Как заставить клиентов делиться информацией
Автор: Кирилл Горский
Источник: Forbes.ru
Сарафанное радио — голубая мечта многих начинающих предпринимателей, от рестораторов до дизайнеров интерьера. Мечта о бесплатном клиенте, о том чтобы заказчик, посетитель, клиент, один раз обслуженный на пять баллов, приводил за собой семью и всех знакомых, а те — своих знакомых. Обычный совет из популярных руководств по практическому маркетингу: делайте все хорошо, выполняйте все пожелания клиентов, будьте пай-мальчиком от бизнеса и клиенты потянутся к вам сами. Советы от консультанта по имени Капитан Очевидность потому и стоят недорого, что хоть и верны, но денег не приносят. Довольно толстая, страниц на 250 книга «Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить» американца Энди Серновица, вышедшая в этом году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» пытается подвести под управление разговорами о компании и ее продукции что-то вроде научной теории.
Научный подход состоит в следующем. Серновиц дезинтегрирует процесс распространения слуха, разбивая его на пять элементов, обеъединенных аббревиатурой ОТИУИ:
- О — Ораторы. Выделите людей, которые говорят о вашей о компании, продукции, бренде или по крайней мере могут о ней говорить.
- Т — Темы — о чем говорят или будут говорить и спорить. Пример из книги: сэндвич толщиной в 17 см из одного из нью-йоркских ресторанов, который, конечно, вкусный, но говорить о нем заставляет не вкус, а толщина.
- И — Инструменты — как можно помочь ораторам распространять ту информацию, которая выгодна компании. В ход идет все от набора кнопок like на корпоративном сайте до образцов и купонов: «пусть никто не уходит от вас с пустыми руками».
- У — Участие — как, не вызвав отторжения, «вклиниться» в разговоры о компании. «Реагируйте на электронные письма, принимайте комментарии в блоге, участвуйте в обсуждениях на форумах, отвечайте на звонки».
- И — Отслеживание — откуда и как быстро и полно узнавать, что говорят о компании.
Алгоритм предлагает описывать любую коммуникационную ситуацию с этих пяти сторон, и с каждой стороной работать с каждым элементом по отдельности.
Эффективно? Если судить примерам из книги — да. Однако, дочитав ее до конца, трудно не заметить, что все без исключения приемы, предназначенные для работы с каждым пунктом магического ОТИУИ и без него присутствуют в маркетинговом арсенале, просто здесь они объединены в новое боевое построение.
Прочесть, тем не менее полезно. Хотя бы для того, чтобы в очередной раз рассеять иллюзии о существовании «волшебной таблетки», способной привести клиентов бесплатно и без усилий.
|