать, и нам так! Книга Найала Муртага "Гайдзин на службе в Mitsubishi" показывает, что не все так просто.

Автор в свое время попутешествовал по миру, в конце концов окончил Токийский университет и устроился в компанию Mitsubishi (г.Токио; с 1870 г.; 350 тыс.чел.), где и проработал 14 лет, до того как стал писать труды по менеджменту.

Так вот, за экономическое чудо, высокий уровень жизни японцы платят колоссальную цену. И дело даже не в деньгах и налогах. Дело в правилах, которые регламентируют поведение "маленького" японца. Причем везде — на работе, на улице и даже дома. Да-да, японец должен соблюдать правила и думать, что он представляет компанию даже дома.

Япония заслуженно считается суперсовременной модернизированной страной, только вот правила жизни, описанные г-ном Муртагом, украинскому читателю покажутся тоталитаризмом почище сталинского.

Например, вы можете себе представить, что, работая в украинской корпорации, вам придется не только раз в месяц посещать собрания, слушать нудные выступления начальства, не только заниматься производственной гимнастикой (обязательно!), но и петь корпоративный гимн. Отказываться нельзя!

Кроме того, рядовой сотрудник японской компании обязан согласовать со своим руководством маршрут движения от дома до работы и наоборот. Причем согласованному маршруту придется следовать неукоснительно!

Но это еще ерунда, а как насчет того, чтобы согласовывать с начальством, во что одеваться? В Украине начальника за такое требование пошлют подальше, да и дело с концом, а вот в Японии, оказывается, все не так. Приходить в офис следует в таком же костюме и с таким же портфелем, как и другие сотрудники твоего ранга. Отрываться от коллектива категорически недопустимо.

Если компания производит бытовую технику, как, к примеру, та же Mitsubishi, то дома вы обязаны пользоваться только этой техникой. Причем в любой уважающей себя компании есть подразделение, которое проверит (имеет право), какую именно технику вы пользуете у себя дома.

По словам автора книги, регулярные проверки — это норма. В случае выявленных отклонений "маленький" японец не просто вылетит с работы, но еще и заработает репутацию неблагодарного предателя. И трудоустроиться в дальнейшем ему будет весьма непросто.

Вдохновляет также японская картина завершения трудового дня. Оказывается, сотрудники не срываются с мест за 10 минут до конца смены, чтобы побыстрее проскочить через проходную, а остаются на рабочем месте и добровольно работают еще 30 минут. Так принято. Никто не возмущается и не требует доплаты.

Процедура увольнения — это вообще песня! Сотрудник, решивший покинуть компанию, обязан написать письма руководству и сотрудникам своего отдела и объяснить, что в компании на самом деле все прекрасно — ни условия работы, ни отношения в коллективе никоим образом не являлись причиной такого решения. Расставаться надо по-хорошему, очень вежливо и аккуратно. Так принято.

Жизненные устои рядового японца

  • Никогда не опаздывать
  • Согласовывать маршрут движения на работу
  • Носить такую же одежду, как другие сотрудники
  • Петь гимн компании
  • Делать производственную гимнастику
  • Пользоваться бытовой техникой только своей компании
  • Добровольно работать сверх смены 30 минут каждый день
  • Письменно благодарить начальство при увольнении

Начитавшись подобных страшилок о Японии, любой "маленький" украинец плюнет и скажет, мол, это же какой-то фашизм! И будет не прав. Это всего лишь своеобразные японские модели жизни и бизнеса, которые никогда не смогут работать у нас.

Впрочем, для украинца удивительно другое — как при такой строгой регламентации правил и требований система продолжает работать? Удивляться не стоит, просто у японцев принято, что если они о чем-то договорились, а тем более записали, это надо выполнять.

Да, система довольно запутанная и бюрократизированная, но зато работает железно. У нас совсем по-другому — то, что записано в правилах и даже в законах, никакого отношения к тому, что на самом деле происходит, не имеет.

Понятное дело, что жить по японской системе украинцу просто-таки невозможно, но вот западные европейцы, в частности, Найал Муртаг, приспособились, и им там очень нравится. Муртаг, правда, отмечает, что при всем великолепии порядка и организованности с творческим подходом к делу у японцев явная проблема — его просто нет.

Копируют они действительно великолепно, а вот придумывать самостоятельно им очень сложно. С украинцами, наоборот, мало кто сравнится по части выдумки. Правда, пользы от этого умения, увы, немного. Слишком большая разница между тем, что у нас пишут в правилах, и тем, что получается в результате.?




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиватьсяНе в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться
Однозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном делеОднозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном деле
Гид HBR. Как управлять своей карьеройГид HBR. Как управлять своей карьерой

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)